«Влияние изобразительного искусства на экологическое развитие детей»
материал

Мохно Валерия Геннадьевна

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создаёт на холсте в глине, или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ekologicheskogo_iskusstva.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56»

Доклад:

«Влияние изобразительного искусства на экологическое развитие детей»

Подготовил воспитатель: Мохно В.Г.

2014 год

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создаёт на холсте в глине, или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшение резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времён люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нём в рисунке, скульптуре‚ орнаменте.

Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство -виды изобразительного искусства, отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами.

Живопись воссоздаёт всё богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздаётся реальный мир с пространственной глубиной, объёмом, цветом, светом, воздухом. Цвет главное средство живописи. Картины, посвящённые историческим событиям, изображающие жизнь и быт людей прошедших эпох, принадлежат к историческому жанру. В. Суриков, И. Репин, В. Серов обращались к изображению событий и образов русской истории.

Мифологический жанр это сказочные и былинные образы, навеянные народной поэзией. В. Васнецов создал поэтический и героический образ России («Три богатыря», «Алёнушка»).

Разновидностью исторического жанра является батальный жанр изображение битв и других эпизодов Войны. Первым советским художником баталистом был М. Греков.

В русском искусстве 19 века бытовой жанр приобрёл социальную заострённость. Эго свойственно произведениям Н.Федотова «Сватовство майора», В.Перова «Тройка», И.Репина «Бурлаки на Волге». В произведениях А.Дейнеки, А. Пластова, Т. Яблонской отражена жизнь советских людей, их труд, быт, отцых. Человек всегда был основным объектом изображения. Его мы встречаем почти во всех жанрах. Но только портретный жанр ставит своей главной задачей передачу внешнего и внутреннего облика человека. Портрет может изображать одного человека или группу людей. Великолепны по мастерству портреты художников 18 века: Ф.Рокотова, Д.Левицкого, Б.Боровиковского, силу ума, сосредоточенность мысли русских учёных, артистов, писателей, человеческую красоту простых людей показали в своих лучших портретах И.Крамской, И.Репин, В.Серов.

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте всё многообразие природы. И.Левитан, И.Шишкин, К.Коровин певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник в жизни человека. В конце 19-начале 203. возник новый тип пейзажа индустриальный: это современные мосты и корабли в пейзажах Г.Нисского, строящаяся страна в картинах Ю. Пименова, разработка нефти на Крайнем Севере В.Грызлова.

Своеобразным жанром живописи является натюрморт изображение предметов обихода, овощей, фруктов, цветов.

Графика также является одним из видов изобразительного искусства. К графическим произведениям относятся: рисунок, выполненный карандашом, пером, углём, акварелью, а также различные виды его воспроизведения в печати: гравюра, литография и др. Произведения графики выполняются обычно на бумаге, реже на пергаменте, ткани и других материалах. Особое место в Книжный графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом искусства ребёнок сталкивается ежедневно, поэтому так важен высокий уровень художественного оформления книг для детей. Известные художники иллюстраторы И.Билибин, Е.Чарушин, В.Кананевич, Ю.Васнецов, В.Лебедев, М.Митурич, О.Зотов‚ Л.Толмаков, М.Скобелев.

Скульптура даёт трёхмерное изображение предмета. Выразительность художественного образа определяется его пластической характеристикой. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, реже животные, неодушевлённые предметы. Монументальная, станковая, скульптура малых форм -виды круглой скульптуры, каждая из которых выразительна по-своему. Наряду с этим к скульптуре следует относить также рельефы. Монументальная скульптура это памятники великим людям или историческим событиям: например памятник Минину и Пожарскому, созданный И.Мартосом. Олицетворяет единение русского народа против иноземных захватчиков; также скульптура В.Мухиной «Рабочий и колхозница» эмблема социалистического строя, государство рабочих. Монументальная скульптура может быть часто архитектурного ансамбля. Так например, статуи, установленные в нишах арок на станции метро «Площадь революции».

Станковая скульптура представлена чаще всего портретом. Задача скульптурного портрета в основном такая же, что и живописного передача образа человека. Глубоким психологизмом проникнут портрет писателя Ф.Достоевского, выполненный скульптором С.Коненковым. В станковой скульптуре значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группу людей или фигуру одного человека. В быту распространена скульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов фарфора, дерева, кости, из пластмасса. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных. Рельеф это скульптурное изображение на плоскости (например, стены свода скульптурного памятника). Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника. Например, на постаменте памятника Тарасу Шевченко в Киеве (автор М.Манизер) изображены сцены из произведений поэта.

Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Велико воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой хохломы, яркость, нарядность Городецкого узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям. Продолжают своё творческое развитие существующие издания народные художественные промыслы. Большой популярностью пользуется глиняная игрушка (с.Дылеково, Кировской обл.), деревянная ручная игрушка (с.Богородское, Московская обл.), живописная лаковая миниатюра (с.Палех, Ивановская обл.), посуда Хохломы, & также роспись по дереву и металлу, ручная вышивка и плетёное кружево, косторезное искусство, резьба по дереву и бересте и др.

В детском саду ребёнок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой (иллюстрации к книгам, эстампы), скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства -как на различных занятиях так и в повседневной жизни, если в оформлении дошкольного учреждения широко используются эти виды искусства. Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка, что вызывает живой интерес, развивает чувства и эмоции.

Оказывает ли искусство влияние на экологическое развитие детей. Конечно. Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательно-образовательной работы с детьми, она тесно связана с разнообразными видами деятельности и занятиями. В рисунках, лепке, аппликациях дети отражают свои впечатления от предметов, явлений окружающей жизни, литературных произведений, песен. Например: в уголке природы дети наблюдают за животными (кроликом, морскими свинками, хомячком), за птичкой, рыбками, кормят их. Они подолгу рассматривают, как птичка летает и клюёт зёрнышко, пьёт водичку, & рыбки плавают в аквариуме. С большим интересом они слушают рассказы о животных, особенно Е.Чарушина и В.Бианки, разучивают стихи. Детям нравится рассматривать и ухаживать за комнатными растениями. Также интересна ДСТЯМ работа С природным материалом (шишки, семена, жёлуди, камешки, листья и т. д.). Во время прогулок воспитатель обращает внимание детей на причудливую форму и очертания сучков. Дети собирают природный материал и вместе с воспитателем изготовляют забавные игрушки (из шишек и пластилина: ёжиков, рыбок, бабочку; из семян красочные цветы, бусы и т.д.).

Для выразительного изображения природы ребёнку нужно увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, и выразить свои чувства И переживания В рисунке. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, которыми воспитатель знакомит детей. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Поэтическое слов;; помогает ребёнку обобщить впечатление от наблюдений. Чтобы осуществить основную задачу подвести детей к изображению, воспитатель использует различные приёмы обучения. Основной приём для первой младшей группы показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный приём пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью: воспитатель вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребёнка. Изобразительные движения воспитатель проговаривает равномерно: «Туда сюда», «Вверх -вниз», «Дождь капает», «Снег идёт» дети не только будут повторять движения, но и запомнят словесные определения.

Рисование на тему «Светит солнышко». Предварительно наблюдаем как красиво, ярко, тепло светит солнышко, на занятия для большего эмоционального воздействия читаем детям стихотворение:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки:

Очень рады солнышку.

И словесно сопровождать показ изображения

Нарисуем жёлтый круг

Много палочек вокруг

Это солнышко сияет.

Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисования важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятиям, способствует к формированию образного представления об изображаемом.

Для изобразительной деятельности детей второй младшей группы характерны быстрые переходы процесса изображения в игру. Что объясняется подвижностью воображения, их общей активностью. Дети сначала наблюдали, как птички клюют зёрнышки, затем передают это на листе бумаги и начинают стучать кончиком карандаша по нарисованным кружочкам-зернышкам и объяснять, что клюет птичка. На занятиях рисования постепенно развивается чувство цвета, формы, ритма, дети рисуют ёлочку, используя треугольные формы. Чем лучше дети овладевают формообразующим движениями, тем легче будет создавать различные рисунки и поделки. Предлагаем детям вспомнить, какого цвета травку они видели на прогулке (в разное время года), или какого цвета листочки на дереве (весной, осенью); какого цвета снег и т.д. Малышей учим в простом виде передавать строение предметов, расположение частей. Они рисуют стройную елочку, высокое дерево.

В средней группе воспитатель закрепляет у детей преднамеренный, произвольный характер действий при рисовании, воспитывает интерес не только к процессу рисования, но и к его результату. Во второй младшей группе дети уже рисовали ёлочку. В средней группе они вновь получают такое задание, но с более высокими требованиями. На прогулке по экологической тропе, на участке воспитатель обращает внимание детей на наклон веток, увеличение Длины веток к низу. Затем предлагает всем нарисовать несколько ёлок, растущих в ряд («как в лесу», «как на полянке»). Елки на рисунках детей выглядят неровно: одни выше, другие ниже. Воспитатель обращает внимание на это, объясняет: «Молодые ёлочки -низкие, а старые высокие». Четырёхлетние дети всё больший интерес к рисункам сверстников. Важно вызвать у них положительную эмоциональную реакцию на полученные результаты, учить радоваться общим успехам, поддерживать интерес к работам и желание самостоятельно их рассматривать и оценивать. Рисование детей 5 Лет приобретает всё более осознанный и преднамеренный характер. Окружающая природа красива во все времена года. Сейчас на дворе осень. Воспитатель обращает внимание детей, как постепенно меняется окраска листвы от ярко-красной жёлтой до тёмно-коричневой бурой. На занятиях дети передают красоту осенних деревьев, рисуют осенний лес, осенние деревья и кусты, фруктовый сад. Лучше, если дети в одном рисунке изображают несколько деревьев, стоящих в ряц. При этом по заданию вносят небольшие изменения в их строение, сохраняя основные характерные черты. Полоса земли, на которой дети рисуют деревья, теперь более широка. На ней обычно изображаются опавшие листья. Воспитатель обращает внимание детей на красоту цветовой гаммы: сочетание тёмных стволов деревьев с ярко-жёлтыми и красными листьями («На земле как будто красочный ковёр» замечает он при рассматривании рисунков). Можно предложить нарисовать воробышка или синичку. К наблюдениям на прогулке можно добавить показ изображений птиц на картинках (или игрушка, скульптура). Когда тело и голова нарисованы, рисуют хвост. При раскрашивании обращаем внимание на цвет оперения (серый, чёрный и коричневый у воробья; серый, чёрный, жёлтый, синий у синицы), на форму крыла и его положение, на его расцветку. Дети старшего возраста также рисуют человека. Например, основу рисунка может составить содержание сказки или песни «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять». Каждый ребёнок рисует по несколько фигурок девочек и раскрашивает им сарафаны по своему желанию и вкусу. Около девочки каждый сжег нарисовать траву, цветы. Из отдельных рисунков составляется общая картина. Таким образом, программа усваивается на разнообразном и интересном для детей содержании. Примечательно, что освоенные умения, новые знания и закрепление старого материала идут в тесном контакте  эстетическим и экологическим развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Влияние изобразительного искусства на развитие ребенка".

Данный материал отображает актуальность изучения данной темы....

. «Искусство Эбру» (взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении).

В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру".  Представлен материал необходимый для этой техн...

Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей

 «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающ...

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви...

Консультация для родителей "Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия...

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие детей

В формировании личности ребенка большую роль играютразнообразные виды художественно-творческойдеятельности: рисование, лепка, аппликация, разнообразныеподелки из природных материалов.Рисование, лепка,...

Тема родительского собрания «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие детей»

Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребёнка.Общение педагогов и родителей всегда происходило в форме педагогических бесед, т...