«Использование информационно-коммуникативных технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
статья (подготовительная группа)

Василевская  Светлана Алексеевна

Материал о пользе использования ИКТ для всестороннего развития детей на любом этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ikt.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №7 г. Вольска Саратовской области»

Выступление на тему:

«Использование информационно-коммуникативных технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Составила воспитатель:

Василевская Светлана Алексеевна.

2016 г.

Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) «физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка», необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Применение ИКТ в учебно-воспитательной деятельности в детском саду — это новейшая и актуальная проблема в российской педагогике. В настоящее время жизнь формулирует другие требования к организации учебных занятий в дошкольном общеобразовательном учреждении. Внедрение в атмосферу дошкольного учреждения компьютера не было целью, которая ориентирована лишь на формирование опыта работы с новейшим техническим устройством.

Целью дошкольного воспитания было гармоничное и полноценное личностное, психологическое, а также познавательное развитие ребенка дошкольного возраста, образование и последующее развитие направленной работы, главных новообразований возраста. Работа в детском саду имеет свою специфику:

 она должна быть эмоциональной, яркой;

 с использованием игровых методов и приемов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

 При этом ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать и оценить, как оно работает. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным средством обучения, коррекции; средством коммуникации, необходимым для налаживания совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

 Под средствами ИКТ подразумевается использование:

 компьютера;

интернета;

 телевизора;

  видео, DVD, CD

 мультимедиа, аудиовизуального оборудования.

Это все дает широкие возможности для коммуникации .

 Занятия с использованием ИКТ могут быть:

  фронтальными;

  индивидуальными;

 групповыми.

 В развитие детей особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:

  зрительная;

  слуховая;

  моторная.

 Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала — самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий.  

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы:

  при объяснении (введении нового материала);

  при закреплении;

 при повторении;

 при обобщении материала.

Принципиальное новшество использования компьютера — интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения.

 

В своей работе мы используем:

 ‒ презентации для детей по комплексно-тематическому планированию;

 ‒ проведение интегрированных занятий, виртуальных путешествий;    

 ‒ демонстрация развивающих фильмов;

 ‒ демонстрации иллюстраций и картин;

         

 ‒ мастер классы по изготовлению поделок;

 ‒ проведение дидактических игр.

Требования к использованию ИКТ.

В случае применения ИКТ нужно выполнять следующий ряд требований. При использовании компьютера на занятиях с детьми 5–7 лет необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия. Возможно их применение не более трех раз в неделю в дни большей работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После завершения занятия с детьми необходимо провести гимнастику для глаз. Продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет она составляет15 минут. Для уменьшения утомительности компьютерных занятий нужно выполнить гигиенически рациональную организацию рабочего места:  соотнесение мебели росту ребенка;  хороший уровень освещенности. Положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, который носит очки, должен работать за компьютером в них. Невозможно применение одного компьютера для одновременного пользования двух или более детей на занятиях. На занятиях детей с компьютером воспитатель обязательно должен присутствовать.

Использование ИКТ в непосредственно- организованной деятельности.

 ИТК используют в настоящее время в качестве современного средства развития связной речи ребенка дошкольного возраста. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т. к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые мотивируют детей. Компьютер здесь обладает неисчерпаемыми возможностями:  он погружает ребенка в особую ситуацию игры;  образовательная деятельность при этом становится по-настоящему современной, более привлекательной, интересной, содержательной.

В дошкольном возрасте формирование речи ребенка — это главная задача педагога, так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности.

В процессе использования ИТК при организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром отмечено повышение познавательной активности детей. Применение презентаций обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, развиваются внимание и зрительная память.

Игровые компоненты, включённые в презентации, стимулируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Родители воспитанников, отмечая интерес детей, стали активнее принимать участие в процессе организованной образовательной деятельности.

Данные разработки позволяют увеличить восприятие наглядной информации по различным лексическим темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Водный транспорт»,«Чайная посуда», «Столовая посуда», «Зимующие птицы», «Военные профессии» за счет увеличения объема иллюстративного материала,  выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь «ребенок» – «педагог»

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание. Компьютерные программы обучают счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.

   В компьютерных программах дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, опр7еделять состав числа.

  Использование компьютера,  на занятиях изобразительного искусства, становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер, мультимедийная доска  удачно интегрируется со всеми образовательными областями.  художественно – эстетическая область, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.
   Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует..

  Основными задачами занятий изобразительного искусства является знакомство детей с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.

Таким образом, для художественного образования компьютер может служить «сырьем», на основе которого я могу формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить занятия изобразительного искусства.

При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Дети при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию

Благодаря применению ИКТ достигаются следующие результаты:

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

- тренируется внимание и память;  

- активно пополняется словарный запас;  

- учатся планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий;

- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;

- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;  

- развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;  

- развивается способность к прогнозированию результата действий.

Вывод:

Таким образом, в условиях детского сада необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии акт...

Опыт работы. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

«Использование технологии «Кроссенс» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование технологии «Кроссенс» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....