Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»
статья

Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»

Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра способствует всестороннему развитию личности ребенка.

А.П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее точно активизируется их общественная жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»

Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра способствует всестороннему развитию личности ребенка.

А.П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее точно активизируется их общественная жизнь.

В младшей группе у нас было 24 ребенка, из них 18 мальчиков и 6 девочек. В процессе наблюдения за играми детей мы отметили, что между детьми часто возникали ссоры из – за игрушек, дети не могли самостоятельно распределять роли, не берегли игрушки, атрибуты, не доводили игру до конца.

В разговоре с родителями выяснили, чтобы при покупке игрушек, они учитывали возраст детей, предназначение игрушки.

Анализ игровой деятельности позволил нам составить план углубленной работы с детьми.

Мы определили следующие задачи:

- научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения.

- развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий « лечить, готовить обед, накрывать на стол».

- поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли.

Тема игры в течении четырех лет стала темой наших планов по самообразованию.

Свою работу мы начали с того, что определили сюжетно ролевые игры для наших детей.

Выбрали следующие игры: «Парикмахерская», «Больница», «День рождение куклы», «Поезд», «Семья».

Провели родительское собрание со следующей повесткой дня: «Игра в жизни вашего ребенка». На этом собрании определились, кто какую помощь окажет в изготовлении атрибутов.

Папа Светы А. – сделает газовую плиту, Игоря З. – пианино, Оли Т. – умывальник с раковиной, Кости Ст. – медицинский шкаф, другие родители сделали медицинские инструменты: градусник, шприц, трубочку, пульт управления для машиниста.

Стали собирать шапочки для машиниста, проводника, контролера, дежурного. Мамы стали шить халаты и медицинские шапочки. Сшили новое кукольное белье и одежду.

Родителям были даны рекомендации, организовать и устроить дома игровой уголок, как поощрять добрые чувства детей.

Для того, чтобы дети имели четкие представления о некоторых профессиях мы проводили экскурсии в парикмахерскую, медицинский кабинет, на железнодорожный вокзал. Обращали внимание детей на вежливое обращение людей друг с другом.

Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях, мы вносили картины из серии «Кем быть», «В парикмахерской», «В больнице», и другие.

Для того, чтобы дети уверенно чувствовали себя в играх, первую роль на себя брали мы – взрослые. Позже стали предлагать детям: «Кто хочет быть парикмахером? врачом? машинистом? мамой, папой, детьми…

Так как желающих брать на себя роль стало больше, мы предложили детям выбрать двух мастеров парикмахеров (женского и мужского). А для того, чтобы длительное время поддерживать интерес к игре «парикмахер», работал не только со своими сверстниками, но и с куклами.

Для этого объединили игры в «Семью» и «Парикмахерскую». Интерес к этой игре поддерживался красивыми бантиками на резиночке для кукол, салфетками «балеро», заколками, лентами.

Мужской зал пополнился пластмассовыми ножницами.

В беседе с детьми выяснили, что маленькие дети боятся парикмахерской. Чтобы они не плакали, мамы отвлекают их. Вот и мы предложили своим девочкам «клиентам» принести погремушку или другую игрушку.

Материалы постоянно обновлялись, менялись для того, чтобы не пропадал интерес детей к игре.

С большой радостью брала на себя роль «парикмахера» Кристина Ш. Причесывая « клиента» она спрашивала: «Вам не больно?» - старалась развлечь маленького ребенка погремушкой. Все дети пробовали себя в этой роли.

По такому же принципу были поставлены игры в «больницу», «день рождения куклы».

В конце младшей группы наши дети уже научились играть небольшими группами. В игре они были особенно дружны и доброжелательны друг к другу. Хотя вне игры это не всегда наблюдалось. Самостоятельно подбирали атрибуты для роли.

В средней группе задачи по игре усложнились.

Мы взяли следующие задачи: поощрять и развивать инициативу детей в выборе игры, развивать ее замысел, развивать и поддерживать с положительным содержанием.

С особой тщательностью мы отнеслись к подготовке творческой игры «Поезд».

Мы провели несколько экскурсии на вокзал. Показали детям, как трудятся люди не железнодорожном вокзале.

Наблюдали прибытие поезда «Бологое – Великие Луки».

Наблюдали за работой дежурного по станции, осмотрщиков вагонов, машиниста и помощника машиниста маневрового тепловоза.

На другой день во второй половине дня были прочитаны рассказы из книги Житкова «Что я видел», после чтения была проведена беседа о прочитанном.

Через несколько дней была снова проведена экскурсия на железнодорожный вокзал. Еще раз обратили внимание детей на работу железной дороги. Затем была проведена экскурсия в зал ожидания. Дети наблюдали, как пассажиры покупают билеты, как работают киоски.

После этих экскурсий у детей возникло желание отразить в игре то, что они увидели и узнали – труд людей, их взаимоотношения. Дети играли с большим увлечением и долго, связывали игру в «Поезд» с играми в «Дом», «Больницу», «Парикмахерскую».

Мы провели игру «Поездка к кукле на день рождения».

Наша работа очень заинтересовала родителей, у них возникло много вопросов по поводу возможности использования игры в воспитательных целях. Идя, навстречу пожеланиям родителей мы оформили стенд, посвященный проблемам игры. Куда поместили высказывания педагогов: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В. Сухомлинского, статьи из журналов «Дошкольное воспитание» по воспитанию добрых чувств через игру.

Постоянно проводили консультации и беседы с родителями с целью помочь им организовать полноценную жизнь ребенка в игре. Советовали при посещении магазина, парикмахерской, детской консультации обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда.

Особую тревогу вызывала группа детей: Андрей К., Павлик К., Женя Р. Они были неорганизованны, драчливы, все оборачивали только для себя.

При посещении семей выяснилось, что они являются единственными детьми, где все им позволено, разрешено.

Советовали родителям этих детей пересмотреть свое отношение к детям, по возможности повысить к ним требования, давать определенные посильные задачи (убирать уголок).

Увидев избыточное количество нужных и ненужных игрушек в уголке, с которыми ребенку уже неинтересно играть, попросили подарить некоторые детям, чтобы доставить радость и чтобы ребенок понял, что доставляя радость другим, он может испытать истинное наслаждение.

Дети стали приносить в группу игрушки: Костя Ст., Максим Ст., Света А. и другие стали делиться ими.

Мы заметили, что наши дети изменились в характере поведения. Дети стали более организованными, стали считаться с интересами своих товарищей, помогать друг другу.

Наши дети перешли в старшую группу. В этой группе важное место в работе с детьми по формированию игровой деятельности мы уделили внимание развитию у детей навыков самоорганизации.

В этой группе нами были усложнены задания. Дети должны: уметь самостоятельно выбрать тему и роль, продумать содержание игры и ее ход, определить, какое оборудование необходимо для осуществления задуманного.

Мы понимали, что чем длительнее поведение ребенка в игре, чем она длительнее , чем больше приносит ему радости, тем глубже он постигает социальную сущность деятельности и отношений людей, тем лучше усваивает смысл общественных явлений.

Поэтому вначале дети под нашим руководством распределяли роли с учетом интересов, возможностей и желаний каждого. Дети объединялись в небольшие группы по 3 – 4 , 5 – 6 человек.

В процессе игры мы учили детей создавать игровые коллективы.

Мы стремились пополнять знания детей, чем больше дети имеют знаний, чем раньше они приобщаются к игровой традиции и овладевают способами построения игры, тем более они свободны в своей игре – конструировании и реализации игрового замысла, построении своего мира.

Через игру происходит приобщение ребенка на ранних этапах детства к культуре общества. В игре происходит осознание ребенком различного рода отношений между людьми, осознание самого себя и своего места в мире, умение раскрыть себя и понимание другого.

Информация, которую мы давали детям, о деятельности взрослых обеспечила основное содержание игры. И чем больше узнавали дети, тем тщательнее готовились к игре и роли, которую брали на себя.

Особенно широко использовали в играх знания о деятельности взрослых – «Игра в космос», «Д/сад», «Школа», «Поликлиника», «Библиотека», «Космонавты».

В подготовительной группе наших ребят на много дней увлекла игра в «космонавтов». В начале отсутствие знаний, тормозило развитие игры, и дети засыпали нас вопросами: из чего сделана ракета? Как налаживают связь? Почему далеко, а на земле слышно? Детей интересовало все: что должен делать космонавт? Как он готовится к полету?

Мы читали рассказы о космонавтах, рассматривали альбомы о космонавтах. Делали вырезки из газет о космонавтах. Каждый день беседовали о том, что показывали

По телевизору о космонавтах, собирали значки о космосе.

 Полученные знания давали новые направления. Например, « космонавты» перед полетом «тренировались», занимались на комплексе, учились прыгать через скакалку и т.д. То есть вырабатывали в себе физические качества, необходимые космонавтам. Появились «конструкторы», которые из строительного материала, пробок, обрезков картона – устанавливали связь с Землей.

Ролевая игра вызывает речевую активность детей, сговор, игровые контакты с товарищами, передача своего настроения, замысла – все это положительно влияло на развитие связной речи. А в процессе игры происходило уточнение и активизация словаря. Так в игре «космонавт» появились слова: «стыковка», «космодром», «невесомость» и т. д.

Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств формируется на протяжении многих лет. У малыша оно начинается с любви к матери, членам семьи, д./саду.

В подготовительной группе дети знакомятся с героическим прошлым и настоящим нашей страны. Полученные знания они отражают в играх «Путешествия», «Пограничники».

В коллективной игре обычно есть организаторы, благодаря которым осуществляется замысел детей. Организаторов дети выбирают сами.

Наша цель – каждого ребенка к выполнению организаторских функций в различных творческих играх. Так, медлительных, неуверенных в себе ребят мы приучали организовывать игры с детьми такими же по характеру, как они сами. Это позволило быстрее им приобрести уверенность в своих организаторских способностях.

Для сообщения детям знаний о труде мы проводили экскурсии на почту, в школу, библиотеку и т. д. Ребята наблюдали за: трудом взрослых. Мы обращали их внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, но и поясняли как взрослые относятся к своему делу, как организован их труд.

Ни одна сюжетно – ролевая игра не проходит без подготовки. Дети сами изготовляли атрибуты к играм, веночки для концерта, билеты, защитную маску для космонавтов, тетради для игры в «школу» и т. д.

Сюжетно – ролевая игра стала богаче, когда мы включили знакомые детям персонажи. Обыграли сказки по программе нашей группы: «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев». Дети сами выбирают для себя роль, учат ее, готовят атрибуты.

Проделанная работа позволяет сделать вывод, что при целенаправленной организации работы и при тесном контакте с родителями можно добиться положительных сдвигов в поведении детей через игру.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является ...

Презентация "Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ"

А.С. Макаренко писал: "Я, как педагог,должен с детьми немножко играть.Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонеей силой, может быть полезной,но не близкой..."...

Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

Цель - создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах....