Главные вкладки

    Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
    материал

    доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_proektnaya_deyatelnost.docx18.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

       Так как в нашем современном мире все быстро изменяется, появляются новые технологии, и человеку необходимо быстро ориентироваться, получать новое и стремиться его применить, усовершенствовать. А смогут это сделать и успеть только активные, инициативные, творческие, умеющие продуктивно применять и преобразовывать полученные знания и умения люди. Такие качества и умения закладываются в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети пытливы и любознательны по своей природе, но им не хватает инициативы, вернее «разумной» инициативы, Согласно ФГОС: К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка: на этапе завершения дошкольного образования:

     ‒ ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

     ‒ ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

     ‒ ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

    ‒ творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

    ‒ у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.

    ‒ ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

    - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

     Дети не всегда любят самостоятельно преодолевать трудности, искать пути решения проблемы, им как раз не хватает инициативы. А зачастую мы, взрослые, решаем их за них или даём готовые пути решения. Вот здесь на помощь приходит проектная деятельность, которая помогает зажечь огонёк пытливости, поддержать инициативу ребёнка, подталкивающую к поиску решения проблемных задач и повести дальше (пройдя путь, определённые этапы) к оформлению и изготовлению продукта, который является обязательным в проектной деятельности. Почему проектная деятельность? Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника. Проектная деятельность (как доказали исследования) вносит позитивные изменения в познавательное развитие дошкольников. Происходит личностный рост дошкольников, который выражается в выполнении оригинальных, творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми, педагогами и родителями. Дети становятся для родителей и педагогов как партнёры по совместной деятельности. Основной целью метода проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, которые включают в себя:

    ‒ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    ‒ развитие познавательных способностей;

    ‒ развитие творческого воображения;

    ‒ развитие творческого мышления

    ‒ развитие коммуникативных навыков.

    Поэтому метод проектной деятельности является одним из эффективных методов работы с дошкольниками в развитии их познавательных способностей. Развитие познавательных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Что такое метод проектной деятельности? Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов — можно представить, как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение — это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. В настоящее время проекты классифицируются: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: 1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы); 3) информационно -практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. Реализация проектной деятельности осуществляется в игровой форме, методом включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, практически полезные дела). Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами познавательного развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. И наша с вами задача, внедряя свою практику метод проектов, развить познавательные и творческие способности детей и, воспитать гармонично развитую инициативную и креативно мыслящую личность.

    Литература:

    1.Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

    2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2002.

    3.Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е. В. Костина. — М.: Школьная Пресса, 2010. — 64 с.

    4.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ» (Опыт работы)

    Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник сам...

    Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

    Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...

    Тема: «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ»

    Тема:  «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ»...