« Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
материал

Методическое обьединение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                           Детский сад № 7 « Мечта» с. Троицкое

« Развитие познавательных способностей детей дошкольного                    возраста через проектную деятельность»

 Подготовила и провела  воспитатель

                                                                    Пирогова Елена Юрьевна

                                                 12.10 2020 г.

                                                                                                            Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

                                                                                                                             В. Сухомлинский

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

     Актуальность . Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду.  Интерес дошкольников к окружающему миру , желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать  более эффективные средства обучения  и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов , способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию ,развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Основоположник метода проектов - американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

Дети не всегда любят самостоятельно преодолевать трудности, искать пути решения проблемы, им как раз не хватает инициативы. А зачастую мы, взрослые, решаем их за них или даём готовые пути решения. Вот здесь на помощь приходит проектная деятельность, которая помогает зажечь огонёк пытливости, поддержать инициативу ребёнка, подталкивающую к поиску решения проблемных задач и повести дальше (пройдя путь, определённые этапы) к оформлению и изготовлению продукта, который является обязательным в проектной деятельности. Почему проектная деятельность? Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника.

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.  Проектная деятельность  вносит позитивные изменения в познавательное развитие дошкольников. Происходит личностный рост дошкольников, который выражается в выполнении оригинальных, творческих работ.  Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна  по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Подобное умение необходимо воспитывать с детства.

 В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

учет интересов каждого ребенка;

деятельность детей без принуждения;

предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач   И поэтому работая над этой темой педагог ставит перед собой следующие задачи:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

- развитие познавательных способностей, творческого мышления и воображения,

-формирование предпосылок для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

- развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно,

- развитие желания участвовать в процессе совместной проектно- исследовательской , творческой деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

Вся работа строится на следующих принципах:

• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;

• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;

• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;

• принцип природосообразности учитывает психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество детей, родителей и педагогов;

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

• развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

• активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

• формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

• формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Направления в работе, которыми пользуется педагог :

1 Работа с детьми.

2 Работа с родителями.

3 Работа с педагогами.

Для развития  познавательной,  исследовательской активности у детей, педагог использует  различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.

Формы работы с детьми:

Экспериментирование, нод: подгрупповые, индивидуальные, контрольно –

диагностические, интегрированные, релаксация.

Средства – книги, иллюстрации, дидактические игры, презентации.

Формы работы с родителями:

Консультации, родительские собрания выставки поделок, составление фотовыставок, конкурсы, совместные праздники

.

Формы работы с педагогами:

Консультации, практикумы по проектной деятельности, интегрированные нод. средства - книги, материалы для консультаций, проекты.

Классификация проектов, используемых в работе ДОУ

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике

по срокам реализации

По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), но чаще педагоги используют длительные.

Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие,

- ролево-игровые,

- информационно-практико-ориентированные,

- творческие.

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные  проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др. На какие бы рекомендации не опирался педагог при проектировании, ему важно помнить, что именно он организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, но при этом – партнер, и помощник ребенка в его саморазвитии. Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии доступные для понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта. Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу .Дошкольники становятся внимательнее друг к другу начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе

Литература

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

.Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском

саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008

Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ» (Опыт работы)

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник сам...

Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

В статье идет речь о эффективности использования проектной деятельности в детском саду....