«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
консультация (младшая группа)

Ларина Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

Слайд 2

Воспитание народной сказкой - один из самых древних методов воспитания детей. Через народные сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. В русских сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Морозко – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана. Таким примеров можно привести очень много. А ребенок слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя и когда добро побеждает зло, очень радуется. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как можно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категорическое родительское «Нельзя!». Сказки, также, играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Но для того чтобы воспитание народной сказкой было эффективным, не достаточно рассказать ребенку первую попавшуюся сказку!

Слайд 3

Сказки нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка и особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла – в это возрасте ребенок не поймет содержание сказки. К восприятию сказкой ребенка надо подводить постепенно, в младенчестве начиная с колыбельных и ритмичных стишков – прибауток. Чем младше ребенок тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет ребенок с большим удовольствием слушает и воспринимает самые простые по сюжету и небольшие по объему русские сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д. Они хороши тем что действуют по принципу кумуляции – повтора «Бабка за Дедку, Дедка за репку…».Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к наиболее длинным и содержательным сказкам «Три медведя», «Коза и волк», «Лиса и волк» и т.д. Именно в этом возрасте детям наиболее понятны именно сказки где героями выступают звери. Мир взрослых для детей кажется слишком сложным, а вот сказки с животными доступными и понятными их пониманию. В возрасте 2-3 лет подойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды, над несправедливостью и обманом.

Слайд 4

В три года в лексике у ребенка появляется слово «Я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главными героями народных сказок, так что подбирать надо те сказки, в которых есть герои, с которыми ребенок мог бы себя ассоциировать. В этом же возрасте начинается процесс самоиндефикации , поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка – в противном случае ребенок может потерять интерес к сказке и воспитание сказкой будит не эффективным. Главный герой сказки должен быть примером для подражания. Русские народные сказки написаны простым понятным языком. Дети легче воспринимают повествование сказки, чем обычную взрослую речь. Сказки доступно объясняют детям взаимоотношения между людьми, иные аспекты жизни людей. Читая сказки, у ребенка развивается воображение, фантазия, повышаются творческие способности. Дети, которым постоянно читали сказки, учатся быстрее говорить и формулировать свои мысли.

Слайд 5

Если вы хотите чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подбирать сказку, но и правильно ее преподать: после того как вы прочитали сказку обсудите с ребенком её сюжет , чтобы ребенок мог понять мораль сказки. Только не навязывайте ее ребенку, он должен сам сделать свои выводы и понять что хорошо, а что плохо. Русские сказки так же воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь. Яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания. Где справедливость и добро всегда идут рука об руку, добро всегда победит, зло будет наказано и все будут жить долго и счастливо. Сказка для ребенка — это особый мир, в который погружается ребенок. Со своими фантазиями, чувствами и переживаниями. Любой ребенок любит добрую сказку. А кончается сказка всегда так «Сказка ложь- да в ней намек- добрым молодцам урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

консультация "Русские народные сказки как средство воспитания культуры речи дошкольников с ЗПР

У дошколников с задержкой психического развития отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Образцы русской речи прдставлены в устном народном творчестве . Поэтому воспитание культуры речи  с...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

Русская народная сказка как средство ознакомления с народными традициями

Успех приобщения дошкольников к русским народным традициям зависит от выбора форм и методов и воспитания. К средствам приобщения дошкольников к народным традициям относятся народное творчество, декора...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...