Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: «Путешествие в страну бумаги»
план-конспект занятия (старшая группа)

Расширение представлений  детей о бумаге, её свойствах и назначении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_bumagi_st.gr_.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе «Путешествие в страну бумаги»

Цель: расширение представлений  детей о бумаге, её свойствах и назначении.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента;
  • познакомить детей со способом производства бумага;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности;
  • развивать координацию движений, мелкую моторику руки;
  • развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
  • воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей;

Ведущая образовательная деятельность: познавательное развитие.

Аннотация:  В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, нам нужно помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о  её свойствах, о значимости в жизнедеятельности человека.

Организационный момент:

В группу заходит воспитатель с младшей группы, здоровается и обращается к детям: "Дети, у меня вот какая проблема: что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?

Воспитатель: дети, как думаете, сможем помочь позабавить малышей?

Дети: сможем.

Воспитатель: Ирина Владимировна, мы сейчас посоветуемся с детьми, подготовимся и обязательно прейдём к вашим малышам.

Воспитатель: дети, какие будут предложения?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: на чём остановимся?

Дети: на экспериментах.

Воспитатель: почему вы думаете, что им будет интересно?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: дети нам нужно не только показать эксперименты , но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: сейчас, я буду превращать вас в исследователей. Закройте все глаза.

1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать

На носочки поднимитесь

Потихоньку покружитесь

В исследователей  превратитесь!

Воспитатель: посмотрите на столы, что, же будет предметом нашего исследования?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: я дам вам небольшую подсказку или давайте проверим.

     Она бывает документом,

     Салфеткой, фантиком, конвертом,

     Письмом, обоями, билетом,

     Альбомом, книгой, и при этом

     Она бывает и деньгами.

     Что это? Догадайтесь сами!   (Бумага)

Воспитатель: а как вы догадались, что это бумага?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  правильно, предметом нашего исследования будет бумага. И я вам предлагаю познакомится,  поближе с предметом нашего исследования, из чего и как производят бумагу.

Показ презентации «Бумага в нашей жизни».

Воспитатель: теперь мы с вами знаем, как и из чего получают бумагу. Теперь нам предстоит больше узнать о свойствах бумаги, пройдем в лабораторию.

Воспитатель: уважаемые наши исследователи проходите в нашу лабораторию № 1.

Опыт № 1 «Сминание бумаги» на столе символ мятой бумаги .

Воспитатель: посмотрите, на столе стоит символ, что он означает?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: рассмотрите , какая бумага лежит на тарелочках?

Дети: салфетка, бумага, картон.

Воспитатель: сравните её, чем она отличается?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: а теперь давайте попробуем каждый их видов бумаги смять. Одинаково бумага мялась? Почему?

Дети: ответы детей.

Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее смять.

Воспитатель: уважаемые исследователи проходите в нашу лабораторию №2.

Опыт № 2 «Прочность бумаги» на столе символ рвем бумагу.

Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, какие виды бумаги лежат перед вами?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: а как вы думаете, легко ли рвется бумага? Давайте попробуем.

Вывод: разная бумага имеет разную прочность. Картон прочный, писчая и газетная бумага хорошо рвется, а салфетки вообще не прочные. Картон толще, чем бумага.

Воспитатель: уважаемые исследователи проходите в нашу лабораторию № 3.

Опыт № 3 «Шуршащая или поющая бумага» на столе знак тишина.

Воспитатель: какой символ изображен здесь?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: уважаемые исследователи, а может ли бумага издавать звуки? Для этого опыта я предлагаю вам взять разноцветную бумагу, и выполнять движения «стирка белья».

Воспитатель: что вы слышите?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно – она шуршит. Давайте повторим – бумага шуршит.

Вывод: при смятии, трении – бумага издает звук.

Воспитатель: уважаемые исследователи проходите в нашу лабораторию

№ 4.

Опыт № 4 «Вода и бумага» на столе знак вода и бумага.

Воспитатель:  какой символ изображен здесь?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: а как вы думаете, может ли бумага плавать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: у вас на столах лежат цветы, давайте рассмотрим, из какой бумаги они сделаны?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: а если мы опустим цветы в воду, как думаете,  что с ними произойдет?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  ну давайте с вами опустим их в воду и понаблюдаем, что с ними будет происходить? Что вы видите? Что происходит с цветами?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  какой вывод можно сделать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: цветы раскрылись, потому, что бумага намокла и стала тяжелой.

Воспитатель: уважаемые ученые, я предлагаю каждому из вас взять по одному кораблику, и рассмотреть, из какой бумаги они сделаны?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: как вы думаете, будут ли плавать ваши кораблики?  

Дети: ответы детей.

Воспитатель: давайте попробуем. Спускайте кораблики на воду. Что вы видите? Что произошло?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: как вы думаете, почему одни кораблики утонули, а другие плавают?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  какой вывод мы с вами можем сделать?

Дети: ответы детей.

Вывод: из проделанного опыта видно, что разная бумага имеет разные свойства. Одна хорошо впитывает воду, а другая более влагоустойчивая. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Воспитатель: уважаемые исследователи проходите в нашу лабораторию

№ 5.

Опыт № 5 «Танцующая фольга»

Воспитатель: уважаемые исследователи, посмотрите, что лежит у вас на тарелочках?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: на столе у вас лежат полоски фольги от конфет, это бумага называется фольгированная бумага.

Воспитатель: а вы знали, что исследователи – это еще и волшебники, и мы сейчас превратимся с вами в волшебников. Я предлагаю зять расческу, и провести ею по своим волосам, а затем поднести ее вплотную к полоскам.

Воспитатель: что мы видим? Что происходит?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: наши полоски начали «танцевать», а вот почему они начали танцевать,  вы узнаете в школе, или спросите дома у своих родителей – это и будет вашим домашним задание на выходные. И мы с Вами поговорим об этом после выходных.

Воспитатель: а теперь давайте вспомним, в каких лабораториях мы сегодня побывали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  какие новые свойства вы узнали о бумаге?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: вам понравилось быть исследователями?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: было ли для вас что-то сложное?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: что вы узнали нового о бумаге?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  в конце наших испытаний, я бы попросила вас, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показать) пришлось срубить 1 небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

Воспитатель:  дети, теперь мы с вами готовы, и можем пойти к малышам, что поделится с ними знаниями и показать,  чему мы с вами научились.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щитинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2001. – 192с.
  2. Меньшикова Л.Н., Издательство «Учитель», 2009г. Экспериментальная деятельность детей.
  3. Захарова М.А., Костина Е.В., Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"

ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"

ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы на тему "Путешествие в страну «Противоположностей"

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группына тему "Путешествие в страну «Противоположностей"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну «Здоровья»

Закрепить знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища&r...