Кружок "Волшебные превращения из бумаги и квадрата В.В. Воскобовича"
методическая разработка (младшая группа)

Пасхина Светлана Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3 «НЕЗАБУДКА»

 

 

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

«Волшебные превращения из бумаги»

 по оригами и двухцветный квадрат Воскобовича для детей

младшей группы (от 3-4 лет)

 

 

 

 

направленность – художественно-эстетическая

срок реализации 1 года

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель:

воспитатель Пасхина С.Н.

 

 

Котлас

2017

Оригами – это сказка.

Оригами – это веселый труд.

Оригами – это волшебный мир.

Оригами – это фокус.

Оригами – это физкультминутка.

Оригами  - это мир превращений и квадрат.

Оригами – это то, что я могу сделать.

Оригами – это праздник.

 

 

Пояснительная записка

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага«ками» - складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.

В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование»«Познание. Математическое развитие».

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. 

 

 Цель программы:

Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из  двухцветного квадрата Воскобовича и бумаги по типу оригами.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей.

Задачи программы:

 

Образовательные:

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, склеивание.

Учить концентрировать внимание, стимулировать развитие памяти.

Научить правильно организовать рабочее место.

 

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

 

Развивающие:

Развивать способность работать руками, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

Развивать память, внимание, пространственное воображение;

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.

Развивать самостоятельность и аккуратность.

 

Формы работы:

беседы;

чтение худ. литературы;

индивидуальная работа;

групповая работа;

коллективно-творческая работа;

работа с родителями;

игра;

оформление выставок.

 

 

 

Методы и приемы.

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Этапы и основные мероприятия при освоении искусства оригами

Подготовительный этап. Задачи.

Для воспитателей: познакомить детей с квадратом Воскобовича и искусством оригами, создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для решения поставленной проблемы.

Для детей: усвоить, что такое оригами.

Для родителей: познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек.

Основной этап. Задачи.

Для воспитателей: обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.

Для детей: научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме, оформлять их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой альбом поделок.

Для родителей: поддерживать интерес детей к оригами. Стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать детям в выполнении домашних работ.

Заключительный этап. Задачи

Для воспитателей: организовать презентацию детских работ, показать результаты детского творчества. Оценить участие родителей.

Для детей: подготовить творческие работы, представить их.

Для родителей: организовать выставку с поделками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарное планирование кружковой работы

2017-2018

 

Октябрь

1.Ознакомление со свойствами бумаги

Цель: Ознакомление детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется). Закрепление основных геометрических понятий, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, получая квадрат.

 

2. Квадрат Воскобовича(двухцветный)
Познакомить детей с новой игрой. Способствовать развитию сенсорных и познавательных способностей детей; с помощью зрительного, осязательного и тактильного анализаторов. Часть занятия познавательного цикла ФЭМП. Организованная деятельность.

 

3 «Превращения квадратика»

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию.

 

4.Квадрат Воскобовича(двухцветный)
 Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Домик» Свободная 
деятельность: Поместить в зону интеллектуальных игр серию Квадрат.
 

Ноябрь

1.«Дом»

Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом.

 

2. Квадрат Воскобовича

Учить детей в процессе выполнения игрового задания складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталона цвета и формы. Конструирование геометрической фигуры зеленого цвета. Индивидуальные занятия.
 

 

 

 

3.«Веселый треугольник» зеленого цвета

Развитие умения детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развитие фантазии

4. Квадрат Воскобовича (двухцветный)

Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Горка». Совместная игровая деятельность в вечернее время. Индивидуальные занятия.

 

Декабрь

1. .«Веселый треугольник» красного цвета

Развитие умения детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развитие фантазии.

 

2.Квадрат Воскобовича

 Учить детей в процессе выполнения игрового задания складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталона цвета (красного цвета) и формы. Часть занятия познавательного цикла ФЭМП
Организованная деятельность.

 

3. Квадрат Воскобовича(двухцветный)
Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Конверт» Совместная деятельность взрослого и ребенка.
в вечернее время. Индивидуальные занятия.

 

4. «Конверт»

Базовая форма конфета. Учить сгибать квадрат пополам, сгибать три уголка к месту пересечения линий.

 

Январь

 

1. «Елочка» (Тарабарина)

Базовая форма треугольник. Учим сгибать квадраты по диагонали из 3х деталей. Уголки верхние проклеить. Организованная деятельность.
2. .Квадрат Воскобовича(двухцветный)
Способствовать развитию познавательных способностей ,мелкой моторики пальцев памяти , речи, пространственного мышления и творческого воображения. Превращение квадрата в прямоугольник . Учить конструировать сложную плоскостную фигуру «Лодочку» 
Часть занятия познавательного цикла ФЭМП. Организованная деятельность.

3. «Гриб» (Тарабарина)

Базовая форма треугольник. Учим сгибать квадрат по диагонали это шляпка. Сгибаем маленький квадрат пополам –это ножка гриба. Проклеить детали. Организованная деятельность.
 

Февраль

1. Квадрат Воскобовича (двухцветный)
Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Конфета» Совместная игровая деятельность в вечернее время 
Индивидуальные занятия. .

 

2. «Конфета»

Познакомить детей с базовой формой конфета. Учить сгибать квадрат пополам, сгибать верхний и нижний угол к месту пересечения линий.

 

3.Квадрат Воскобовича
(четырехцветный) Учить детей в процессе выполнения игрового задания складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталона(синего и желтого) цвета и формы. Конструирование 
Свободная деятельность

 

Март

1.Квадрат Воскобовича(двухцветный)
Способствовать развитию познавательных способностей ,мелкой моторики пальцев памяти , речи, пространственного мышления и творческого воображения. Превращение квадрата в прямоугольник . Учить конструировать сложную плоскостную фигуру «Семафор» 
Часть занятия познавательного цикла ФЭМП. Организованная деятельность.
 

2. «Бабочка» (Тарабарина)

Базовая форма «треугольник».Полученный треугольник согнуть пополам, разверните поделку разноцветной стороной. Отогните верхние острые уголки в стороны. Приклеим усики. Организованная деятельность.
 

3. Квадрат Воскобовича (двухцветный)
Способствовать развитию познавательных способностей. Превращение квадрата в треугольник. Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Летучая мышь» Часть занятия познавательного цикла ФЭМП
Организованная деятельность.
 

4. «Летучая мышь»

Базовая форма «треугольник». Складываем квадрат по диагонали. Получился треугольник, складываем его пополам. Тщательно проглаживаем линию сгиба, разворачиваем. К получившейся линии сгиба складываем сначала одну сторону. Затем другую сторону, проглаживая линии сгиба. Разворачиваем треугольник. Угол, что в центре разгибаем.

 

 

 

 

Апрель

1. Квадрат Воскобовича(двухцветный)
Учить конструировать сложную плоскостную фигуру «Мышка» Индивидуальные занятия.
 

2. «Рыбка» (Тарабарина)

Базовая форма «треугольник». Полученный треугольник сгибаем пополам. Дорисовываем глазки, чешую, плавники. По желанию воспитатель вырезает хвост. Организованная деятельность.
 

3. «Самолет» (Тарабарина)

Базовая форма «треугольник». Полученный треугольник сгибаем пополам. Загибаем верхнюю раскрывшуюся сторону к вертикальной стороне треугольника, проделываем действие с другой стороны. Организованная деятельность.
 

4. Квадрат Воскобовича(двухцветный)
Учить конструировать сложную плоскостную фигуру « Ежик» Индивидуальные занятия.
 

Май

1. Квадрат Воскобовича(двухцветный)
Учить конструировать сложную плоскостную фигуру «Самолет» Индивидуальные занятия.
 

2. «Лягушонок» Тарабарина

Базовая форма «треугольник». Загибаем острые углы полученного треугольника навстречу друг другу, чтобы их концы перекрестились. Эти острые углы отогните уже в противоположные стороны. Дорисовываем глазки. Организованная деятельность.
 

3. «Гусеница» Коллективная работа (Соколова)

Перегибаем квадат по диагонали, справа на лево и загибаем уголки и наклеиваем один на другой. Украшаем добавляем глаза, ротик, рожки. Организованная деятельность.
 

4. Квадрат Воскобовича(двухцветный)
Учить конструировать объёмную фигуру «Звёздочку» Индивидуальные занятия в вечернее время.

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

1. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких» СПб «Детство – пресс» 2016г. Методическое пособие для воспитателей

2. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» Академия развития 1997г. Методические рекомендации, конспекты занятий.

3. Программа «От рождения до школы» Мозаика – синтез 2015г.

4. Тайна Ворона Метра об удивительных приключениях, превращения квадрата. Занятия по двухцветному квадрату В.В. Воскобович.

5. Двухцветный квадрат Воскобовича схемы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Путешествие в сказку «Теремок» с двухцветным квадратом В.В. Воскобовича

Знакомство с двухцветным квадратом при помощи сказки "Теремок"...

Волшебный квадрат В.В. Воскобовича

Представляю Вашему вниманию ещё одну замечательную развивающую игру «Квадрат Воскобовича»Волшебный квадрат- игра головоломка на трансформацию фигур. Выглядит он довольно прост: состоит из...

Дидактическая игра «Путешествие в сказку «Теремок» с двухцветным квадратом В.В. Воскобовича

Цель:  осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии; закреплять умение работать  с двухцветным квадратом В.В. Воскобовича....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ КВАДРАТ В. В. ВОСКОБОВИЧА

Игры очень важны для становления и развития личности ребенка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему....

Мастер - класс «Путешествие в сказку «Теремок» с двухцветным квадратом В.В. Воскобовича

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии; познакомить с ...

«Путешествие в сказку «Теремок» с детьми средней группы, используя двухцветным квадрат В.В. Воскобовича

Цель: осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии; закреплять умение работать с двухцветным квадратом В.В. Воскобовича....

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича (квадрат В.В. Воскобовича)

Задачи:Образовательные:- продолжать учить строить предметы из счетных палочек,  узнавать и называть цвета палочек, продолжать учить делать лодочки  из квадрата Воскобовича, продолжать учить ...