ПРОЕКТ Тема: «Волшебный мир кукол»
проект

Подчасова Светлана Геннадьевна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_tvolshebnyy_mir_kukol.docx908.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

детский сад №55 «Кузнечик»

г.о. Подольск

В рамках конкурса социальных проектов «МЫ ВМЕСТЕ»

Номинация «Единая семья»

ПРОЕКТ

Тема: «Волшебный мир кукол»

                                        Воспитатель логопедической группы

                                  Подчасова Светлана Геннадьевна

2018г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Вид проекта: Социальный

Прожолжительность проекта: долгосрочный (октябрь - май 2017-2018г.)

Руководитель проекта: заместитель заведующего по воспитательно – методической работе  Панфилова Наталья Матвеевна

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели: Подчасова Светлана Геннадьевна, Столярская Елена Владимировна, специалисты  педагог –психолог Козлова Надежда Владимировна, учитель-логопед Быкова Татьяна Александровна

Актуальность:

Пожалуй, самая главная игрушка для детей - это кукла. В куклы дети играли всегда.  Куклы, в жизни подрастающего человечка играют важные роли, они учат ребёнка многому, через их роли, он переживает и свои.

 Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и прочими. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.  Кукла воспитывает интеллектуально - нравственного человека. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка.

Обоснование проблемы:

Понаблюдав, за играми наших детей, мы заметели, что сюжет ролевых игр стал беден и однообразен, современные куклы: Барби, Винкс и другие, вытесняют из игры традиционную куклу, но это не способствует развитию сюжета игры. Девочкам стало неинтересно играть с куклами малышами, шить одежду куклам голышам, придумывать интересный сюжет игры и интересные роли себе и своим куклам, снизилась игровая инициативность, уступив место бессюжетному  манипулированию игрушками. А ведь мы знаем, что игра является для дошкольника ведущим видом деятельность, жизненной необходимостью и условием для его развития и осуществлениятех поступков, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. И неизменным другом, спутником этих игр, будет, конечно же, кукла. Но не всегда родители грамотно подходят к выбору кукол, часто следуя тенденциям моды или ежеменутному желанию ребенка: «Хочу такую же, как у Кати», не задумываясь, какую игровую ценность несет эта игрушка.

Также по результатам анкетирования родителей, мы заметели, что снижается передача игровых традиций, культурных и исторических ценностей старшего поколения. Многие родители, не знают историю возникновения кукол, их значение в жизни человека не только игрового, но и исторического.

Цель проекта: Приобщение детей и родителей к волшебному миру кукол, как возрождения культурного наследия поколений, посредством ознакомления с историей возникновения кукол и изменение отношения родителей к выбору кукол и  игре как средству общения с ребенком, активизацию  использования игр в семейном воспитании.

Задачи  проекта:

  1. Познакомить родителей и детей с историей возникновения куклы.
  2. Педагогам определить значимость куклы в жизни детей; собрать информацию о разнообразии кукол.
  3. Развивать у детей  игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей и особенностей , в рамках реализуемого проекта
  4. Установить доверительные отношения между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду
  5. Создание  творческой  атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку и  проведение запланированных мероприятий для всех участников проекта
  6. Развитие социально-личностной сферы дошкольников, посредством совместной творческой деятельности  детей и родителей на основе традиций наших предков и передачи исторического наследия молодому поколению
  7. Помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
  8. Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

Ресурсы обеспечения проекта:

Информационные:

  • научно – методическая, художественная литература;
  • ресурс Интернета.

Кадровое обеспечение:

  • администрация ДОУ;
  • воспитатели;
  • педагог-психолог;
  • учитель - логопед.

Материально – техническое обеспечение:

  • экран;
  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • музыкальный центр.

Формы работы по проекту
Традиционные:

  • анкетирование
  • беседы

Инновационные:

  • родительский клуб
  • семинар - практикум
  • мини – музей
  • мастер- классы
  • презентация (готового продукта)

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня знаний детей и родителей об истории возникновения куклы, как возраждения культурного наследия поколений.

2. Через совместную деятельность, достигнуть, сплочение коллектива и возрождения семейных традиций.

3. Использование родителями полученных знаний при выборе кукол для детей. 

4. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; 

5. Проявление у детей доброты, заботы, бережного отношения к куклам; 

Показатели эффективности проектной деятельности:

  • вовлеченность семьи в проектную деятельность;
  • рост воспитательного потенциала семьи;
  • повышение заинтересованности и  увлеченности родителей  жизнью детей в семье и детском саду.

Этапы реализации проекта:

Направление деятельности

Сроки реализации

Родители

Дети

Педагоги

Организационный этап:

 Определение целей, задач, форм сотрудничества между субъектами процесса реализации проекта.

октябрь

- Индивидуальные беседы с родителями.

- Мотивирование  на участие в проекте «Волшебный мир кукол»      

- Анкетирование родителей с целью изучения роли куклы в жизниребенка.

- Анализ  опыта родителей по использованию кукол в семейном воспитании.

- Наблюдение за игровой деятельностью с использованием кукол.   -Мотивирование на  участие в проекте «Волшебный мир кукол»

- Консультация  по результатам анкетирования.

- Создание творческой группы, с целью реализации проекта.

- Подбор материалов к презентации

- Подбор физминуток, пальчиковой гимнастики

ноябрь-апрель

Основной  этап: Реализация содержания сотрудничества между всеми участниками проекта.

- Участие родителей совместно с детьми в  творческой деятельности ( по созданию мини-музея)

- Участие в заседании семейного клуба «Учимся играя»:

- мастер – класс: Славянская кукла - мотанка «Счастье»

- мастер – класс: «Веселые чубрики» для дальнейшего использования в работе по логопедии и театрализованной деятельности.

 - Выступление мам с сообщениями  для детей «Моя любимая кукла детства»

- Изготовление ростовой народной куклы «Масленицы» и  ее презентация на муниципальном конкурсе (грамота)

- Семинар – практикум на тему: «Позитивная куклотерапия создания славянской куклы - мотанки»

- Просмотр детьми презентации «История возникновения кукол»

- Мастер – класс «Изготовление куклы – марионетки бросового материала

Разучивание с детьми физминуток  и пальчиковой гимнастики по данной теме и использование их  в рамках реализации проекта

- Организованная  деятельность по ручному труду «Изготовление бумажных кукол»

- Организованная  деятельность по рисованию по теме: «Моя любимая кукла»

- Ознакомление с художественной литературой по теме: «Пожарные собаки» Л.Н. Толстой, «Прикючения  Буратино» А. Толстой
«Приключения старой куклы»  Г.Каменная, Осеева В. «Девочка с куклой» и лругине

- Игровая деятельность детей с использованием кукол.

- Прослушивание музыкальных произведений по теме «Куклы»

- Разучивание стихотворений о куклах к итоговому мини – концерту для старшего поколения

- Показ кукольного театра по сказке  “Маша и медведь» для младших групп

- Создание мини музея «Волшебный мир кукол»

- Проведены консультаций для родителей по теме: «Значение куклы в развитии ребенка». «Кукла и развитие ребенка или всякая ли кукла нужна детям?»

- Использование  физминуток и пальчиковой гимнастики по теме в непрерывной образовательной деятельности.

- Создание  семейного клуба:    Проведение мастер- классов;

- семинара  – практикума

-презентация авторского сочинения учителя – логопеда Быковой Т. А. стихотворений к мини – концерту.

Использование музыкальных произведений по теме «Куклы» в непрерывной образовательной деятельности.

май

Итоговый  этап: Подведение итогов сотрудничества, оценка эффективности реализации проекта

1.Анализ прогнозируемого результата.

2.Представление опыта работы по проекту.

Презентация готовых продуктов:

- игровое оборудование;

- методическое сопровождение (консультации, конспекты, картотека игр и физминуток)

- мини – музей кукол,

-итоговый концерт для родителей.

3.Презентация проекта и видео ролика «Волшебный мир кукол» для родителей и сотрудников дошкольного учреждения.

Продукты проектной деятельности:

  • Фотоматериалы.
  •  Видеоматериалы
  • Материалы  семинара – практикума для родителей.
  • Материалы мастер – классов (куклы – мотанки, куклы чубрики, куклы марионетки, бумажные куклы)
  • Рисунки детей по теме
  • Сборник авторских стихотворений «Куклы»
  • Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики
  • Анкеты
  • Музей
  • Консультации

Аналитическая справка по результатам анкетирования. 

С целью выявления роли куклы в жизни ребенка среди родителей старшей компенсирующей группы было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 15 человек, что составило 95%  группы.

 На вопрос « Играли ли Вы когда-либо в куклы»? 80% респондентов ответили положительно.

85%  опрошенных  отмечают, что они находили особое удовольствие в игре с куклой. Кукла была помощником. Она помогала лучше понимать себя и других, помогала в налаживании взаимоотношений.

Родители отмечают, что в кукол они играли с раннего возраста до семи, двенадцати, шестнадцати лет, а некоторые признаются, что играют в них до сих пор. Только это уже другие куклы - традиционные или коллекционные.

55%  опрошенных отмечают, что у них было много подруг между детьми. Для остальных 45%  близким собеседником была кукла.

Родители  говорят, что им одинаково нравилась играть как в новые куклы, так и в старые, уже находившиеся в употреблении.

Респонденты отмечают, что им нравились взрослые куклы, которых можно было одевать в разную одежду 75%.

25% опрошенных нравилось играть в куклу, которая представляла собой грудного младенца.

Вот как описывают свою любимую куклу некотрые родители:

« Немецкая кукла. Говорящая и хлопает в ладоши»,

 «Кукла Барби»,

«Вязаная кукла из грубой шерсти с красивыми голубыми глазами  –пуговками. Замечательными косички из пряжи. Когда я подросла, стала шить на нее одежду. Эта кукла сформировала у меня желание вязать»,

« Это кукла, которая умеет ходить,  с большими голубыми глазами, белыми длинными волосами. Кукла была моей подружкой»,

«Кукла большого роста с тёмными каштановыми волосами. Платье кремового цвета в красный горошек. Я любила завязывать ей хвостики. Часто водила её за руку. С ней было легко. Она была как подружка»,

«Кукла большая с длинными белыми волосами ,большими серыми глазами и длинными ресницами. Одежды было не много, но она была чистая и опрятная. Я играла с куклой каждый день в дочки-матери»,

«У моей куклы были длинные светлые волосы до лопаток, голубые глаза, голубое платье с круживной оттелкой. Коричневые туфли. Она была из твердой пластмассы. Руки, ноги , головава крутились и двигались. Мне эту куклу подарили на 14 лет одноклассники».

С куклами играли в различные игры: в дочки-матери,  доктора, танцора, балерину и другие.

100%  респондентов ответили, что они сейчас очень любят детей.

Литература

  1. Выгодский Л.С.  Игра и её роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии.- М: Просвещение,1966.
  2. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры /Избранные психологические произведения в 2-х т. М: Педагогика, 1983 – Т.I
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива.2014
  4. Журавлева В.И, Проектная деятельность старших дошкольников – Волгоград Учитель, 2009.
  5. Татаринцева А.Ю., Григорчук М. Ю. Детские страхи куклотерапия в помощь детям СПб.: Речь,2007.
  6. Интернет ресурсы.

Приложение:

1.Видеоролик:  https://cloud.mail.ru/stock/tcGyQ4kpXVqbXE9rDQyPNeQb

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DRa0.167\для С.Г\S1200009.JPG

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DRa0.601\для С.Г\S1200005.JPG


C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_1629.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный краткосрочный проект Тема: «Волшебные звуки» (музыкальные инструменты)

Один из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду – это игра на детских музыкальных инструментах.Данный проект направлен на воспитание у детей интереса к миру музыки; в игровой форме по...

Номинация «Лучший творческий проект» Тема: «Волшебный квадратик» (Оригами)

Номинация «Лучший творческий проект»Тема: «Волшебный квадратик»(Оригами)...

Детский исследовательский проект Тема: «Волшебная ткань» Номинация: «Умелые руки» (художественно-прикладное творчество);

Здравствуйте уважаеые коллеги! Данный проект будет интересен детям.У нас он прошел на ура! Все ребята  и родители приняли активное участие....

Проект Тема: Волшебный мир руками детей

Проект по художественному воспитанию детей...

Проект развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изготовления кукол и участия в играх-драматизациях на тему: «Волшебный мир кукольного театра»

Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а ...

Проект Тема: "Волшебный мир сказок"

     Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в ...

ПРОЕКТ Волшебный мир кукол

Приобщение детей и родителей к волшебному миру кукол, как возрождения культурного наследия поколений, посредством ознакомления с историей возникновения кукол и изменение отношения родителей к выбору к...