Здоровьесберигающие технологии
проект

Побожьева Анна Викторовна

Здоровьесберегающая технология

 -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_zdorovesber.docx62.35 КБ
Файл opyt_primenenie_z-s_tehnologiy.rar2.75 МБ

Предварительный просмотр:

(Слайд N 2)

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Cухомлинский В.А.

Концепция ФГТ предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, которое выступает основой жизнедеятельности человека. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область "Здоровье». Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Всё, что упущено в детстве трудно наверстать, поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья.Одним из перспективных средств работы с детьми в настоящее время становится использование здоровьесберегающих технологий, которые мы успешно используем в своей практике.

(Слайд N 3)

Здоровьесберегающая технология

 -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

(Слайд N 4)

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий.

-гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)

-детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)

-   тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

В связи с этим в ДОУ уделяем особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его    благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.

(Слайд N5)

Цель

 создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников и педагогов, воспитание  здоровой личности.

(Слайд N6)

(СлайдN 7)

(СлайдN8)  Виды здоровьесберегающих технологий.

(СлайдN9)Медико- профилактические технологии

-организация и контроль питания детей;

-контроль температурного режима;

-профилактические осмотры;

-подбор мебели  в соответствии с возрастом;

-контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

-разработка рекомендаций по оптимизации здоровья детей.

Эти технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры.

(СлайдN10)   Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развития умения оберегать и сохранять его. В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни лежат представления об организме, потому что здоровье  - это, прежде всего, здоровый организм. Поэтому  знакомлю детей с  внешним и внутренним строением организма, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, их строением, функционированием и взаимосвязью в работе, влиянием физических упражнений на их работу, причинами ухудшения их рабочего состояния, правилами поведения, способствующими сохранению и укреплению всех систем организма. Использую ИКТ, что позволяет заинтересовать детей, увеличить объём материала. Применяю различные виды НОД по физкультуре, но считаю, что лучше можно реализовать задачи, используя  систему физкультурных тематических занятий сюжетно-игрового характера. Такая форма проведения вызывает у детей интерес, творчество, позволяет закрепить знания в различных областях, будь то сказки, растения, животные, космос. Такие занятия - залог полноценного физического, нервно-психического развития ребёнка.   Связанные между собой компоненты: движения, игра и сюжет – представляют новую интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребёнка.  При этом чётко выдерживаю структуру занятия и нагрузку. При проведении традиционных видов занятий использую элементы мнемотехники.Учить работать по карточкам я начинаю со средней группы. На карточках для этой возрастной группы изображаются животные или знакомые предметы домашнего обихода. Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; колобок - перекатывание, мышка - ходьба на носках по гимнастической скамейке.Они способствуют развитию мышления и повышению двигательной активности.  

Важнейшую роль отвожу музыкальным занятиям. Научными исследованиями доказано: любой звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, дыханием, движением. Музыкально- ритмическая часть направлена на выполнение упражнений, способствующих освоению определённых танцевально – игровых элементов, тренирующих в чёткой ритмичной передаче основных движений (ходьба, бег), помогающих ориентироваться в выполнении различных построений. Проводятся игры, пляски, хороводы. Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном  чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

(Слайд N 11)  Технологии обеспечения социально -психологическогоблагополучия.

Цель технологии – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в детском саду. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов». ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). В своей практике использую АРТ - терапию. (АРТ - искусство, ТЕРАПИЯ -лечение). Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. На занятиях использую интегрированную Арт-терапию. ОНА включает в себя- художественную терапию (рисунок и живопись); музыкальную терапию (использование музыки); игровую терапию (игры); танцевальную терапию; сказкотерапию (сказки); песочную терапию.

(Слайд N12)

Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и  полноценно переживать

Упражнения на релаксацию использую для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Упражнение «Штанга», «Кулачки», «Хоботок».

(Слайд N 13) Валеологическое просвещение родителей.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у детей и родителей здорового образа жизни как ценности, а также ознакомление родителей с особенностями развития детей своей возрастной группы в целом и своего ребенка в частности. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработала систему мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, оформление папок передвижек, спортивные праздники, праздники здоровья, приглашение родителей на занятия, проведение различных конкурсов, совместное творчество. Провожу анкетирование родителей с целью выявления степени знаний о работе воспитателей по ЗДТ. Даю домашние задания на закрепление упражнений. Стало традицией проведение мастер-классов для просвещения родителей. Были проведены мастер-классы по темам: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии ребёнка», «Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет», «Массаж массажными мячами» и др.

(Слайд N 14)Физкультурно-оздоровительные технологии:

ФЗТ направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. Бодрящая гимнастика -это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода споты, на развитие мелкой моторики. Зрительная гимнастика –офтальмотренаж.

Она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата Это упражнения- проследить за предметом (яркой игрушкой), проследить глазами по нарисованной схеме, упражнение «Послушные глазки»

Закаливание.  Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятиясодействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Мы,  в условиях нашего дошкольного учреждения,  применяем те закаливающие методики, которые  подходят для детей всех трех групп здоровья, а это щадящие методы закаливания.

Закаливание воздухом:

 оздоровительные прогулки ежедневно; кратковременные воздушные ванны перед сном; сон с доступом свежего воздуха;хождение босиком.         

Закаливание водой:

умывание и другие гигиенические процедуры; полоскание  горла,  рта  после каждого приема пищи; хождение босиком.

Закаливание солнцем:

световоздушные ванны;солнечные ванны;отдых в тени.

(Слайд N 15)

Дыхательные упражнения.

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.Повышают жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивают дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфои кровообращение в легких. Детям нравятся упражнения: «Свеча», «Шарик», «Ветерок».

 Артикуляционная гимнастика

Улучшает кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов,укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. ( «Чашечка», «Маляр», «Часики»)

Утренняя гимнастикаспособствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Провожу традиционную, речевую, традиционную с предметами, игровую, тематическую гимнастику. Тематика гимнастики усложняется с возрастом. В младших группах в основном сюжет построен на устно народном творчестве. В средней группе по темам: « Птицы», Звери» и др. В старших группах «Космос», «Безопасность».

Игровой стретчинг.

Выполняя упражнения стретчинга у детей постепенно исчезают комплексы, связанные с каким-то физическим несовершенством тела, с неумением управлять им. Кроме того дети приобретают багаж двигательных навыков, позволяющих им чувствовать себя красивыми, сильными, уверенными в своих возможностях и с более развитым чувством внутренней свободы. Проводим упражнения «Кошка», «Змея», «Тянемся к солнцу» и др.

(Слайд N 16)

Массаж  повышает тонус мышц, улучшает кровообращение, развивает память.

Пальчиковая гимнастика

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Физкультминутки

Задачи физкультминутки – это: снизить утомление и повысить умственную  работоспособность детей  на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп  и ритм речи  Комплексы физкультминуток тематически разнообразны.

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика(сопряженная гимнастика)- это содружественное взаимодействие руки и языка. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка губ. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. («Улыбка» «Часики», «Качели»).

(Слайд N 17)

Массаж биологически активных точек. Среди различных методов восстановления здоровья детей после длительных и тяжелых заболеваний, а также оздоровления ребят, одним из наиболее перспективных и, самое главное, простых, общедоступных методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек.

Подвижные игры

Подвижные игры, также как и спортивные, использую для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.

Кинезеологические упражнения.

Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос-хлопок".

(Слайд N  18)

Ходьба по дорожкам здоровья, фиточаи, аромотерапия способствуют укреплению организма, развитию сопротивляемости к различным заболеваниям.

(CлайдN19)

Самостоятельная двигательная деятельность. Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельную двигательную деятельность детей организую в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок.  При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие  и чередование пособий и игрушек). В течение дня вношу различные физкультурные пособия  и по-разному группирую их.Нами созданы музыкальные уголки, театральный уголок, уголок красоты,  уголок здоровья, спортивное оборудование в нём как традиционное, так и сделанное своими руками из бросового материала. В уголке «Почемучка» в доступном для детей месте находится альбом «Виды спорта», разрезные картинки по теме, маски. В течение дня организую прогулки. Это благоприятное время для проведения индивидуальной работы и организации самостоятельной двигательной деятельности, а также для закрепления подвижных игр и упражнений.

(Слайд N20)

Спортивно-досуговая деятельность. Провожу дни здоровья, спортивные праздники, досуги. Стало традицией появления на этих мероприятиях Неболейкина и Айболита. Эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями. Досуги обеспечивают решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач. Планирую проведение оздоровительных каникул.

(Слайд N21)

Внутренний ландшафт. В группах имеются зелёные уголки. Немаловажную роль в оздоровлении детей играет подбор комнатных растений. Так например, имеющийся в группе хлорофитум очищает воздух.Герань-полезна детям с заболеваниями дыхательных путей, положительно влияет при неврозах. Бегония снижает общее содержание микробных клеток в воздухе помещений. Бальзамин контролирует влажность воздуха.

Часто используем минутки покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;

- посидим и полюбуемся на падающие снежинки;

- расслабим спину, руки, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку.

(СлайдN22)

Для оптимизации образовательно-воспитательного процесса мною подобран методический  и дидактический материал по теме.Имеются картотеки прогулок, утренней гимнастики, артикуляционной, дыхательной гимнастики, кинезеологические упражнения, игровой стретчинг. Разработаны конспекты НОД, развлечения, проект «Каникулы Здоровья».

(СлайдN23)

 Вывод:

Использование мною комплексной работы в системе с применением здоровьесберегающих технологий   способствовало    положительной динамике  в укреплении здоровья   детей,  повышения работоспособности, а это надёжная основа для дальнейшего обучения. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем на современном этапе и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников  без ущерба для их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберигающие технологии в ДОУ"

Доклад на тему "Здоровьесберигающие технологии в ДОУ". В докладе описываются не все сдоровьесберигающие технологии, которые существуют, а только те, которые используются у нас в детском саду....

"Здоровьесберигающие технологии в ДОУ"

Доклад о здоровьесберигающих технологиях, которые используются у нас в детском саду....

Использование здоровьесберигающих технологий в работе с детьми со зрительной патологией.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со зрительной депривацией помогают сохранять и укреплять здоровье детей со зрительными патологиями.  В данной статье рассркыта...

Статья "Здоровьесберигающие технологии в детском саду.

зоровьесберигающие технологии в детском саду...

Здоровьесберигающие технологии в работе логопеда

Цель здоровьесберегающих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять ег...

Здоровьесберигающие технологии

Здоровьесберигающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми в ДОУ....

Здоровьесберигающие технологии

Текст к презентации по Здоровьесберегающим (коррекционным) педагогическим технологиям в работе с особыми детьми в ДОУ...