Формирование речевой коммуникации у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы
методическая разработка

Липендина Оксана Владимировна

Работа по активизации речи у неговорящих детей, имеющих эмоционально-волевые нарушения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование речевой коммуникации у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №14» г. Чебоксары Липендина О.В.

Слайд 2

Речевая коммуникация Коммуникация — это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности ( лингвистический словарь) . К оммуникация — это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка ( психологический словарь) . Коммуникация — это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии ( педагогический словарь) . Нарушение коммуникативных возможностей человека отрицательно влияет на его развитие. Потребность в коммуникации является одним из основных видов деятельности человека, важным фактором становления личности. Все психические функции развиваются посредством общения и совместной деятельности.

Слайд 3

Эмоционально-волевые нарушения. Понятием нарушения эмоционально-волевой сферы в дефектологии определяются нервно-психические расстройства. Виды нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков: Реактивные состояния - нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. К онфликтные переживания ( как психопатологическое расстройство) приобретают доминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях , Психастения - нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обусловленное слабостью и нарушением динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов. П сихопатия (психопатические формы поведения ) - патологический склад характера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности . Р анний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития.

Слайд 4

Речевые и коммуникативные особенности детей с расстройством аутистического спектра. Клинико-психологическая картина аутистических расстройств мо­жет принимать разные формы — от неговорящего дезадаптированно­го ребенка с низким уровнем интеллекта до избирательно одаренного с интересами к отвлеченным областям знаний и «взрослой» жизни . Около половины людей, которым когда-либо был поставлен диа­гноз «аутизм» (за исключением синдрома Аспергера ), в практической деятельности остаются неговорящими. Это дети 1-й и 2-й групп. Другая половина аутистов после появления у них признаков отста­вания в развитии речи в течение первых лет жизни (от 2,5 до 6 лет) начинают механически повторять то, что слышат от других людей. Это дети 3-й и 4-й групп. Считается, что именно недостаток потребности в контакте способствует речевому отставанию. Л. Каннер к одному из проявлений синдрома аутизма отнес иска­женное развитие речи с только ему присущим использованием гла­гольных форм и местоимений.

Слайд 5

К специфическим нарушениям речи относится: - не использование местоимения «Я»; - и спользование безличных глаголов ; - эхолалии и персеверации; - палалии и вербегерации ; - своеобразие модуляции, высоты и тональности го­лоса; - эгоцентрическая, автономная речь в виде аутомонологов и аутодиалогов ; - мутизм ; - нарушения грамматического строя речи; - нарушения логики в предложениях и между предложениями; - распад речи.

Слайд 6

особен­ности развития речи при недостаточности ее коммуникативного поль­зования Это проявляется в следующем: отсутствие реакции на речь других людей (ребенок может не реагировать на собственное имя); стереотипное использование речи; использование обычных слов в необычном контексте, а также использование неологизмов; неспособность начать и поддерживать диалог; нарушения просодики (тон, интонация, ударение); трудности с пониманием смысла и употреблением понятий; замена местоимений; нарушения невербальной коммуникации (жестикуляция, ми­мическая экспрессия); задержка или остановка речевого развития.

Слайд 7

Модель формирования вербальной коммуникации у детей с нарушениями аутистического спектра личностно-центрированный под­ход к организации деятельности ребенка со взрослым и сверстника­ми Работа по развитию речи с неговорящими детьми. 1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных занятий. 2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, положи, дай, подвинь, сядь, подойди. 3. Растормаживание речи через: а) провоцирование непроизвольных подражательных действий, мимику, интонацию взрослого («Песенка юлы: у-у-у»; «Катаем машинку: ж-ж-ж»; «Бросаем, катаем мячик: оп!»; «Строим башню: ой-ой!»; «Разрушаем башенку: бух! бах!»; «Везем паровоз: чух-чух !») ит.п .; б) провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции; в) повторение за ребенком, обыгрывание его звуковых реакций и вокальной аутостимуляции с дальнейшим приданием эмоционального смысла. 4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий с участием ребенка. 5. Формирование словаря на материале фотографий, картинок, глобального чтения написанных на карточках слов.

Слайд 8

Формирование импрессивной стороны речи Формирование экспрессивной стороны речи Формирование начальных диалоговых навыков 1 этап. Через устное комментирова­ние деятельности ребенка и действий педагога методами проговаривания предстоящих действий и событий: «Мы собрали пирамидку, а сейчас со­берем кубики» 1 этап. Через использование эмоцио­нально-смыслового комментария в игре, в занятиях, в повседневной жизни ре­бенка. «Ах, какая башня!», «Ой, упала, бух!», «Ах, какой ты молодец, сам надел сапожки!» Через подражания мимике, интонации, действиям взрослого: звуковым, словес­ным 1 этап. Через узнавание, чтение букв, слогов, коротких слов на карточках. Через развитие умения смотреть в глаза педагогу, его арти­куляции при назывании слова и поднесении картинки, обозначающей это слово, к его лицу. Через побуждение подражать за педаго­гом в назывании слов 2 этап. Через развитие умения вы­полнять простые инструкции: «Возь­ми», «Положи», «Дай». При этом затормаживаем импульсивные хвата­ния ребенком предметов 2 этап. Через растормаживание внешней речи ребенка методами повторения и обы­грывания его звуковых реакций, вокаль­ной аутостимуляции , провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции; произнесение слов, сопровождаемое ритмическими хлопками 2 этап. Через формирование односложной фразы «Вот» при задаваемом вопросе педа­гога: «Где машина?», «Где синий карандаш?» Через способность утвердительно и отрица­тельно отвечать на вопросы с помощью слов «да», «нет» 3 этап. Через развитие способности выполнять инструкции: «Покажи», «Покажи, где»; формирование ука­зательного жеста пальцем, выполне­ние инструкций: «Покажи, где у тебя глазки», «А у тети?», «Где у тебя ротик?», «А у тети?», «Где Ваня?», «Где Оксана Владимировна?» 3 этап. Через развитие произноситель­ных навыков методом называния букв, глобального чтения слов на карточках. Че­рез узнавание букв и слов: «Покажи, где буква «и»?», «Где кот?» 3 этап. Через формирование способности по инструкции педагога совершать подражатель­ные артикуляционные действия по картин­кам: «Открой рот, как эта девочка, как этот бегемот», «Покажи зубки, как эта собачка». Через формирование способности использо­вать вербальные связки: «вот», «дай». Через побуждение к составлению двусложной фра­зы: «Вот зайка», «Дай чашку»

Слайд 9

Упражнения на развитие моторных функций «Ком», «Высоко-низко», «Бум- бам », «Зарядка», «Фокус», «Пипетки», «Тихо-громко», «Съедобное-несъедобное» Кинестетическое восприятие «Сухой бассейн», «Коробка с тканями», «Муха», «Холодно-жарко», «Цветная баночка», «Легкий-тяжелый» и т.д. Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности «Аппликация», «Волшебные фигурки», «Желе-мука», «Ком», «Еж», «Вода-песок». «сортировка». Разные животные», «Угадай мешочек» и др. Зрительное восприятие «Узнай картинку». «Постоянные цвета», «Фонарик», «Блеск».

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи

Рекомендации для родителей и педагогов...

"Формирование речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизносительной стороны речи".

Важным разделом логопедической работы  является развитие дыхания и коррекция его нарушений....

Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Работа над речевым дыханием является крайне важной при организации коррекционного процесса учителем-логопедом. Речевое дыхание - это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. По...

Практическая реализация коррекционных технологий по формированию речевого дыхания у детей с нарушениями речи

  Речевое дыхание – способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе....

Влияние правильного звукопроизношения на формирование речевой коммуникации у детей

Влияние правильного звукопроизношения на формирование речевой коммуникации у детей....

Психолого-педагогичские особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы

На данном этапе развития нашего общества актуальной проблемой яв- ляется возможность обучения детей с нарушениями в психологическом раз- витии иностранному языку. Очевидно, что такие дети могут изучат...

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Презентация.

Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне....