Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы на тему "Путешествие в страну «Противоположностей"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы

на тему "Путешествие в страну «Противоположностей"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_protivopolozhnosti.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы

на тему "Путешествие в страну «Противоположностей"

Образовательная область «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей  «Познавательное развитие», Социально – коммуникативное развитие»

Цель:  обогащение словаря прилагательных путём усвоения слов-антонимов через использование малых форм фольклора.                                                                                   Задачи:                                                                                                                  Образовательные:

  • совершенствовать умение находить противоположные понятия, их сравнивать,  выделять главное и анализировать.
  • упражнять в подборе слов с противоположными значениями;
  • расширять и обогащать активный и пассивный словарь прилагательных-антонимов.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать восприятие, память;
  • развивать наглядно - образное мышление;
  • развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • прививать любовь к богатству народной культуры

Оборудование:  картинки с изображениями: мороженое, стакан  горячего чая; слон, мышка; заяц, черепаха; дед, внук и др.; мешочек из ткани,  игрушки: мяч, машинка, матрешка, собачка (мягкая игрушка) и др.,  картинки к игре «Четвертый лишний», карточка белого и черного цветов; сюжетные картинки – пословицы; простые карандаши, альбомные листы с заданием на каждого ребенка

Ход деятельности                                                                                                        Воспитатель. – Ребята, давайте поприветствуем друг друга  (дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Мы навстречу вам откроем –

 И ладошки, и сердца!

 Пусть тепло на свете будет!

 Улыбаются пусть люди!

 Мир пусть будет без конца!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите.

   А вы, ребята, недружные?  (Дружные.)

– Вы грустные, ребята?  (Весёлые.)

– Вы ленивые?  (Трудолюбивые.)

– Вы трусливые?  (Смелые.)

– Вы злые?  (Добрые.)

Вот такие дружные, смелые, добрые дети могут помочь жителям волшебной страны «Противоположностей». В стране, где живут слова - спорщики, случилась беда. Налетел злой ветер, все раскидал, перемешал,  и слова-спорщики потеряли свои пары. Помочь им может тот, кто знает противоположные слова.

Ребята, вы готовы им помочь? (Да).

  Оказаться в стране «Противоположностей» нам помогут волшебные слова. Давайте вместе скажем:

«Вокруг себя повернись,

В волшебной стране очутись».

1 Задание. Игра «Найди парную картинку»

Ребята, помогите найти пару  картинкам и назовите слова-спорщики.

  (Каждый ребенок  самостоятельно выбирает пары к двум картинкам и называет слова - антонимы).

2 Задание. Игра «Чудесный мешочек»

А куда подевались игрушки в этой стране? Посмотрите они в «Чудесном мешочке». Определите на ощупь, что там?

(Каждый ребенок на ощупь определяет предмет, называет его и отвечает на вопросы воспитателя).

- Этот мячик твердый (нет, мягкий), белый (разноцветный), тяжелый (легкий)?;

- Эта машинка теплая (холодная), легкая (тяжелая), шершавая (гладкая)?

(аналогично с другими игрушками: матрешка, собачка (мягкая игрушка) и т.д.)

3  Задание. Игра «Четвертый лишний»

Ребята, посмотрите, ветер перемешал все предметы на картинке, помогите найти лишний предмет.

(Воспитатель показывает картинки: 1 лист - мороженое,  снежинка, чай горячий, лед;2 лист – торт, конфеты, мед, лимон; 3 лист – дом, мышка, корабль, слон. Предлагает детям найти лишний предмет. Дети объясняют свой выбор (Холодный - горячий; сладкий – кислый, большой - маленький).

4 Задание. Ф/м Игра «День - ночь»

– Части суток имеют противоположности. Какие слова-спорщики вы знаете? (День-ночь, утро-вечер)) 

 – Чем отличаются день и ночь? (Ночью темно, мы спим, днем светло мы бодрствуем)

(Воспитатель показывает белую карточку – «день» – дети бегают, прыгают; черную карточку – «ночь» – дети сидят на корточках, руки под щечку)

5 Задание. Игра «Найди слова-спорщики в пословицах и поговорках»

Ребята, и в пословицах слова – спорщики потеряли свои пары, помогите им.

(Воспитатель говорит пословицу,  дети находят ее на картинках, соединяют первую и вторую часть пословицы  и  называют слова-антонимы. Например: « Старый друг, +  лучше новых двух» (старый - новый); «Чем длиннее день, +  тем короче ночь» (длиннее – короче, день – ночь); «Маленькое дело +  лучше большого безделья» (маленькое – большое)).

6 Задание. Игра «Соедини слова – спорщики»

(Детям раздаются листы, на которых изображены  предметы.(Стакан полный – стакан пустой (полный – пустой); Человек старый – молодой (старый – молодой) и т.д. Они самостоятельно с помощью карандаша соединяют предметы с противоположными свойствами и называют слова – антонимы).

Воспитатель. Ребята, мы смогли навести порядок в стране «Противоположностей», помогли словам – спорщикам найти свои пары. И это все  благодаря вашей  дружбе, вашим знаниям и желанию прийти на помощь.

 Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

А теперь нам пора в детский сад, закройте глаза и скажите волшебные слова:

«Вокруг себя повернись и в детский сад возвратись».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Цель: создание условий, способствующих проявлению индивидуальных гендерных особенностей мальчиков и девочек в игровой самостоятельной деятельности и во взаимодействии со взрослым....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Разноцветная страна»

Цель: расширять знания детей о цветах и оттенках в изобразительном искусстве, обогащать представление о предметах и явлениях действительности.Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о цвет...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "АБВГЕДейка волшебная страна"

Конспект  непосредственно - образовательной деятельности для детей  старшего дошкольного возраста "АБВГЕДейка волшебная страна"...

Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему "В стране вежливости"

Целью этих игр является воспитание культуры общения, умения приветливо разговаривать друг с другом. В ходе занятий систематизируются правила доброго, вежливого поведения, обобщаются знания о хороших и...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Вальс» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность)

Конспект НОД на тему"Вальс" для детей старшей группы. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).  Материал конспекта  будет интересен и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: ««Путешествие в страну красок»

Цель: формирование у детей познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, создание условий для формирования представлений о весне....