Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ
методическая разработка по теме
Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх — игра вызывает качественные изменения в его психике.
В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoeobrazie_igrovoy_deyatelnosti_devochek_i_malchikov_doshkolnogo_vozrasta1.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативная база: Конвенция о правах ребенка (ст.31) «Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.» Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования« «Р еализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.»
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Известные авторы - учёные, занимающиеся проблемами изучения игры Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, А.П Усова, Д.Б. Эльконин , Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая ; Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко , С.Л. Новоселова, Е.В.Зворыгина Н.Ф. Тарловская , В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д.. В.А.Деркунская , А.Н. Харчевникова
Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. 1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. 2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами. 3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры. 4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры
Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста.
Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх — игра вызывает качественные изменения в его психике. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста.
Девочки и мальчики, какие они?
Общие особенности игровой деятельности девочек и мальчиков Игровые интересы обусловлены как половой принадлежностью, так и социальной средой. Первоначальный опыт игрового взаимодействия, приобретается в совместных семейных играх (с родителями, братьями, сестрами и др.) Девочки и мальчики охотно взаимодействуют друг с другом, но не умеют совместно строить и развивать сюжетную линию игры. В игре дети ярко выражают свою гендерную принадлежность «Я –мальчик», «Я- девочка». Для развития сюжетов мальчики и девочки одинаково используют различные игрушки, атрибуты, предметы-заместители, самоделки. Дети обоего пола заимствуют сюжеты игр из мультфильмов, книг, комбинируют сюжеты, но не соблюдают четкую последовательность, целостность событий.
Специфические различия игровой деятельности мальчиков и девочек Девочки Небольшое пространство для игр, уединенность. Социально-бытовая тематика игр . Предметно-развивающая среда – аналог взрослого, реального мира. Объединение в игре на интересе друг к другу. Умение распределять роли, уступать договариваться. При возникновении конфликтов необходима помощь воспитателя. Характер ролевых действий заключается в передаче женского своеобразия, в умении перевоплощаться в различные образы. Ролевые действия девочек продуманны, последовательны, стабильны, многократны. Мальчики Большое поле для игровой деятельности. Тематика игр техническая и общественная. Разнообразная предметно-развивающая среда, которая позволяет исследовать, подходить к игре творчески. Объединение в игре на основе интереса к замыслу, сюжету игры. Ролевое взаимодействие носит хаотичный, спонтанный характер, конфликты решаются посредствам силы. Отображение мужских интересов, действий, поступков. Ролевые действия мальчиков неоднозначны, многоплановы, разнообразны, их увлекает процесс, уровень развития игровых навыков выше.
Основные принципы педагогического сопровождения игровой деятельности детей Несмотря на специфические особенности игровой деятельности детей разных полов, в реальном взаимодействии девочки и мальчики проявляют друг другу интерес, внимание, доброжелательность, оказывают помощь. Интересно, что среди «популярных» детей больше мальчиков, так как они творческие, активные, изобретательные. А среди «предпочитаемых детей» больше девочек, так как они умеют подстраиваться, идти на компромиссы, разделять интересы, радость, огорчение. Однако отсутствие игрового опыта и умения взаимодействовать в сюжетно-ролевой игре требует от педагога сопровождения игровой деятельности.
Принцип учета детских игровых интересов, детской игровой субкультуры. Воспитатель учитывает интересы, предпочтения детей, используя современное игровое содержание. Принцип учета деятельной природы ребенка. Поощрение творческой активности и исследовательской деятельности в игре. Принцип учета гендерной принадлежности в игровой деятельности. Сопровождение сюжетно-ролевых игр с учетом особенностей половой принадлежности обогащает игровой опыт. Принцип эмоциональной комфортности детей. Многофункциональная игровая среда для мальчиков и девочек. Принцип педагогической поддержки.
Этапы развития сюжетной игры: I этап: Ознакомительная игра. Действия манипуляций в процессе обследования предметов: начинается приблизительно с 3-4 месяцев и никогда не заканчивается. II этап: Отобразительная игра. (Наглядно-действенное мышление). Отображение предметно- бытовых действий взрослых: а) Что делает мама? б) Что делает воспитатель? III этап: Сюжетно - отобразительная игра. 1. Ребёнок берёт на себя роль, но не обозначает эту роль словом. 2. Ребёнок передаёт характерные особенности окружающих взрослых: а) Как делает мама? б) Как делает воспитатель?
ЭТАПЫ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, беседы, отгадывание загадок и т. п.) II этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними. III этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов. IV этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры. Безболезненный выход из игры.
Роль- через что передаётся? Через предметные игровые действия 1. Сюжетные игрушки 2. Предметы заместители (сохранить основные свойства) 3. Воображаемые предметы (сначала с опорой на наглядность, а потом, с помощью комментирующей речи) Ролевая речь Ролевые высказывания диалог и монолог
Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры : Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни. Обогащение жизненного опыта (яркие). Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей. Играющие взрослые ( партнёр) Предметно-развивающая среда Время на игру в режиме дня (30-35 мин)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).
В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...
Консультация для педагогов на тему «Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах»
совместная деятельность педагога с детьми...
Презентация "Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ"
А.С. Макаренко писал: "Я, как педагог,должен с детьми немножко играть.Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонеей силой, может быть полезной,но не близкой..."...
Выступление на педсовете "Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах"
Презентация...
Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»
Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра ...
Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.
Цель - создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах....