Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
проект (подготовительная группа)

Торгашова Любовь Викторовна

"Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться. Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка Проводя занятия по развитию театральных способностей у детей , я видела, что дети чаще равнодушны, у них плохая память, они не могут преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, свободно проявлять свои эмоции. Исходя из этого мною был написан этот проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazke.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                      детский сад  № 56 «Северяночка»

Проект

Русская народная сказка –

как средство приобщения дошкольников к

истокам русской народной культуры.

Воспитатель:      Торгашова Л.В.

                                                                                     

г. Нижневартовск

2019г.

Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.

Ганс Христиан Андерсен

Сказка - это одно из знакомств ребенка с национальной культурой, недаром издавна говорилось: « Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться. Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.

Актуальность темы:

Проект возник, тогда, когда я поняла, что детей больше интересуют компьютерные игры. Проводя занятия по развитию театральных способностей у детей  , я видела, что дети чаще равнодушны, у них плохая память, они не  могут  преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным,  свободно проявлять свои эмоции. Исходя из  этого мною была поставлена цель.

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством,  традициями русского народа?

Цель проекта: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности, воспитание нравственной личности ребенка при общении его к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок, авторских сказок и сказок других народов .

Задачи проекта:

Образовательные:

-расширить представление детей о сказках

-учить детей рассуждать,

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-обогащать и расширять словарный запас детей;

-формировать качества, которые помогают усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.

Развивающие:

- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию  навыков связной речи;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

Воспитательные:

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма, умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

-воспитывать культуру речи.

Участники проекта: дети 3-4 года, родители, воспитатель.

Реализация проекта: один учебный год

Вид проекта: Долгосрочный, познавательный, творческий, групповой

Образовательная область.  "Познание", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", музыка.  Проводится как  на занятиях, в рамках тематического планирования, и как совместная работа.  

Методы и приемы.

Чтение воспитателем, рассказывание, беседы, повторность чтения, выборочное чтение, драматизация, инсценировка.

 Ожидаемый результат:

Дети:        

Должны проявлять устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре ,театрализованной деятельности

В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей

Проявляет инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликается на переживания персонажей сказок.

Педагоги:

Готовят подбор сценариев постановок , подбирают чтение художественной литературы, различных игр.

Родители:

Принимают активное участие  в творческой деятельности проекта.

План проекта:

1. Чтение художественной литературы.

2.  Чтение сценариев

3. Проведение игр на развитие выразительной мимики.

4. Чтение готовых постановок детям

5. Подготовка фильмов и презентаций

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

Был произведен подбор  художественной литературы  (сказки, стихи, игры) , были разработаны беседы, занятия.

Основной этап:

Вид детской деятельности

Долгосрочный, познавательный, творческий, групповой

С детьми проводились игры на развитие выразительной мимики. Игры – этюды.  «Пантомимы».

 чтение художественной литературы – русские народные сказки

рассматривание иллюстраций к литературным произведениям

Обсуждение сценариев для постановок

Музыкальное развитие:

Разучивание и пение детских песен с детьми к показу постановок, подбор музыки для героев .

Заключительный этап:

• Обработка результатов по реализации проекта;

• Фильмы с участием детей из творческой группы, презентации.

Реализация данного проекта помогла интенсивному развитию речи, качественному обогащению словарного запаса , развитию воображения, творческих способностей ребенка, способности управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом. Все это очень важно для познавательного и эмоционального развития.  Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…( Сергей Королев).

                                                                                                                                           Приложение №2

Сценарий на новый лад

Теремок

Действующие лица:

 Мышка

 Лягушка

 Заяц

 Лиса

 Волк

Медведь

Голос- Внимание, внимание!

Всем сообщить хотим ,зашли в лес хулиганы и мусорят кругом.вы берегитесь звери,Везде такой кошмар!

Летят кругом бутылки,коробки и опилки, а жить-то дальше вам

Из-за угла появляются хулиганы (начинают баловаться, раскидывать мусор, играть на гитаре- взрослые обыгрывают эту сцену и уходят на другую поляну).

(Теремок, несколько деревьев. На поляну из-за деревьев выходит мышка,

 останавливается перед теремком.)

Мышка

Хватит мне бродить по свету,

 Будет мне тепло зимой.

 Если никого здесь нету,

 Значит, домик этот – мой!

(Мышка входит в теремок.

 Что-то в домике моем много грязи и бутылок

Соберу-ка их скорей, отнесу подальше

Лягушка ( идет по дороге и собирает пустые бутылки

Что случилось, не пойму, почему так грязно!

Здесь кругом коробки да бутылки, очень мне обидно (собрала в пакет)

Что за славный теремок!

 Ах, какое чудо!

 Он не низок, не высок,

 Рядышком запруда!

 Из трубы дымок идет.

 Дверь мне отворите!

 Кто тут в тереме живет,

 Ну-ка, говорите!

 (Из окна выглядывает Мышь.)

Мышка

Мышка здесь живет норушка!

 Кто ты будешь, отвечай!

Лягушка

Я Лягушка-поскакушка,

 Будем пить с тобою чай!

Что случилось, ты не знаешь?

Здесь кругом один бардак

Там бутылка, здесь коробка

Кто же это? Просто страх!

Мышка

Для тебя найдется место,

 Веселее жить вдвоем.

И в лесу с тобой вдвоем мы порядок наведем!

(Лягушка входит в дом.На поляну выходит Зайчик и направляется к теремку.)

Зайчик

Ох, устал идти сюда,

По дороге этой

Столько мусора в лесу

Ни когда не видел!

Что за славный теремок

 Он не низок не высок

 Кто тут в тереме живет?

Мышка

Мышка здесь живет норушка.

Лягушка

Я Лягушка-поскакушка.

 Говори, кто ты такой!

Зайчик

Открывайте, это я –

 Зайчик-побегайчик!

 Вы пустите жить меня,

 Я хороший Зайчик!

Лягушка (Зайчику)

Оставайся с нами!

Ты наверно видел ,что творится с лесом?

Вместе разбираться будет веселей

(Зайчик заходит в дом.На поляну выходит Лиса и направляется к теремку.)

Лиса

Что за ужас, что за ужас происходит здесь в лесу?

Здесь под каждым под пенечком,

Бесконечный хлам лежит! (собирает)

Вот так терем-теремок,

 Ладный да нарядный!

 Кто тут в тереме живет?

Мышка

Мышка здесь живет норушка.

Зайчик

И ушастый Зайка!

Лягушка

И Лягушка-поскакушка.

 Кто ты, отвечай-ка!

Лиса

А я кумушка краса

 Очень рыжая Лиса.

Но немножечко испачкалася, пока я  шла сюда

Зайчик

Заходи, кума, смелее,

 Вместе будет веселее!

Лес от мусора избавим,

Веселою компанией

 (Лиса входит в дом.)

Лиса

Лучше дома в мире нет!

 (На поляну выходит Волк и подходит к теремку.)

Волк

Фу ты, ну ты, во дела!

Мусор по колено,

Хлам, бутылки-кутерьма

Кто же это сделал?

Вот хоромы так хоромы –

 Здесь простора хватит всем!

 Что молчите? Есть кто дома?

 Да не бойтесь вы, не съем!

 (Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.)

Мышка

Мышка здесь живет норушка.

Зайчик

И ушастый Зайка!

Лягушка

 И Лягушка-поскакушка.

Лиса

И Лиса, хозяйка!

 Не возьму я что-то в толк,

 Кто ты?

Волк

В дом пустите!

 Я совсем не страшный волк!

Я уставший очень

 Сами посмотрите!

Зайчик

Ладно, Серый, заходи,

 Только не кусайся!

Мусор положи туда-

Да не обижайся!

Лягушка

Сразу выгоним, учти,

 Коль обидишь Зайца!

(Волк входит в дом.Все обитатели теремка выглядывают в окошки.)

 Все жители теремка (хором)

 Мы теперь одна семья

 И гостям всем рады!

 (Из-за деревьев выходит Медведь  идет к теремку.)

Медведь

Что за шум, а драки нету

Я смотрю, здесь хлам кругом

Выходите на подмогу

Я совсем уже не злой

С вами жить хочу и я!

 Все (хором)

 Нет, Медведь, не надо!

 Медведь (обиженно)

 Зря вы так. Я пригожусь!

Мышка

Больно ты огромен.

Медведь

Да не бойтесь, помещусь.

 Я в запросах скромен.

(Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.)

Мышка

Что ж ты, Мишка, натворил?

 Лягушка

 Мы ж предупреждали.

Зайчик

Теремок наш развалил!

Лиса

Без угла оставил!

Медведь

Ну, простите вы меня,

 Я ведь не нарочно.

ВСЕ

Хоть и виноват медведь,

 Мы ему поможем!

Теремок починем наш,сделаем побольше

Мусор дружно уберем,

И всем вам мы скажем:

Берегите место, где все вы живете

Убирайте , собирайте и друг другу помогайте

Пусть будет чистота на всей , на всей планете!

Ура ,Ура, Ура (песня)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...