Здоровьесберигающие технологии
консультация

Хромова Мария Игоревна

Текст к презентации по Здоровьесберегающим (коррекционным) педагогическим технологиям в работе с особыми детьми в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми в ДОУ

Здоровьеоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)  рассматривают в современной трактовке как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является на сегодняшний момент одной  из самых перспективных  образовательных систем ХХI века.

Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОУ искать педагогические технологии, обеспечивающие  адекватные приемы  дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ.

К признакам здоровьесберегающего характера образовательной технологии можно отнести:

– индивидуализацию психологических и  педагогических воздействий;

-согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных  каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);

-учет особенностей психического, эмоционального, двигательного  и речевого  развития дошкольника;

– учет особенностей  вида и темпа деятельности;

-использование интерактивных форм образования дошкольников;

-творческий характер образовательного  процесса;

-учет возрастных особенностей  дошкольника;

-построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей дошкольника.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ОВЗ, то естественно,  добавляется еще направление  по коррекции нарушений  в психическом,  физическом,  эмоциональном  и  речевом  развитии.

Категория  дошкольников с ОВЗ  может  быть различной по составу. В нее  могут входить  дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС; с задержкой  психо-речевого развития (ЗПР),  а также  дети  с комплексными нарушениями развития. Поэтому педагогу ДОУ необходимо найти  оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических мероприятий, которые позволят повышать эмоциональный настрой и работоспособность всех детей группы. Это  будет  способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ.

Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков  в развитии у детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в ДОО может включать в себя разные направления:

медико-профилактические технологии;

физкультурно-оздоровительные технологии,

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Приводим перечень  основных здоровьесберегающих  (коррекционных) образовательных  технологий:

-Артикуляционная и мимическая гимнастика

-Дыхательная гимнастика;

-Развитие мелкой и общей моторики;

-Зрительная гимнастика;

-Психогимнастика;  Психокоррекционные игры;

-Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом;

-Игры на пространственную активность;

-Самомассаж, массаж карандашами.

-Кинезитерапия;

-Тактильные и сенсорные дорожки, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы , дорожки здоровья;

-Песочная терапия; сухой бассейн, игры с водой;  

- Вокалотерапия;  Арттерапия;  

-Логоритмика;  Физкультминутки;

-Музыкальная терапия, Пантомимика;

-Игротерапия;  Сказкотерапия;

- Монтессори – терапия;

- Конструирование; Леготерапия; Пазлотерапия;

-Рисование: пластилином, природным материалом;

-Лепка из глины и пластилина, тестопластика;

-Оригами; Бумаготворчество;

-Мульттерапия

-Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.

Список литературы:

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

Здоровьесберегающая система ДОУ. Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.

Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберигающие технологии в ДОУ"

Доклад на тему "Здоровьесберигающие технологии в ДОУ". В докладе описываются не все сдоровьесберигающие технологии, которые существуют, а только те, которые используются у нас в детском саду....

"Здоровьесберигающие технологии в ДОУ"

Доклад о здоровьесберигающих технологиях, которые используются у нас в детском саду....

Использование здоровьесберигающих технологий в работе с детьми со зрительной патологией.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со зрительной депривацией помогают сохранять и укреплять здоровье детей со зрительными патологиями.  В данной статье рассркыта...

Статья "Здоровьесберигающие технологии в детском саду.

зоровьесберигающие технологии в детском саду...

Здоровьесберигающие технологии в работе логопеда

Цель здоровьесберегающих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять ег...

Здоровьесберигающие технологии

Здоровьесберегающая технология -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучен...

Здоровьесберигающие технологии

Здоровьесберигающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми в ДОУ....