Педагогический аукцион "Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах ДОО"
учебно-методический материал

Малий Наталья Александровна

Педагогический аукцион

"Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл auktsion.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Старший воспитатель Малий Наталья Александровна.

Педагогический аукцион

"Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах"

 Педагоги делятся на две команды, выбирают капитана команды.

 I задание.     

 Экспресс-опрос (сначала обсуждение вопроса, затем капитан называет, кто отвечает).

  1. Перечислите предпосылки сюжетно-ролевой игры.

(Ответ: ознакомительная, отобразительная,  сюжетно-отобразительная)

  1. Назовите этапы становления сюжетно-ролевой игры.

(Ответ: воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

  1. Назовите наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры.

(Ответ: Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

  1. Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль»?

(Ответ: Д.Б.Эльконину)

  1. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры? 

   (Ответ: внимание, память, мышление)

  1. Назовите компоненты сюжетно-ролевой  игры.

        (Ответ: сюжет, содержание, роль)

     7) Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:

      a.  - Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или      рядом друг с другом.

      б. - Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

     8) Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

     a. - Ссорятся из-за  игрушки, каждый тянет ее к себе.

     б. - С увлечением играют в путешествия.

     9) Творческий характер игры определяется наличием …? 

    (Ответ: замысла)

    10) Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль ….

     (Ответ: взрослого)

    11) Назовите сюжетно-ролевые игры с производственным      сюжетом.

     (Ответ: "магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская",     "автосервис" и т.д.)

     12)    Назовите сюжетно-ролевые игры с         общественно-политическим    сюжетом.

      (Ответ: "в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

      13) Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… 

      (Ответ: сюжет)

     14) Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры – это?              (Ответ: наличие атрибутов)

     15) Назовите гигиенические условия организации сюжетно - ролевой игры.

      (Ответ: наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для   игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

     16) Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно -     ролевую игру.

     (Ответ: оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли).

     17) Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры.

     (Ответ: Каждая команда выбирает табличку самостоятельно).

 II задание. 

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе: 

  • выполнение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек);
  • организация игрового пространства;
  • наличие игрушек;
  • организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту детей;
  • педагогическая ценность макета в организации предметно-игровой среды детского сада.

 III задание.  

Решение педагогических задач:

  1. Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы  при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.

Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя.

  1. Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня? (Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

 - Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.

    Рефлексия

Игровой опыт педагогов — рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта. Участникам предлагается обсудить вопросы:

1.В каком возрасте для вас закончилось время игр?

2.Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?

3.Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?

4.С кем играли с особенным удовольствием?

5. Есть ли в вашей памяти моменты, когда вы учились играть, и как это происходило? (для капитанов)

 6.Где разворачивались игры?

7.Можно ли сказать, что вы стремились играть в присутствии или в непосредственной близости от взрослых?

9.Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?

10.Какими материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, подсобными материалами и предмета ми)?

11.Чему вы учились во время игр?

12.Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?

Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям. 

Завершение аукциона, подсчет баллов.

Старший воспитатель Малий Наталья Александровна

Брейн-ринг

«Организация игровой  деятельности дошкольников».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Форма проведения: брейн-ринг.

Оборудование: цветные карточки трех цветов, карточки для письменных ответов, карточки с подготовленными вопросами, ручки, музыкальный инструмент, мультимедийная установка, компьютер.

Содержание и ход:

Педагоги  делятся на три команды с помощью игрового упражнения «Колечки». Правила игры: сколько раз ведущий хлопнет в ладоши, по стольку человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - педагоги образуют «тесное» колечко. После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Объединив, нужное количество человек в колечки ведущий объявляет: «Стоп! Каждое колечко —  команда».

Команды выбирают капитанов  команд.

Задание для капитанов: 

подойти к ведущему и взять одну из предложенных карточек любого цвета (красная, зеленая, синяя).

Теперь каждый капитан приглашает свою команду занять места за столами в соответствии с выбранным цветовым обозначением (участники усаживаются за столы).

Уважаемые участники, вам предстоит выполнить задания,  которые помогут выявить ваши знания по федеральному государственному образовательному стандарту и об организации игровой деятельности с детьми, а также продемонстрировать ваши способности, мыслительную деятельность и скорость реакции.

Правила игры следующие:

  1. на ряд предложенных вопросов нужно ответить быстрее своих соперников, для чего необходимо первыми поднять вверх цветную карточку;
  2.  будут предложены задания, на выполнение которых отводится определенное время. В этом случае по истечении времени звучит удар гонга и капитаны команд (или представители) должны дать ответы на вопрос;
  3. временной регламент для выполнения задания будет озвучен перед каждым раундом;
  4. оценивает выступления команд  жюри;
  5. за каждый правильный и полный ответ оценивается в один балл;
  6. победителем в игре становится та команда, участники которой наберут большее количество баллов;
  7. подведение итогов осуществляется в конце игры.

Разминка.

Вопросы, требуют от педагогов быстрой реакции. Отвечать будет та команда, которая первая поднимет цветовую карточку. Команды при необходимости могут дополнять ответы соперников. Внимание на экран (слайды с вопросами).

Ведущий зачитывает вопросы:

  • Назовите номер документ и дату выхода ФГОС ДО?
  • Какие основные принципы дошкольного образования выделены в  ФГОС ДО?
  • Какие образовательные области предусматривает ФГОС ДО?
  • Перечислите виды детской деятельности по ФГОС ДО.
  • К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
  • Какие основные виды детской деятельности включает в себя образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»?
  • С какими образовательными областями интегрирует социально-коммуникативное развитие

Жюри подводит итоги, а мы начинаем первый раунд. 

Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.

Первый раунд. Тема: «Взаимодействие педагогов с детьми».

Командам поочередно задаются вопросы. Время для обдумывания на каждый вопрос – 2 минуты. Если команда дает неправильный ответ, ход переходит ко второй команде.

Вопросы:

  1. Что такое личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми?
  2. Назовите средства, обеспечивающие личностно-ориентированный контакт взрослого с детьми?
  3. Какими методами избавляете детей от негативных переживаний?
  4. Как формируете у дошкольников положительное отношение к сверстникам?

5. Какими средствами поддерживаете эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей?

6. Почему нельзя сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей, а необходимо только с его собственными?

В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности.

Второй раунд.

Тема: «Развитие игровой деятельности детей»

Для всех команд зачитываются вопросы по данной теме. Время для обдумывания – 1 минута. На вопрос начинает отвечать та команда, которая первой подает сигнал (поднимает вверх карточку). Если команда дает неправильный ответ, возможность ответить появляется у другой команды.

Вопросы:

  1. Какое время в режиме возрастной группы отводится играм?
  2. Как обогащаете опыт детей с целью развития игры?
  3. Какие виды игровой деятельности предпочитаете организовывать?
  4. Как организуете начала игры каждого вида?
  5. Способы регулирования взаимоотношений детей по ходу игры? Каким способом разрешаете их конфликты?
  6. Назовите классификацию игр?
  7. Охарактеризуйте структурные компоненты игровой деятельности дошкольников.

 ( Пояснения к вопросу № 7 

К структурным компонентам игровой деятельности относятся:

1.Мотив игровой деятельности связан с удовлетворением потребностей детей в активности, самоутверждении и самореализации.

2.Цель игры. Любая детская игра имеет свою цель, которая осмыслена ребенком и конкретна в своем действии (нарядить куклу, построить дом и др.).

3. Планирование – предварительное или возникающее по ходу игры продумывание ее процесса: разворачивание сюжета, последовательность действий, персонажи, роли, правила взаимодействия). В полной мере планирование игры проявляется к старшему дошкольному возрасту.

4. Средства реализации. К ним относятся игровые средства - игровая обстановка - это могут быть игрушки, предметы, мебель, декорации и др.

5. Игровые действия - это действия, с помощью которых дети реализуют сюжет игры, исполняют роли. В играх с правилами игровые действия (характер, последовательность) четко регламентируется правилами.

6. Результат игровой деятельности имеет воспитательный, обучающий и развивающий эффект, и выражается в удовлетворении основных потребностей ребенка (эмоциях, активности, общении и др.), то есть выполняет социальную, коммуникативную, коррекционную, развлекательную функции.)

  1. Почему игра считается ведущим видом деятельности дошкольников?

9. Определите требования к игрушкам для детей дошкольного возраста (перечислите типы игрушек)  

(Пояснения к вопросу № 9 

Для детей дошкольного возраста необходимо подбирать только те игрушки, которые соответствуют требованиям, связанными с санитарно-техническими требованиями, с влиянием игрушки на игровую деятельность и психическое развитие ребенка, ее соответствие возрастному периоду ребенка.)

Основные требования к игрушкам:

1) подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей;

2)способствовать развитию деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование новообразований дошкольников;

3) стимулировать гуманные чувства, бережное отношение к другим;

4) игровой материал должен быть прочным, качественным; учитываются и физические характеристики (размер, вес);

5)обеспечивать возможность развития умственных действий, психических способностей и личностных качеств;

6) быть привлекательной для ребенка, (сенсорная, перцептивная привлекательность (не должны раздражать своим цветом, звучанием и пр.);

7) содержать ориентиры для адекватных действий ребенка: обладать понятностью игрового действия, заложенных в ней возможностей;

8) дать возможность для творческой активности (открытость для разнообразных действий, операционные возможности, гибкость и простота.

9) не должны провоцировать на агрессивные действия; наталкивать на сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием и др.

В современной педагогической литературе классификация игрушек чаще всего строится на основе их использования в разных видах игр: сюжетные (образные), технические игрушки, строительные и конструктивные материалы, дидактические игрушки, театрализованные и музыкальные игрушки и др. )

После ответа команды на вопрос ведущий дает комментарии или, при

необходимости, дополняет ответ.

Третий раунд.

Тема: «Сюжетно-ролевая игра»

Капитаны команды (или представители) вытягивают карточку с вопросом. На обдумывание – 2 минуты. Отвечают устно.

Карточки с вопросами:

  1. Какие приемы воздействия воспитателя на игровую деятельность способствуют развитию игр детей?
  2. Какие пути используются для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов?
  3. Какие приемы вы используете для руководства поведением детей?

Заключительный раунд.

Тема: «Педагогические задачи «Социоигровая педагогика»

Капитаны команд (или представители) выбирают карточку с педагогической задачей.

Время для обдумывания: 3 минуты. Отвечает поочередно каждая команда (предварительно зачитывается текст задачи).

Подведение итогов. Жюри называет набранное количество баллов каждой команды и объявляет победителей. Дружные аплодисменты!

Рефлексия. Каждый участник оценивает свою активность, свой вклад и эффективность работы в команде, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Педагоги  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:

  1. Сегодня я узнала…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполняла задания…
  5. Я поняла, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовала, что…
  8. Я приобрела…
  9. У меня получилось …
  10.  Я попробую…
  11.  Меня удивило…
  12.  Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

особенности сюжетно-ролевой игрывиды  сюжетно-ролевой игрыруководство игройтематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах...

Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является ...

Консультация для воспитателей "Планирование сюжетно - ролевой игры в разных возрастных группах"

В данной консультации можно прочитать задачи по развитию сюжетно ролевой игры в разных возрастных группах и  задачи по формированию умений детей в сюжетно-ролевой игре....

Презентация "Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ"

А.С. Макаренко писал: "Я, как педагог,должен с детьми немножко играть.Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонеей силой, может быть полезной,но не близкой..."...