"Народные фольклорные праздники в жизни детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа) на тему

Автушко Екатерина Олеговна

Данный проект приобщает дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это всё неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_podgotov._gruppa.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Чебурашка»

 «Народные фольклорные праздники

в жизни детей дошкольного возраста»

 

Разработчик:

Автушко Екатерина Олеговна

2015г.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни малышей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта:

- формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;

- активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

- развивать эмоциональную сферу детей, воображение, творческие и актерские способности.

- воспитывать патриотические чувства, гордость за свой народ.

- вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество и расширяет кругозор. 

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный работник.

Срок реализации проекта: 1 год (долгосрочный)

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Ожидаемые результаты:

- устойчивый интерес к культуре русского народа;

- знание детьми жанров устного народного творчества; народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

- желание участвовать в мероприятиях, проявлять инициативу и творческие способности;

- положительная динамика познавательного и речевого развития;

- дети проявляют активную эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Этапы реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный

- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

- Определение цели и задач проекта, разработка плана мероприятий.

- Изучение методической литературы и передового опыта педагогов.

- Подбор необходимой художественной литературы, пособий, атрибутов.

- Подбор консультативного материала для родителей.

- Вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Основной

Название

мероприятия

Форма

проведения

Предварительная работа

Осеница – царица

Развлечение

Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. Выставка рисунков «Осень в родном краю».

Рождественские посиделки

Музыкальная

гостиная

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Изготовление панно «Вечер в Рождество»

Колядки

Развлечение

Разучивание рождественских колядок, русских народных игр. Организация и проведение русских народных игр и забав.

Эх, да Масленица!

Русские гулянья

Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Вербное воскресение

Проведение русских народных игр «Верба - вербочка»

Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Изготовление веточек вербы из гофрированной бумаги (украшение ими группы)

Пасха

Праздник

Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок. Изготовление пасхальных композиций.

Троица

Праздник

Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Изготовление веночков из различного материала.

Взаимодействие с родителями:

- Участие родителей в оснащении РППС (создание мини – музея «Символы народных праздников»)

- Участие родителей в культурно – досуговых мероприятиях, оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов.

-  Консультация «Роль фольклора в жизни детей дошкольного возраста».

-  Памятка « Календарь народных праздников для детей ».

- Мастер – класс «Домашний театр».

 Вывод:

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни детей дошкольного возраста» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на познавательно – речевое и социально-нравственное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитии имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, освоении опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же, противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме познавательно – речевого развития. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.  Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний я изначально отвела детскому фольклорному празднику. Стараюсь создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

 

Список используемой литературы

- Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.

- Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.

- Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

- Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.

- Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.

- Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Презентация "Народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников"

Актуальность проблемы в ознакомлении детей с истоками народной культуры, продолжать формироовать интерес к народному искусству , приобщать к народному творчеству.....

Проект Народные фольклорные праздники в жизни малышей

laquo;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в ...

Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям

Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....

«Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»

АктуальностьИнтерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о в...