Главные вкладки

    Статья:
    Конспект выступления на Всероссийской научной конференции

    Клинкова Серафима Сергеевна

    Конспект выступления на конференции

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_konferentsiyu.docx21.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад по теме:

    «Значение книги в развитии речи дошкольников»

    Проблема развития речи - является частью проблемы словесного творчества детей дошкольного возраста, формирование общих художественно-творческих способностей детей.

    Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм "пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы" в единстве содержания и художественной формы.

    В содержание работы по развитию художественно- речевой деятельности дошкольников также входит развитие образной, выразительной речи.

    Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.

    Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

    Художественная литература развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

    Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

    В наше время издано много книг для детей дошкольного возраста. Художественная книга для ребенка - это могучее средство коммуникативного воспитания: она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви  к родному языку, будит детское воображение.

    Об особенности языка детских книг говорил ещё Белинский: «Детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистатой и правильностью языка… Книга должна быть написана просто, умело, без излишних потребностей, хорошим языком, события изложены ясно, расставлены в перспективе, обличающей память, переданы с живостью и увлекательностью…»

    Такими «правильными» являются произведения Л. Н. Толстого, написанные для детей. Его многочисленные маленькие рассказы, изумительные по форме, по лаконичности, - ценнейшее средство нравственного воспитания ребенка, формирование его языка. В рассказах Л. Н. Толстого нет назойливого назидания, но все они вселяют в ребенка мысль о том, что необходимо поступать честно, правдиво, быть смелым.

    Книги великого русского педагога и детского писателя К. Д. Ушинского также представляют большой интерес для воспитания детей дошкольного возраста. Сказки, рассказанные им, сохраняя всю прелесть народных сказок, отличаются лаконичностью и выразительностью, написаны простым языком, приучают детей выражаться точно и определенно, развивают у них логическое мышление.

    Знакомство с книгой начинается у детей ещё в раннем младенчестве. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

    Таким образом, круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора– частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

    Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

    Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении.

    Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

    Важно отметить, что при чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно- речевые исполнительские навыки.

    В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

    После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

    Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

    При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

    В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

    Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

    Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

    При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

    В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

    Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.

    Развитие речи тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности, как неотъемлемой части эстетического воспитания детей.

    Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в речевом общении и самостоятельном словесном творчестве.

    Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

    В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенкужизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

    Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

    Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

    Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт. В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

    Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

    Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

    Иллюстрации в книгах, как в художественных, так и в обучающих, должны быть цветными, понятными, поскольку черно-белое изображение не позволит знакомить детей с окраской предмета, а это обеднит речевые средства и знания. Поскольку дети воспринимают предмет в сопоставлении его с другими предметами по разным признакам, при подборе предметных картинок для одновременного показа необходимо обращать внимание на их соотношении по величине. При неправильном подборе картинок у детей формируется искаженное представление о величине предмета, что непременно отразится на формирование понятий и развития речевых средств.

    Таким образом, детскую книгу можно рассматривать как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    выступление на региональной научно-практической конференции "Введение ФГОС ДО как условие повышения качества ДО в июне 2015 года

    Региональная научно-практическая конференция "Введение ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования в 3 июня 2015 года в ОГАОУ ДПО "Белгородский инстит...

    РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Толерантность и дошкольное образование: проблемы взаимодействия ДОУ, семьи, общества").

    На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществ...

    Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"

    На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...

    Сообщение на Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования» «Развитие художественно – творческих способностей детей в содружестве с родителями.

    Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели вос...