Проект «Моя семья» (вторая младшая группа)
проект (младшая группа)

Фоменок Тамара Николаевна

Расширять представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 305»

подразделение №3

Проект

«Моя семья»

(вторая младшая группа)

Тип проекта: творческо- исследовательский, интегрированный, краткосрочный.

Педагоги: Макарова Л. А.

Фоменок Т. Н.

Москва 2018 г.

Ведение

Актуальность: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Семья – это основа, фундамент в жизни ребёнка.  Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой семьи. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание.

Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений.

Постановка проблемы: в воспитании современного ребенка заинтересованы и детский сад, и родители. Однако проблема взаимодействия семьи и детского сада остается актуальной ДУ. В системе взаимодействия ДУ и семьи, выявлены следующие проблемы:

-литература и советы педагогов не всегда представляют для родителей особую значимость;

-навыки, приобретенные в детском саду, не всегда поддерживаются дома.

Таким образом, все это в первую очередь сказывается на детях. Находясь в системе разных требований дома и в детском саду, у детей возникает чувство неуверенности и тревожности. Наша задача совместно с родителями, построить такое взаимодействие, которое позволило бы воспитать уверенного, активного, самостоятельного и здорового ребенка.

Цель: расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности.

Задачи:

-формировать представление о своей семье её членах;

-воспитание заботливого отношения к членам семьи желания и умения помогать;

-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;

- обогатить словарный запас детей;

- создание интереса у детей к своей семье;

-развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Методы и формы работы:

Форма проведения: НОД, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.

Форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы:

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;

- наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

- практические – дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок.

Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.

Интеграция ОО: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественное эстетическое развитие; физическое развитие.

Предполагаемые результаты:  

С детьми:

-дети получат новые знания и умения;

- знают больше о своей семье;

- дети поддерживают доброжелательное отношение во время игр и совместной продуктивной деятельности.

Во взаимодействии с родителями:

- родители станут непосредственными участниками планирования и реализации ОП;

- у родителей появится интерес к работе детского сада, воспитанию детей, возрастет интерес к мероприятиям, проводимым в детском саду.

- усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом;

- отклик на участие в проекте.

Пополнение предметно-развивающей среды группы:

 - фотоальбом «Моя семья»; «Тайна одноразовой тарелочки»;

- оформление книжного уголка;

- дидактические, настольно- печатные, сюжетно- ролевые игры по теме недели;

 - наглядно – дидактический материал «Моя семья»;

- демонстрационный материал: «Члены семьи», «Кто что умеет делать».

Литература:

Ушакова, О. М. Дидактические игры во второй младшей группе / О. М. Ушакова. - М. :ТЦ Сфера, 2010.

Козлова, А. В. Работа с семьёй / А. В. Козлова, Р. П. Дешулина. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва. - М., 2004.

Содержание проекта.

I этап. Организационный

Подбор методической литературы и ее изучение. Подбор дидактических игр и разработка дидактических игр.

Подбор художественной литературы, иллюстраций, фотографий по теме проекта.

Разработка информационного стенда для родителей.

II этап. Практический этап.

Встреча с родителями, привлечение к совместной деятельности (обсуждение предстоящей работы, поиск необходимых фотографий из семейного архива); оформление группы.

Выполнение плана работы с использованием разных форм работы (реализация проекта).

 III этап. Заключительный:

В ходе реализации улучшились взаимоотношения детей в группе, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей участия в проекте.  Результатами нашей работы мы остались довольны. В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей мы получили положительный результат. У детей повысились знания о семье, родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.

Трансляция опыта: отчет на сайте ГБОУ «Школа № 305»;

публикация на сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru».

Реализация проекта

НОД

Образовательная область

Тема занятия

Программные задачи

Методы, приёмы, упражнения

Дополнения (дидактический материал, пособия, картины, художественное слово)

Речевое развитие/

художественное развитие

Тема: «Моя семья»

(интегрированная ОД)

-расширять представление о семье и их обязанностях;

-обогащать словарный запас словами «старший», «младший»; - развивать умение подбирать к существительному как можно больше прилагательных;

-развивать творческое воображение, использовать цвет как средство выразительности;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к членам семьи.

1 Организационный момент: предложение к детям сесть первыми тем, у кого дома кто- то называется сестричками, братиками, внучкой, внуком, сыном, дочкой.

2 беседа о семье: Кто живет в семье? Кто самый старший? Кто самый младший?

3 загадки о членах семьи.

4 ДИ «Кому что нужно? Дети раскладывают возле картинок с изображением членов семьи предметы и игрушки.

5. ДИ «Закончи предложение»

Я люблю свою маму, потому что…

Мама огорчается, когда…

Моя семья самая…

Мы с папой…

Моя бабушка…

6 пальчиковая гимнастика «Моя семья»

7 ДИ «Укрась слово» две команды поочерёдно подбирают слова к существительным, обозначающим членов семьи. Бабушка- добрая, ласковая, заботливая.

8 Творческое задание «Рисуем свою семью цветами»

Представьте себе, что волшебник превратил всю семью в цветы и поместил их на одной полянке. Нарисуй эту волшебную полянку, не забудь нарисовать себя.

Картинки с изображением членов семьи, игрушки и предметы; листы тонированной бумаги, гуашь, фломастеры.

Загадки: Я умею шить, вязать, хорошо готовить, рассказывать сказки. Кто я?

Я хожу на работу, смотрю телевизор, умею ремонтировать кран. Кто я?

Социально- коммуникативное развитие/познавательное развитие/речевое развитие

Тема: «Моя дружная семья»

(интегрированная ОД)

- формировать элементарное осознание связного текста (начало, продолжение, конец);

- формировать представление о семье, о роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата;

- закрепить преставление о трудовых обязанностях членов семьи;

- развивать умение составлять рассказы из личного опыта по заданной теме;

- обогащать словарный запас по теме;

- развивать умение образования уменьшительно- ласкательных наименований, согласования слов между собой;

-воспитывать заботливое отношение к маме и другим членам семьи, желание помогать им.

Организационный момент: «Что такое моя семья?» (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка). Как зовут ваших родителей? Есть ли у вас братья, сёстры, дедушки, бабушки? Как их можно назвать одним словом? (семья)

2 ДИ: «Кто как трудится в вашей семье?» (с мячом)

Договаривать… (папа, мама, дедушка, я …ходит на работу, шьёт, проверяет уроки, ходит в магазин, вытирает пыль, гладит бельё, стирает, читает, мастерит и т.д.)

3 Пальчиковая гимнастика: «Семья»

4 ДИ: «Какая семья?» Большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, весёлая, добрая, хорошая, крепкая, счастливая.

5. ДИ: «Обязанности» (по картинкам)

Мама- гладит, готовит пищу…

Дочь- моет посуду, помогает маме, делает уроки…

Бабушка- вяжет, печет пироги, гуляет с внуками…

Папа- делает ремонт, водит машину…

Дедушка- помогает бабушке, читает…

6. Подведение итогов

Что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …)

Семейные фотографии.

Пальчиковая гимнастика:

Папа, мама, брат и я- вместе дружная семья.

Раз, два, три, четыре- все живут в одной квартире.

(Н. Нищеева)

ИЗО

Тема: «Платок для бабушки»

- закреплять представления о способах нанесения декоративных элементов;

- развивать умение создавать композицию из элементов орнамента (цветок);

- содействовать развитию детского творчества;

- воспитывать аккуратность;

1 Рассмотрение и описание платков.

2 Физкультминутка

5 Демонстрация рисования цветков на платке, концом кисточки нарисовать серединку, приложить весь ворс кисточки вверху, внизу, слева, справа и между лепестками; расположить цветы по всему платку.

6 Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя.

7. Рассматривание работ (цветовое решение, симметрия, композиция)

Платки различной величины и расцветок; образцы двух- трёх платочков (фон разного цвета), гуашь.

Аппликация

«Красивые цветы»

- формировать представление о способе криволинейного вырезания;

- развивать умения создавать предметную аппликацию; подбирать цветовую гамму;

-закреплять умения наклеивать детали;

- воспитывать аккуратность, заботливое отношение к близким людям.

1 Организационный момент: чтение стихотворения О. Бондур «Воскресенье».

2 Проблемная ситуация: «Как порадовать маму, бабушку, сестру? (сделать подарок своими руками)

3 Игровое задание «Найди отколовшийся кусочек от вазы»

На листе бумаги силуэт вазы, сложить вазу из цветной бумаги, разрезанной на 4 части, наклеить.

4 Физкультминутка

5 Рассматривание образцов цветов в вазе.

6. Показ приёмов наклеивания лепестков цветов и стебля; приёмов составления цветов.

7. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

8. Рассматривание детских работ.

Силуэты ваз различной формы; образцы цветов, цветная бумага, клей, кисти.

Воскресенье — вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет. Вытираем их вдвоём, а потом мы всей семьёй

Чай с блинами долго пьём.

А в окошко льётся песня, я и сам запеть готов, хорошо, когда мы вместе, даже если нет блинов.

(О. Бондур)

Конструирование

«Дом, в котором я живу»

- формировать представление об архитектуре, их пространственных характеристиках (высота, длинна, ширина);

- развивать умение конструировать по замыслу из строительного материала разные дома;

- развивать умение анализировать образцы построек; выделять части; их пространственное расположение;

- воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Организационный момент: чтение стихотворения: Ф Алигер «Дом в котором я живу»

Нет ничего прекраснее на свете,

Чем этот дом, в котором я живу.

Н нет нигде камней, дороже этих, -

Которые я домом назову.

Рассматривание иллюстраций с изображением современных домов.

Анализ построек- образцов с изображением современных зданий.

Физкультминутка «Строим дом»

Указания по конструированию, описание плана работы.

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

Анализ построек, обыгрывание.

Строительный материал (деревянный, пластмассовый), иллюстрации с изображениями различных домов, образцы построек домов разного вида.

 Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

 (Н. Нищеева)

Детский дизайн:

 «Рамка для семейной фотографии»

-формировать представления о функциях объектов дизайна; средствах их художественной выразительности (цветовое сочетание, фактура);

- развивать умение декорировать рамки для фотографий, используя мозаичную технику, приём обрывания;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать эстетический вкус.  

Организационный момент: рассматривание семейных фотографий, чтение стихотворение А Черничкиной.

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда – мы красивы-

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме, Семейные снимки хранятся в альбоме.

Беседа по вопросам: для чего нужны фотографии? Где хранятся фотографии?

Рассматривание рамок для фотографий.

Показ техники мозаичной аппликации, приёма обрывания.

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь им.

Рассматривание работ, внесение в интерьер группы.

Рамки для фото для рассматривания, рамки для фотографий из белой бумаги на каждого ребёнка, цветная бумага, клей, кисти.

Нерегламентированная деятельность

Общение

Игровая деятельность

Художественная литература

Изобразительная/ творческая деятельность

Работа с родителями

Беседа «Как я помогаю маме, папе» Цель: развивать умение составлять короткий рассказ повествов- ый рассказ из опыта.

Беседы п фотоальбомам «Моя семья». Цель: развивать интерес к своей семье, закреплять представления об именах родителей, других членов семьи.

Беседа «Традиции нашей семьи» Цель: развивать интерес семейным традициям и ценностям; развивать разговорную речь.

Беседа «О профес- ом труде родителей. Цель: формировать представление о труде взрослых.

Рассуждение «Чем и как можно порадовать близких людей?» Цель: формировать позитивное отношение к близким людям

Ситуативный разговор «Осторожно, чужой человек» Цель: формировать навыки безопасной жизнедеятельности

Ситуация общения: «Мама позвала тебя домой, а ты не хочешь идти, так как не закончил игру…» «Ты съел конфеты, которые мама отложила для гостей. Как ты поступишь? Что ты скажешь? Цель: развивать моральные качества личности.

Обсуждение пословиц и поговорок о семье Цель: развивать восприятие средств художественной выразительности.  

С/Р: «Семья», «Праздники в семье», «Семейный обед», «Шофёры», Дочки- матери», «Доктор», «Парикмахер», «Поезд», «Строители», «Магазин» Цель: формировать сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил в игре; развивать творческое осмысление сторон жизни взрослых на основе их воспроизведения с помощью ролей и игровых действий.

Д/И: «Назови, кто у вас в семье», «Что делает мама дома, папа?», «Назови ласково маму, папу, братика, «Кто я» «Кто старше?»; «У кого сегодня день рожденья?»; Упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?»; «Кто ты для бабушки?»; «Огорчится ли мама, если…», 

«Составь цепочку»,  

«Назови профессии», 

«Что лишнее?», «Кому, что нужно?» Цель: воспитать основы гуманного отношения к людям.  «Кому что нужно?» Цель: закреплять представление об обязанностях членов семьи.  «Закончи предложение» Цель: развивать умение устанавливать причинно- следственные связи. «Украсть слово» Цель: развивать умение подбирать к сущ как можно больше прилагательных. «Чудесный мешочек»

Игры со строительным материалом «Построим дом для кукол», «Сделаем мебель для кукол» Цель: развивать предпосылки к появлению коллективных строительных игр на основе расширения представлений детей об окружающем мире.  

Чтение стихотворения «Посидим в тишине», «Наши мамы» Благининой. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.  Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто

«Мама» К. Ибряев

  • «Мама», «Моя мамочка» Я. Кими«А что у вас» С. Михалков «Купание» «Младший брат»
  • А. Барто
  • «Маму поздравляют малыши»
  •  Л. Миронова
  • «Яблочко румяное»
  • Русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 
  • «Снегурочка», «Морозко», 
  • «Крошечка – Хаврошечка»; С. Баруздина «Мамина работа»,
  • С. Михалкова «А что у вас?»,
  • Драгунского «Моя сестра Ксения».
  •  Пересказ произведений Носова «Затейники», «Заплатка».
  • Просмотр мультфильмов 
  • «Встречайте бабушку», «Непослушный медвежонок»
  • «Осторожно, обезьянки», 
  • «Мама для мамонтенка», «Морозко»,
  •  «Двенадцать месяцев». «Федорино горе», «Марья – искусница»

Раскрашивание раскрасок по теме «Моя семья» Цель: развивать представления об основных цветах, умение штриховать в разных направлениях. «Рисование по трафаретам «Одежда для всей семьи» Цель: развивать представления о разных видах линий и их сочетаниях.

Свободная ИЗО деятельность: «Подарки маме и бабушке», «Удивительный букет» Цель: развивать представление о способах передачи характерных особенностей цветов.

Плоскостное моделирование и конструирование: «Волк и семеро козлят», Колобок» (палочки Кюизенера), «Семья матрёшек», «Цветы» (бросовый материал), «Бусы для мамы» (шнуровка). Драматизация народных сказок по желанию детей («Колобок», «Теремок») Цель: развивать умение передавать в мимике, жестах, движениях разные особенности персонажей. Подарок к дню матери «Ладошка» Цель: развивать мелкую моторику рук; умение радоваться своей работе, развивать воображение, расширять представление детей о празднике и традициях.

Родительское собрание «Чтоб адаптация прошла легко», «Стили воспитания».

Консультация: «Обсуждение проекта с родителями» Предложить родителям просмотреть с детьми фотографии (альбом), провести беседу о членах семьи, назвать по именам.

Рассказать о традициях семьи, о своих профессиях.

Привлечь родителей к изготовлению альбома «Моя семья» подобрать фотографии, оформить на листе А4.

Оформление альбома «Моя семья»

Консультации для родителей по проблеме «Общение детей и родителей в семье». Цель: повышение компетентности родителей в области воспитания.

Индивидуальные беседы-консультации.

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации выставки «Тайна одноразовой тарелочки».

Оформление выставки Цель: показать и раскрыть таланты в семье, объединение членов семьи.

Выставка на тему «Тайна одноразовой тарелочки»

 «С милой мамочкой вдвоём мы тарелочки возьмём,

Ай, да, чудо, как хорош, получился у нас ёж, бабочка, синичка, кошка и лисичка. Всем на удивленье- поделки загляденье» 

Оформление альбома «Тайна одноразовой тарелочки»

Достигнутые результаты Установление тёплых, дружеских, доверительных отношений в группе между родителями, детьми и воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Моя семья" вторая младшая группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно,  в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не...

Проект здоровьесбережения детей второй младшей группы «Здоровый малыш – радость семьи»

Охрана жизни и укрепление физического и пситхического здоровья воспитанников - одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у воспитанн...

Презентация проекта «Я и моя семья» (вторая младшая группа).

Тип проекта: краткосрочный, творческий.Цель проекта. Формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.Задачи проекта...

Проект: «Остров Здоровья моей семьи!». Вторая младшая группа

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависи...

Краткосрочный проект «МОЯ СЕМЬЯ» (вторая младшая группа)

Участники проекта: дети в возрасте 3-4 года, родители воспитанников, педагоги.Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни...

Проект «Моя семья» Вторая младшая группа

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. ...