Сюжетно - ролевые игры
методическая разработка

Фомина Галина Ивановна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми.

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Возрастная группа: Старшая группа

Форма совместной деятельности: интегрированная деятельность

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Учебно-методический комплект:

1. Абраменкова В.В. Воспитание игрой. - М.: Лепта, 2008.

2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1981.

3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1982.

4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М.: Академический Проект, 2002.

6. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2003.

7. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. - М.: Педагогика, 1987.

8. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. М., 2009.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

Материал и оборудования:

одежда: для продавцов-консультантов, охраны, семьи;

бейджики, касса, деньги, чек, ценники, весы, картинки с изображением отделов, кошельки, сумки;

игровое оборудование для отделов «Детское питани», «Хлебо-булочный», «Сладости», «Овощи-фрукты», «Молочный», «Соки».

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».

Задачи:

Обучающие: 1. Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде.

2. Продолжать знакомить детей с трудом продавца, товароведа, охранника, директора.

Воспитательные: 1. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах.

2. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых

Развивающие: 1. Развивать навыки диалогической и монологической речи.

2. Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Исполнительский

Контрольный

Ребята, мы будем сегодня играть в игру «Супермаркет». Но перед игрой хотела бы узнать: Вы были в супермаркете? С кем вы были? В каком супермаркете были? Что там продается? Кто работает в супермаркете? (Товаровед - делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине. Кассир  «выбивает » чек, проверяет весь ли товар оплачен, вручает чек покупателю, берет с покупателя деньги и выдает сдачу. Водитель - доставляет нужное количество товаров, получает заявки на получение товара от товароведа или директора. Грузчик – разгружает товар на склад, помогает продавцам распределить его по отделам. Уборщица - моет пол и вытирает пыль. Директор - проверяет работу своих подчиненных.

Покупатель- приходит в магазин, сообщает продавцу, что бы он хотел купить, беседует с продавцом о качестве товара, расплачивается с кассиром деньгами) . Дальше воспитатель задает вопросы с помочью показа: Что это? (Это касса. Это чек. Это деньги.) Молодцы! А сейчас отгадайте мои загадки:1.В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти. Шоколадный торт «Причуда»

Очень любит тётя Люда. Три эклера, пять колец Завернул им …продавец. 2. Носит он тяжелые грузы

 Будь – то мебель иль арбуз.

Утром ведь он рано встал,

За день очень он устал. «Дайте кто-нибудь мне стульчик»

- Скажет вам уставший …. грузчик.

3. Моет окна и полы, Пыль не спрячется в углы.

 Как увидит грязь - поморщится,

 Вот такая чистюля…. уборщица.

 Молодцы, все загадки отгадали!

 А теперь послушайте стихи, которые приготовили ваши друзья:

  1. Продавец - молодец! Он товары продает –

Молоко, сметану, мёд.

А другой - морковь, томаты, Выбор у него богатый! Третий продает сапожки, Туфельки и босоножки.

А четвертый - стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

2.Продавцы товары знают,

 Даром время не теряют. Всё, что просим, продадут

Это их привычный труд! 3. Много есть профессий разных,

 Важных, нужных и прекрасны

Продавца, скажу друзья, Обошли вниманьем зря. 4. Ты приходишь в магазин

- Продавец там есть один,

Всё подскажет: что купить,

Сколько надо заплатить, Подобрать, найти, примерить,

 Взвесить, завернуть, отмерить,

Настроение поднять, Снова в гости вас позвать.

Сразу видно - молодец! Самый лучший продавец.

Ребята, а как вы хотели бы назвать наш супермаркет? А теперь давайте выберем работников для супермаркета. А я буду директором супермаркета. Продавцы вставайте на свои рабочие места и приведите их в порядок. Оставшиеся дети будут покупателями, возьмите все, что необходимо покупателю (сумки, кошельки, деньги). Директор: Уважаемые покупатели, наш супермаркет «Карусель» открывается! Приглашаем вас за покупками!

Покупатели начинают заходить в супермаркет. Продавец питьевых напитков:

А сейчас вы в магазине - Все продукты на витрине:

 Чай, конфеты, колбаса

 - Разбегаются глаза. Подходите, покупайте, Деньги в кассу отдавайте!

Продавец сладостей: Если в доме нет сластей, Не зови к себе гостей, Веселиться невозможно Без конфет и без пирожных.

Продавец хлебобулочных изделий: Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи, Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи. Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным Белый хлеб или ржаной.

Продавец молочных продуктов: Здравствуйте, уважаемые покупатели!

Наш магазин предлагает продукцию Кувшиновского молочного консервного комбината. Наш завод выпускает продукцию более 20 видов: молоко, сметану, сгущенное молоко, кефир, ряженку и многое другое.

Покупайте нашу продукцию! Директор подходит к покупателям и беседует с ними: Скажите, что вы купили?

Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты».)

Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести ещё.)

Вот эти бананы не берите.

У них кожура очень тёмная.

Они уже испортились.

Выберите что-нибудь другое… Охранник: Здравствуйте!

Возьмите, пожалуйста корзины! Покупатель: подскажите пожалуйста где находится «Хлебобулочный» и отдел «Фрукты - овощи»? Охранник: «Хлебобулочный» отдел находится возле отдела «Сладости», а рядом с «Хлебобулочным» отделом находится отдел «Фрукты-овощи».

Покупатель: Спасибо! Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара: Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Скажите, к вам завезут виноград? ( Педагог даёт образец поведения покупателя). А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов). Затем покупатели, выбрав нужный товар, подходят к кассе, занимают очередь, здороваются с детей. Побуждает детей к речевой активности

Дети демонстрируют свои знания кассиром, отдают ему корзину с товаром. Кассир: вам в пакет положить? Покупатель: да Кассир пробивает весь товар и кладет в пакет: с вас 5 рублей. Покупатель достает с сумки кошелек и отдает деньги. Кассир берет деньги: возьмите, пожалуйста, вашу сдачу. Покупатель: спасибо! Кассир: спасибо за покупку, приходите еще.

Директор:

 Уважаемые покупатели, наш магазин на сегодня закрывается. Ждем вас завтра за покупками! Продавцы, пока покупатели рассчитываются, приводите в порядок свои отделы.

 Затем все дети встают вместе и прощаются.

 Охранник: Магазин наш закрывается,

 Мы с вами все прощаемся. Поиграли мы для вас - Вам понравилось у нас?

 Приходите в гости к нам

- Мы споём и спляшем вам.

 А сейчас уже пора - Ждут нас игры и дела

Воспитатель создает мотивацию на совместную деятельность, стимулирует любознательность, интерес.

Воспитатель подводит детей к эмоциональной инсценировке

Ставит цели индивидуально и группе детей. Побуждает детей к речевой активности

Показывают свои знания.

Дети читают стихи

Дети демонстрируют свои знания

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Проявление эмоциональности, выразительности речи и актерского мастерства.

Эмоциональная разрядка



Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе: «Веселое путешествие в Африку»

Цель: развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду работников флота. Закрепить знание детьми животных Африки. Упражнять детей в выполнении танцевальных движений в соответствии с музыкой. Упражнять в выполнении физических упражнений осознанно, быстро и ловко, формировать привычку к здоровому образу жизни. Обеспечить развитие речи и увеличение словаря за счет новых слов: рупор, трап, штурвал, штурман, нос, борт, палуба, мачта. Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитание отзывчивости.

Игровой материал: Строительный материал, игровые наборы «У врача», штурвал, спасательный круг, флажки, гантели, якорь, фуражки для моряков, бинокли, рупор, гора Фернандопо, животные Африки, пальмы.

Подготовка к игре:

-Чтение литературных произведений: К.И.Чуковский «Айболит», «Бармалей»,.

-Беседа о труде работников флота

-Разучивание танцев, стихов.

-Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли: капитан, матросы, штурман, врач, животные.

Ход

Ведущий. Здравствуйте, дети! Говорят, что все ребята любят путешествовать. Это правда? Сегодня мы с вами совершим веселое путешествие.

(В зал входит Доктор Айболит)

Доктор Айболит. Здравствуйте, дети!

Кто из Вас болен?

Как живете?

Как животик?

Не болит, ли голова?

Погляжу из-под очков

На кончики язычков.

Превосходно! Все здоровы!

Тогда по порядку становитесь на зарядку!

(Комплекс физических упражнений. Показывает Доктор Айболит.)

Вбегает почтальон.

Почтальон. Доктор Айболит! Доктор Айболит!

Вот вам телеграмма от Гиппопотама!

«Приезжайте, доктор, в Африку скорей

И спасите, доктор, наших малышей!»

Доктор Айболит. Что такое? Неужели ваши дети заболели?

Почтальон. Да-да-да! У них ангина, скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит!

Доктор Айболит. Ладно, ладно побегу, вашим детям помогу.

Только где же вы живете? На горе или в болоте?

Почтальон убегает. Из-за двери слышится: «Мы живем в Африке!..»

Доктор Айболит. Что же делать? Что же делать? Боюсь, я один не справлюсь.

Ведущий. Доктор Айболит, не волнуйтесь! Наши ребята смелые и отважные. Они вам помогут.

Доктор Айболит. Но на чем же мы поедем в Африку?

Ведь у берега Африки море

Бушует, шумит на просторе.

А в море широкая ходит волна!

Ведущий. Наши дети построят прочный корабль, и никакие волны нам не будут страшны.

Звучит «Марш высотников» (музыка Р.Щедрина). Дети строят из крупных деталей конструктора корабль, устанавливают мачты, штурвал. Ведущий помогает распределить роли- капитана, штурмана, матросов, врача.

«Корабль отправляется в путь. Звучит фонограмма – шум моря, крик чаек. Дети выполняют игровые действия согласно своим ролям.

Ребенок. Напрасно, волны, скачете-

Морской дорожкой,

На реях и по мачте

карабкаюсь кошкой.

Сдавайся, ветер вьюжный,

Сдавайся, буря скверная,

Открою полюс Южный,

А Северный – наверное.

Танец моряков «Яблочко» (Музыка народная)

Доктор Айболит. Но горы встают у меня на пути.

А горы все выше, а горы все круче.

А горы уходят под самые тучи!

Как же быть? Что же делать?! Как же мы через горы переберемся?

Дети. Давайте полетим на самолете.

Доктор Айболит. Давайте представим, что мы самолеты, и перелетим через высокие горы.

Ребенок. Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.

«В небеса мотор вези, чтобы птицы пели.»

Дети изображают самолеты: «заводят моторы», расправив руки в стороны, «летят» по залу. Звучит мелодия песни «пора в путь - дорогу» (музыка В.Соловьева - Седова).

Ребенок. Бояться не надо ни дождя, ни града.

Облетаю тучку, тучку - летучку.

Белой чайкой паря, полетел за моря.

Без разговору облетаю гору.

Внимание! Впереди по курсу Африка!

Дети выходят « на берег Африки». (Во время «плавания» выставляют декорации- пальмы и мягкие игрушки, изображающие африканских животных.)

Доктор Айболит. Вот мы и в Африке. Ребята, кого из животных мы можем встретить здесь? (Дети перечисляют)

Звучит тревожная музыка, появляется Бармалей.

Бармалей. Маленькие дети! Ни за что на свете

Не ходите в Африку, в Африку, гулять

В Африке акулы, в Африке гориллы,

В Африке большие злые крокодилы.

Будут вас кусать, бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Доктор Айболит. Постой, постой, Бармалей . Ты нас не испугаешь! Мы смелые и эту сказку Корнея Ивановича Чуковского хорошо знаем. И потому мы тебя ни сколько не испугались.

Бармалей. Не испугались? Нисколечко? Но может быть, хоть чуть- чуть?

Доктор Айболит. Нет, Бармалей! Ты лучше покажи нам дорогу к широкой реке Лимпопо.

Там, на берегу, у подножия горы Фернандо- По ждут меня больные зверята.

Бармалей. Вот ведь какая жизнь наступила. Никто меня не боится, даже маленькие дети. Придется помочь. (Обращается к ребятам из зала) Ну что, помочь или не помочь? Так и быть, покажу вам дорогу, но сначала вы отгадаете мои загадки. Но загадки не простые, а волшебные. Волшебные, потому что в них зашифрованы сказки К. И. Чуковского.

1.Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки, африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит, это…(Доктор Айболит.)

2. Был страшно злой этот сказочный герой,

Айболита в костер он бросал

С Танечкой и Ванечкой расправиться мечтал.

Но потом он стал добрей,

И даже полюбил детей. (Бармалей)

3. Самовар она купила, мошек чаем угостила,

Паук на неё напал, а комар ее спасал. (Муха-Цокотуха)

4. Зверь злой и зубастый ,

Солнце он украл

И держит в своей пасти.

Солнце с неба утащил этот страшный… (Крокодил)

5. Старушка-грязнуля в избушке жила

Не мыла кастрюли, полы не мела.

С посудой когда-то была она в ссоре

Старушка из сказки… («Федорино горе»)

6. Неумытых он ругает,

Полоскаться заставляет,

Трубочиста чисто-чисто,

Чисто-чисто умывает («Мойдодыр»)

Бармалей: Молодцы ребята, все мои загадки отгадали.

Вот вам следующее задание: соберите все бананы, апельсины и лимоны в корзину, для больных зверят.

Бармалей: Молодцы и с этим заданием справились. Осталось самое трудное задание.У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

1.Телефон (У меня зазвонил телефон)

2. Мыло (Вот и мыло подскочило)

3.Блюдце (А за ними блюдца)

4.Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

5.Термометр (И ставит им градусник)

6.Сито (Скачет сито по полям)

7.Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

8.Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

9.Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

10.Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Бармалей: Ну, ребята, молодцы! Все мои задания выполнили, идите за мной я покажу вам дорогу к больным зверятам.

(Бармалей ведет детей по кругу. В этот момент воспитатели выставляют в зал скалу.)

Доктор Айболит. А вот и гора Фернандо – По, и лежат здесь больные. (Выбегают дети, надевают шапочки: мартышек, бегемотиков, жирафов, тигрят

Ведущий. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по животикам,

И всем по порядку дает шоколадку,

И ставит и ставит им градусники!

Вот и вылечил он их, Лимпопо!

Вот и вылечил больных, Лимпопо!

И пошли они смеяться, Лимпопо!

И плясать и баловаться, Лимпопо!

Дети танцуют танец «Чунга- Чанга»

Дети исполняют песню о дружбе.

Ведущий. Вот и закончилось наше веселое путешествие. Пора возвращаться домой, в детский сад. До свидания Айболит! До новых встреч!

Звучит фонограмма песни «Игра» (муз. Гладкова Г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению атрибутики для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и сама сюжетно-ролевая игра

Дети с родителями готовят из бросового материала атрибутику для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и играют...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...