Проект «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»
проект (старшая группа)

Пихтилева Анна Вячеславовна

Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshaya.docx40.72 КБ
Файл maslenitsa.docx18.04 КБ
Файл verbnoe.pptx1.79 МБ
Файл osen.docx17.86 КБ
Microsoft Office document icon svyatki.doc54.5 КБ
Office presentation icon troitsa.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»

Проект «Русские народные фольклорные праздники

в жизни старших дошкольников»

                                                                  Подготовила воспитатель:

                                                                                   Пихтилева А.В.

2018 г.


Проект на тему

«Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»

Введение

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.

Стандартизация в системе образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Такого стандарта в России ещё не было. И с каждым годом он всё шире и шире открывает для себя двери в Российскую образовательную систему. А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС ДО –  это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья). Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей, так же высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества.

Культурно образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников» на решение главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность, необходимо с дошкольного возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения  детей старшей группы.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к русской народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии,  мотивирует на творчество. 

Ожидаемые результаты:

- устойчивый интерес к культуре русского народа;

- знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства;

- создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Аннотация проекта

Проект «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников» представляет внутренний нормативный документ и является немаловажным для оценки качества образовательного процесса в детском саду «Василек». Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей  народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

- Определение цели и задач проекта;

- Подбор литературы, пособий, атрибутов;

- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

- Совместная деятельность

- Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

- Обобщение результатов работы;

- Анализ деятельности.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества , виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, «Народная культура и традиции» Н. В. Косаревой, «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А.Будариной и О. А. Маркеевой, я проектирую свою деятельность.

 

План работы с детьми

 

 ОСЕНЬ.

Сентябрь.

 Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, загадок, русских народных игр.        

Ноябрь.

Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы.

        

ЗИМА.

Декабрь.

 Беседа «Как Зима с Осенью борется».

Синичкин день. Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.

Январь.        

«Рождественские посиделки»

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.

Февраль.

 «Прощай, Масленица» ‑ беседа о празднике Масленицы, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен. Организация и проведение праздника на свежем воздухе. Изготовление куклы – Масленица        .

Весна.

Март.

«Вербное воскресенье». Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Заря-заряница»        

Апрель

Сказка «Пасхальный колобок». Разучивание пасхальных песен, раскрашивание пасхальных яиц, знакомство с обрядами, играми, поверьями        

Май.        

«Завивание берёзки».

Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр. хороводов

Заключительный этап

Диагностика

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

- согласование проекта с администрацией детского сада;

- утверждение проекта на заседании педагогического совета.

2. Материально – технический ресурс

- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в логопедической группе. детского сада.

3. Информационный ресурс:

- подбор методической и познавательной литературы по теме;

- сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное:

- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.

- Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

В результате реализации проекта:

-  дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;

- у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;

- воспитатель получит интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

Риски и пути преодоления рисков

Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.

Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:

- содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных

особенностей детей дошкольного возраста;

- в содержании одного занятия включено два и более произведения, что

тяжело для восприятия детей;

- музыкальному руководителю приходится готовиться к каждому занятию основательно его перерабатывать и вносить изменения;

- не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.

Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.

Взаимодействие со специалистами и родителями:

Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает

- информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;

- проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления

достигнутых результатов с прогнозируемыми.

Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.

Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:

- объединил усилия педагогов и родителей;

- создал атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях: «Школы для родителей». Для родителей выпускаем информационные стенды: «Народный праздник в жизни ребёнка», «В кругу семьи», «Православные праздники».

Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.

Необходимые условия реализации программы:

Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Вывод:

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.  Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

 

Список используемой литературы

  1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
  4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  8. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
  9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
  10. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
  11. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
  12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  13. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.



Предварительный просмотр:

Тематическая беседа с презентацией

Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

Задачи:

Образовательные - прививать любовь к народному творчеству, способствовать формированию у детей представлений о русской культуре;

Развивающие - расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках;

Воспитательные - воспитывать любовь и уважение к народным традициям, культуру поведения на массовых мероприятиях, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.

Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким.

С давних времён Масленица самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни.

Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось по строго расписанному порядку.

Итак, начинается Масленица в понедельник.

Сначала делали большую соломенную куклу, ярко её одевали и ставили на самое высокое и широкое место, чтобы можно было вокруг неё веселиться.

Ставили качели, строили снежные горки и крепости. Весёлые скоморохи зазывали и веселили народ своими шутками

Собирайся народ, в гости Масленица ждёт!

Масленица блинная, сытная, старинная, с самоваром, с огоньком, солнцем, снегом, ветерком!

Мы зовём к себе тех, кто любит веселье и смех!

Ждут вас игры, забавы и шутки!

Скучать не дадим ни минутки!

Такими словами скоморохи зазывалы приглашали людей на Масленичные гуляния.

В народе недаром Масленицу величали широкой. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Вот такие песенки распевали девушки, парни, брали соломенное чучело – Масленицу и ходили или катались с ним по селу или деревне.

Второй день – вторник- звался «заигрыш»

В этот день начинали собираться игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катание с горки, воздвигались снежные городки.

Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

Третий день Масленицы – среда- «Лакомка» («сладкоежка»)

В этот день лакомились блинами и другими масленичными явствами. Блины были символом Масленицы. Почему? На Масленицу ели сытно, жирно, вволю. Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символами богатства.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.

Парни и девушки надевали лучшие одежды.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.

Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Так заканчивалась Масленица.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вербное Воскресение Вербохлест, бей до слез. Там недалечко красно яечко. Русская приговорка.

Слайд 2

Верба

Слайд 3

На Руси, как снег растает, и в природе - тишина. Первой верба оживает, безыскусна и нежна. Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут, После водоосвященья окропить ее несут. И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Слайд 4

Кукла Вербница Символ жизни и возрождения . Изготовление этой куклы считалось таким же обязательным занятием перед Пасхой, как и роспись яиц. С вербным воскресеньем поздравляем, Всех благ мы от души желаем! Пусть мысли чище станут, и светлей, А люди искренней, добрей! Пусть череда счастливых лет, Составит светлых дней букет! Пусть счастье, словно мотылек, С цветка порхает на цветок! Пусть каждый промелькнувший миг Осветит солнца яркий блик, А каждый пробежавший час Пусть станет праздником для Вас!

Слайд 5

. В последнее воскресенье перед Пасхой, согласно православному календарю, Господь вошел в Иерусалим. На Руси этот праздник называют Вербным воскресеньем .

Слайд 6

В этот день, согласно Евангелию, Иисус Христос на молодом осле въехал в ворота Иерусалима.

Слайд 7

В церквях в этот день проводятся всенощные бдения: прихожане молятся, как бы встречая Господа, держа в руках ветки вербы, цветы и горящие свечи.

Слайд 8

В конце службы верба освящается святой водой. Считается, что верба обладает огромной целительной силой и помогает избавиться от всего плохого, что скопилось в доме за год. Освященные вербы принято хранить в доме весь год рядом с иконами.

Слайд 9

Верба хлыст, Бей до слез. Не я бью, Верба бьёт. Будь здоров Как верба. Самым главным обычаем этого праздника является хлестание вербой своих детей старшим из семьи с определенными словами: Делалось это для того, чтобы дети были здоровыми и послушными. Вербохлест, бей до слез. Там недалечко красно яечко. Русская приговорка.

Слайд 10

В Вербное воскресенье устраивались вербные базары, на которых можно было купить сладости, игрушки, книги, а также пучки вербы с привязанным к ним бумажными ангелочками. В некоторых местах нашей страны в этот день пеклись лепешки или бублики, которые после освящения в церкви давались всем членам семьи и скотине, чтобы никто не болел в течение года.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

    В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз -14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки. Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил. 
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

  Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.  К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное. В народе эти осенние месяцы носили другое название.

СЕНТЯБРЬ - хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ - позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ -  полузимник, грудень.

 Народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя);
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

  В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. А как появился первый огород? Спросите вы, а я вам отвечу.  Было это давным – давно. Наши предки жили  в шалашах да в землянках, а рядом с жилищем  выбрасывали мусор, сюда вместе с объедками попадали спелые семена овощей. Они дали всходы, и наши предки убедились, что собирать урожай у порога дома очень удобно и выгодно, так 2 тысячи лет назад наши дедки посадили первые репки. А чтобы никто не затоптал всходы, они стали огораживать посевы, отсюда и пошло наше русское слово «огород». Сейчас при слове огород мы представляем себе грядки с овощами.  Но в старину трудно было отличить сад от огорода. Хозяин огорода старался посадить возле своего дома всё, что ему было нужно для еды, лечения, и красоты. Поэтому в русском саде-огороде по соседству с морковью и репой росла смородина, цвели мята и мак. Осень очень щедрая пора. Она дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, это …хлеб.

Ведь недаром говорят, что

Хлеб – всему голова.

Хлеб на стол – и стол – престол,

Хлеба ни куска – и стол – доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран.
 Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.

http://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif

http://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif



Предварительный просмотр:

ЗИМНИЕ СВЯТКИ

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли? Навряд ли на эти и подобные вопросы смогут ответить все. Большинство, наверное, скажет, что так, мол принято, такова традиция.

Верно. Такова традиция. И корни её уходят во времена седой старины, во времена языческие.

Шло время. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. В единое целое слились языческие праздники и христианские, приспособившись к народному быту. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.

Самым веселым праздником были Святки. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору, проходила с 07 по 19 января. По сути это был не один праздник, а несколько.

Рождество христово – 07 января, Новый год, приходившийся на Васильев день – 14 января и Крещение – 19 января.

Святки – это от слова "святой".

Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и переплетаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.

Первый святочный праздник – Рождество.

Началу праздника предшествовал сорокодневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было "вкушать скоромную пищу", но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.

Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.

Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа волхвам путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.

После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т.д.

Пришла коляда,

Накануне Рождества!

Уж бы дядя доброход!

Выдай денег на проход!

Выдашь – не выдашь,

Будем ждать,

У ворот стоять!

Золотая голова

Шёлкова борода!

Ты подай пирожка,

Ради праздника Христова

Пирожка-то хоть пресного

Хоть кисленького,

Да пшеничненького!

Отрежь потолще,

Подай побольше!

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-"козули". Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

Не дашь пирога-

Мы корову за рога.

Не дашь кваску-

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка-

Мы хозяина в пинка.

Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.

За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.

Зачастую вместе с колядовщиками ходили ряженые. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.

Ряженые без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.

Церковное духовенство спешило обойти крестьянские дворы, чтобы поздравить хозяев с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди процесса несли Рождественский фонарь.

Вслед за священниками дети и подростки также ходили из дома в дом славить Христа. В каждой группе кто-нибудь из ребят нес на длинном шесте звезду, сделанную из фольги или цветной бумаги, символизирующую Вифлеемскую звезду.

Войдя в избу, дети сначала исполняли тропарь, а затем начинали посыпать всё вокруг и людей зерном, что воспринималось как пожелание богатства в наступающем году.

Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.

Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднее колядование несколько отличалось от рождественского. У песен был иной припев: овсень. Название это идет от слова "овсень". Это слово связано с древним названием у русских людей января – "просинец", что значит "светлеющий".

Мы ходили, подходили по проулочкам,

Эй, Овсеня, эй, овсень!

Мы искали, уж искали

И Сергевнин двор.

Мы нашли её двор посередь Москвы,

Посередь Москвы – ворота красны.

На Новый год были специальные поздравления.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеница, колос, чечевица,

На поле – копнами, на столе – пирогами.

В ночь под Новый год (Васильев вечер) обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. Новогоднее застолье было особенно пышным. Считалось, что изобилие блюд обеспечит такое же изобилие продуктов на весь год.

С Васильева дня начинались "Страшные вечера" – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.

Черти, лешие,

Бесы, дьяволы,

Приходите ворожить!

Суженый, ряженый,

Приди меня разувать,

Умой меня, причеши меня.

Гадали и взрослые, но вопросы духам у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…

Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать "знак", который подаёт нечистая сила.

Крещение – третий праздник Святок.

Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – "очищались".

Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.

Девушки гадали на судьбу свою:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты по полу походи

И судьбу мою найди.

 

С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.

В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.

Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; представляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникло споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмёшь?

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества.

Считалки

Тучи, тучи, тучи, тучи.

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйдет вон!

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

Сговорки

Колокольчик голубой

Или жёлтый зверобой?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Сено косить

Или хомут золотой?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Игра - "Баба Яга"

Водящий - Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В тёмном лесу

Избушка стоит задом-наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове, играющие входят в круг, и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

Игра - "Два Мороза"

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза": Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из Вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой.

Игра - "Краской"

Играющие выбирают "мамку", "ангела" и "чёрта". Сами становятся в ряд, в конце ряда "мамка".

Всем играющим даются имена – название какой-либо краски: красная, зеленая, и так далее. "Ангел" ходит с одной стороны, "чёрт" – с другой.

"Ангел" произносит:

Стук, стук под окном.

"Мама" спрашивает:

Кто тут? По что пришёл?

-За краской.

-За какой?

-За белой.

Названный выходит и становится на сторону "ангела". "Чёрт" со своей стороны также стучит под окном и на вопрос "Кто тут?", отвечает: "Я – чёрт с рогами, с горячими пирогами". Затем также называет краску. Когда играющие разделятся на две партии, они перетягиваются на палке: на чьей стороне силы больше: на стороне "ангела" или "чёрта".

Игра - "Салки"

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова "Раз, два, три, смотри" дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: "Я салка". Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка". Игра повторяется.

Правила игры:

  1. Если играющий устал, он может прыгать то на одной, то на другой ноге.
  2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
  3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздник Святой Троицы .

Слайд 2

Троицкий храм , г. Касимов

Слайд 3

Нынче Божья Великая Троица, Каждый дом посетила с утра, Ах, сегодня по миру, как звонятся, Переливчаты колокола. Разливается праздник божественный, Дух Святой побеждает неверие, Ах, сегодня величием торжественно, Совершается в храмах моление .

Слайд 4

Великий праздник Святой Троицы, который называется еще Пятидесятницей ( празднуется на 50-ый день после Пасхи) или Сошествием Святого Духа на апостолов, является днем рождения Святой Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын по Слову Его создал Церковь через Свое земное воплощение, а Дух Святой царит в ней.

Слайд 5

Троица – один из самых любимых народом православных праздников. Как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая травка, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок. Белые березы стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из березовых веточек и цветов. Это знак обновления, цветения жизни во Христе. Зеленый цвет облачений изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.

Слайд 6

На иконе Пресвятой Троицы изображены три ангела. Они спустились на землю и беседуют между собой, как помочь Руси преодолеть размеры и беды. Они беседуют за столом, где на белой, как слоновья кость, столешнице стоит одна – единственная чаша. В Древней Руси чаша – частица означала будущую жизнь человека. - Испить чашу – говорили в старину и говорят сегодня. И в старину, и сегодня это понимается так : «Пройти тяжелые испытания». Природа раннего лета светится в красках « Троицы». Васильки, незабудки – это синий план среднего ангела. Серебристой зеленью светится рожь – это одежда левого ангела. Крылья ангелов соприкасаются друг с другом, сходятся как заря ранним летом - вечерняя с утренней .

Слайд 7

Следующий за Троицей идет Духов день. Считается, что в этот день вся земля - именинница. Землю не пашут, не тревожат, дают отдохнуть. В Духов день Церковь вспоминает и прославляет Святого Духа - третье лицо Пресвятой Троицы, зажегшего огоньки над головами апостолов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОЛАГАЮ, ЧТО ДАННАЯ РАЗРАБОТКА ПОМОЖЕТ ТВОРЧЕСКИМ ПЕДАГОГАМ В ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКА....

Русское народное искусство в жизни ребенка-дошкольника

Красочный мир народного искусства и его значение в жизни ребенка. Разнообразие народных промыслов....

Русский народный фольклорный праздник«Птицы прилетите, весну на крыльях принесите»

Продолжать  знакомить детей с русскими народными фольклорными праздниками. Способствовать приобщению детей и их родителей к традициям русской культуры....

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

«Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»

АктуальностьИнтерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о в...

Конспект интегрированного музыкального занятия по теме: "Русский народный фольклор в жизни современных дошкольников"

На занятии использованы различные виды деятельности: игры - танцы, ритмические игры, коммуникативные игры направленные на развитие слухового восприятия, чувтва ритма и речевого творчества дошкольников...