«Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»
проект (старшая группа)

Ермилина Мария Анатольевна

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkienar.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Елховка имени Героя Советского Союза Матвея Никифоровича Заводского муниципального района Елховский Самарской области

446870, Самарская область, Елховский район, с.Елховка, ул.Школьная 8 «А»

Тел: 8(84658)33-3-17, 33-2-66


                       Проект на тему

«Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»

Выполнили:

воспитатели высшей категории

ГБОУ СОШ им.М.Н.Заводского

                                                                 ДО «Улыбка» с.Елховка

                                                                                Ермилина Мария Анатольевна

                                                                           

                                                                              Смирнова Марина Ивановна

с. Елховка 2020г

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность, необходимо с дошкольного возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения детей старшей группы.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к русской народной культуре.

Цель проекта:

 Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.

4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество.

Ожидаемые результаты:

- устойчивый интерес к культуре русского народа;

- знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства;

- создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Аннотация проекта

Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

- Определение цели и задач проекта;

- Подбор литературы, пособий, атрибутов;

- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

- Совместная деятельность

- Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

- Обобщение результатов работы;

- Анализ деятельности.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

План работы с детьми

ОСЕНЬ.

Сентябрь.

Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, загадок, русских народных игр.

Октябрь.

«Посиделки на Покров»

календарно-обрядовый праздник

Ноябрь.

Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы.

ЗИМА.

Декабрь.

Беседа «Как Зима с Осенью борется».

Синичкин день. Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.

Январь.

«Рождественские посиделки»

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.

Февраль.

«Прощай, Масленица» беседа о празднике Масленицы, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен. Организация и проведение праздника на свежем воздухе. Изготовление куклы – Масленица. Приложение № 1

Весна.

Март.

«Вербное воскресенье». Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка»«Заря-заряница» Обрядовый праздник «Благовещание». Изготовление оберегов.

Апрель

Сказка «Пасхальный колобок». Разучивание пасхальных песен, раскрашивание пасхальных яиц, знакомство с обрядами, играми, поверьями Изготовление пасхальных поделок.

Май.

«Завивание берёзки».

Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов

Заключительный этап

Диагностика

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

- согласование проекта с администрацией детского сада;

- утверждение проекта на заседании педагогического совета.

2. Материально – технический ресурс

- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группе.

3. Информационный ресурс:

- подбор методической и познавательной литературы по теме;

- сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

В результате реализации проекта:

- дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;

- у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;

- воспитатель получит интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

Риски и пути преодоления рисков

Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.

- не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.

Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ и родителей. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает

- информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;

- проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления

достигнутых результатов с прогнозируемыми.

Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.

Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:

- объединил усилия педагогов и родителей;

- создал атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях«Школы для родителей». Для родителей выпускаем информационные стенды«Народный праздник в жизни ребёнка»«В кругу семьи»«Православные праздники».

Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.

Вывод:

Проект «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого нами сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Литература:

- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, 2001г.

- Программа «Родник», занятия с детьми «Народная культура и традиции» В. Н. Косаревой, 2014г.

- Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2003г.

 Доронова Т. Н. Вместе с семьёй. М. Просвещение, 2006.

Приложение №1

Развлечение «Встречаем Масленицу!».

Интеграция образовательных областей:

 Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

 Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

 Физическое развитие

Цель: 
создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица;
воспитание любви и патриотизма к своей Родине;

Задачи: 
- развитие интереса к обрядовым русским праздникам;
- воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
- обогащение духовного мира;
- формирование у детей начал национального самосознания

                                        Ход развлечения 

(проводится в музее «Русская изба» На столе стоит самовар с блинами. Расписная посуда с пряниками и различной выпечкой)

Дети 4-5 лет заходят в «Русскую избу».
Хозяйка: 
 Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь,

                  По стульчикам располагайтесь.

                  Всех привечаем, душевно встречаем.

                 В тесноте, да не в обиде ….

                 Все гости собрались? Здравствуйте, люди добрые,

Детки большие и малые!

Собрались мы с вами, чтобы по старому обычаю зимушку проводить, да весну приветить. А скажите, ребята, весело ли вы зимушку провели? Много ли с горок катались? А в снежки вы наигрались? О снеге да морозе немало в народе песен сложено, загадок, да поговорок. Вот и мы давайте некоторые из них сейчас вспомним. Вы послушайте загадки и скажите отгадки:

«Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит, и стоят не велит» (Мороз)

«Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло, оно все сошло» (Снег)

«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз)

«Скатерть бела весь мир одела» (Снег)

Хозяйка: Ребята! У русского народа, как и у других народов, есть свои песни, обычаи и праздники. А какой самый веселый русский праздник отмечается в конце зимы? (Масленица). Каждый день Масленица имеет свое название. Какие? (Дети отвечают). Верно. Давайте и мы сегодня вспомним этот праздник и повеселимся на славу! Согласны? Итак, Масленицу начинаем!

Масленица – это семейный праздник, и мы собрались всей нашей большой и дружной семьей, чтобы отметить этот праздник как это делали в старину.

История этого яркого и веселого праздника уходит далеко в прошлое. Его отмечали еще древние славяне, при чем уже тогда они пекли блины, которые были символами языческого бога Солнца Ярилы, такие же круглые, золотые, румяные. Масленица длилась 7 дней, все хотели повеселиться, и наестся вволю перед длительным постом. Масленица – это озорное прощание с зимой и встреча весны, несущее оживление природе и солнечное тепло. Символом весны и солнца является – блин! На Руси считалось, что человек, весело проводящий масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года.

Собирайся народ В гости масленица ждет,

Мы зовем к себе тех, Кто любит веселье и смех

 Ждут вас игры, забавы и шутки,

 Скучать не дадут не минутки.

 Масленицу широкую открываем

 Веселье начинаем

Вбегает Снеговик.

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Мой волшебный снежок привел к вам в гости. А что вы сегодня празднуете?

Дети: Масленицу встречаем.

Снеговик: я тоже масленицу хочу встречать,

Хозяйка заносит Масленицу – ритуальную куклу)

 Здравствуй, сударыня Масленица!

Будем Масленицу встречать, Да блинами угощать!

 А мы Масленицу встречаем Сыром гору поливаем

Да блинами зазываем, Да блинами заедаем!

Снеговик: Мой снежок говорит, что настало время поиграть.

Игра: «Ты катись веселый бубен…»

Снеговик: Люблю шутки, люблю смех

И развлечь могу я всех

 Вы загадки отгадайте

 Только дружно отвечайте

 Его любят все на свете

, Любят взрослые и дети,

  Хоть с начинкою, хоть без,

Каждый хочет его съесть

Круглый он хрустящий,

От маслица блестящий. (Блин)

Все вокруг блины пекут,

 Кушать вдоволь нам дают,

 Чучело зимы сжигаем,

 А весну к нам зазываем. (Масленица)

Хозяйка: Ребята, зима кончается. А какой очень веселый праздник был зимой.

Дети: «Новый год»

Хозяйка: Ребята, предлагаю спеть песню «В лесу родилась елочка»

Снеговик: Дети! Чем можно заниматься зимой на улице? В какие игры играть?

Снеговик: я хочу поиграть, мой снежок так и прыгает. Игра «Снежки»

Хозяйка: сколько снега нападало, нужно собрать в корзинки.

(мальчики собирают в одну корзину, девочки в другую)
Хозяйка: Как на масленой неделе

 Каждый день блины мы ели.

 И мальчишки, и девчонки

Собирались на вечерки:

Песни пели и плясали,

 Весну радостно встречали!

Весну радостно встречали,

 Зиму на год провожали.

 Встали дружно в хоровод –

В гости к нам весна идет!

Хоровод: «Мы на луг ходили…»

Ведущий: Мы собрались зиму провожать, весну зазывать, весну в нашем краю встречать.

1.Приди весна, приди с радостью,                            

Приди весна с великой милостью,

С тёплым солнышком, красным вёдрышком.

2.Приди, Весна ясная, приди, Весна, красная,                                      

С клейкими почками, с первыми листочками.

3.Ой, Зимушка-Зима! Иди спать, отдыхать!
Весна- Красна! К нам приди опять!

Снеговик: Но зима еще не ушла, мой снежок говорит, что настало время поиграть.

Игра «Ухвати блинок» По кругу раскладываются блины из картона, игроков на одного больше. Игроки бегают по кругу и по окончании музыки хватают блинок, кому блин не достался, тот выбывает из игры.

Снеговик: предлагаю поплясать! («Барыня»)

Хозяйка: Последний день масленичной недели называют «Прощенным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощенья за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся, друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид. В последний день праздника хозяйки особенно старались– пекли самые пышные и ароматные блины.

 Как на Масленичные недели из печи блины летели

 С пылу с жару из печи все румяны, горячи

 Масленица, угощай всем блиночки подавай

С пылу с жару – разбирайте, похвалить не забывайте

 Угощайтесь гости дорогие (девица выносит блины и угощает гостей).

Хозяйка: за всю неделю гуляний устраивался самый грандиозный праздник. С песнями, прибаутками и плясками, сжигалось чучело Масленицы

 Ой, ты Масленица обманщица

 Обманула, провела,

нагуляться не дала

 Уходи, Зима ко сну,

присылай Весну,

Прощай Масленица!

Снеговик: Ой, ребята! И мне пора, если весна придет я растаю, поспешу я к Дедушке Морозу на север, пережду там до следующей зимы. До свидания!

Хозяйка: А сейчас предлагаю пройти в группы, одеться и продолжить веселиться на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный фольклорный праздник«Птицы прилетите, весну на крыльях принесите»

Продолжать  знакомить детей с русскими народными фольклорными праздниками. Способствовать приобщению детей и их родителей к традициям русской культуры....

"Народные фольклорные праздники в жизни детей дошкольного возраста"

Данный проект приобщает дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры -...

Презентация "Народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников"

Актуальность проблемы в ознакомлении детей с истоками народной культуры, продолжать формироовать интерес к народному искусству , приобщать к народному творчеству.....

Проект Народные фольклорные праздники в жизни малышей

laquo;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в ...

Сценарий праздника «Масляная неделя» Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица» для старших дошкольников ДОУ

Сценарий праздника «Масляная неделя»Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица» для старших дошкольников ДОУ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2...