Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Самсонова Ирина Владимировна

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_razvitie_s_onr.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.

Автор: Самсонова Ирина Владимировна – учитель-логопед.

Организация: МБДОУ «Детский сад № 1»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Энгельс.

Дошкольное детство – это период не только приобщения ребенка к познанию окружающего мира и его начальной социализации. Дошкольный возраст – это время, когда интенсивно формируются художественно-творческие способности, составляя основу для становления всех сторон личности подрастающего человека. Перед ребенком раскрывается мир искусства во всем своем многообразии, что позволяет приобщиться к культурным ценностям человечества. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям обучения, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка .

В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом является специфической речевой аномалией, когда нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичны отклонения в смысловой и произвольной сторонах речи. Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность  словарного запаса. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Любая деятельность в дошкольном возрасте, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, но и отражение, углубление представлений детей об окружающих предметах, что способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

На занятиях изобразительной деятельностью и художественного труда детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

В изобразительной или продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослым во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: проговаривать демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников является важным компонентом поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, активно включая художественно-эстетическое воспитание в коррекционную работу с детьми общего недоразвития речи, мы раскрываем индивидуальность дошкольников, самовыражения личности, формируем внутреннюю потребность к творческому преобразованию окружающей действительности, создаем основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.