Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Голубая весна»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Александрова Татьяна Петровна
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к комплексу действий по
восприятию картины художника Василия Бакшеева «Голубая весна».
Образовательные задачи: способствовать пониманию содержательной и выразительной стороны произведения,
 сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, показать гармонию музыки и живописи.
Развивающие задачи: развивать цветовосприятие.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к восприятию произведений живописи, художественный вкус, 
эстетическое восприятие действительности. 
Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, аудиоколонка, мольберт, репродукция картины В. Бакшеева
 «Голубая весна», ткань, веточки ели, березы, тополя, наборы цветных карточек на каждого ребенка, 
конверты с пазлами репродукции картины. 
Методы и приемы: Акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, 
приём «вхождении» в картину, метод музыкального сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_golubaya_vesna.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 45 «Журавлики»

города Новочебоксарска Чувашской республики

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Голубая весна»

Разработала и провела:

Александрова Татьяна Петровна,

воспитатель,

образование среднее профессиональное,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж 13 лет

г. Новочебоксарск, 2019

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к комплексу действий по

восприятию картины художника Василия Бакшеева «Голубая весна».

Образовательные задачи: способствовать пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, показать гармонию музыки и живописи.

Развивающие задачи: развивать цветовосприятие.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к восприятию произведений живописи, художественный вкус, эстетическое восприятие действительности.

Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, аудиоколонка, мольберт, репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна», ткань, веточки ели, березы, тополя, наборы цветных карточек на каждого ребенка, конверты с пазлами репродукции картины. 

Методы и приемы: Акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, приём «вхождении» в картину, метод музыкального сопровождения.

Ход деятельности:

1. Организационный момент.

Дети под музыку Эдварга Грига «Весеннее утро» входят в группу.                                         

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня в путешествие. А куда – это пока загадка, она спрятана за тканью. Посмотрите на открытую часть этой загадки и предположите, что или кто это и куда мы сегодня отправимся? Таня (Лена, Миша…) как вы считаете? Почему вы так решили?  Как же нам узнать, что это за загадка?

Стоят перед магнитной доской, закрытой тканью. На магнитной доске размещена репродукция картины, виден только фрагмент, большая часть закрыта тканью.

Дети: Высказывают предположения о том, что может находиться за тканью. Обосновывают свои предположения. Дети могут предложить убрать ткань и посмотреть, что там.

Педагог вместе с детьми открывает репродукцию, организует ее рассматривание.

Воспитатель: Это репродукция картины русского художника Бакшеева «Голубая весна», а сама картина находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Совпали ли предположения ребят (Тани, Миши …) с тем, что вы увидели? Почему?

Дети.

Воспитатель: Этот фрагмент репродукции слишком маленький, и картину всегда нужно рассматривать целиком. Присаживайтесь поудобнее.

Садятся на стулья перед репродукцией, рассматривают её.

2. Искусствоведческий рассказ педагога.

Тихо звучит музыка - вальс Штрауса «Звуки весеннего леса».

Воспитатель: Посмотрите, какой это необычный лес! Художник изобразил его в самую прекрасную пору года, в дни весны, он словно зовет нас побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам и ласковому ветерку.  Ребята, а вы когда-нибудь бывали в лесу весной? Попробуем представить, что мы все вместе очутились в этом лесу. Нигде не видно снега, земля почти просохла. Воздух кристально чист и свеж. Пахнет прелым листом, смолистыми почками, причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные верхушки деревьев. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Его невидимые лучи придают деревьям особую прелесть. Они стоят словно в предвкушении чего–то радостного и светлого. Пройдет еще несколько дней, и зеленая дымка молодой свежей листвы окутает ветви. А пока над природой, очнувшейся от долгой зимней спячки, и теперь полной жизни, высится высокое, ясное голубое небо, оно занимает большую часть картины.

3. Вопросы к детям с целью закрепления понимания содержания картины.

Воспитатель: 

  • Что изображено на картине?
  • Как вы думаете, что самое главное в картине
  • Как это изобразил художник?
  • Что в картине самое яркое?
  • Что этим хотел сказать художник?
  • Какое настроение передал художник?
  • Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
  • О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
  • С каким настроением бы вы побродили по этому лесу?
  • Пофантазируем, кто может оказаться в таком лесу?

Дети:

Воспитатель: Подойдем к столам, на них лежат веточки деревьев. Выберите из них те, которые, по вашему мнению, похожи на деревья, изображённые художником. Как вы думаете, от каких деревьев эти ветки? Есть ли такие деревья на картине? Какой же это лес? 

Дети: Называют деревья, изучают и рассматривают настоящие веточки с разных деревьев, объясняют свой выбор.

Воспитатель: Да, это молодой, светлый лес – березовая роща. Ввысь тянутся молодые тонкие березки, которые совсем скоро зашумят густой зеленой листвой. Располагайтесь на ковре. Художники описывают природу красками, а композиторы звуками музыки. Я предлагаю вам прослушать три музыкальных фрагмента, а вы скажете, какой из них, по вашему мнению, больше всего подходит для этого весеннего пейзажа.

Звучат аудиозаписи концертов А. Вивальди «Март», «Апрель», «Май». 

Дети:

Воспитатель: Я думаю, что этой картине больше всего подходит второй фрагмент, он так и называется – «Апрель». Эта более плавная, спокойная, по сравнению с первой. Позади осталось бурное таяние снега, ручьи уже подсохли, природа словно взяла передышку и копит силы перед тем, как распуститься во всей своей красе.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на картину. Какие краски понадобились художнику, чтобы передать радость пробуждающейся природы?

Дети: голубая, синяя, белая и т. д.

Воспитатель: Проходим и рассаживаемся за столами. Перед вами полоски разных цветов, подберите цвета, наиболее близкие к тем, что использовал художник.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Маша (Таня, Ваня…) какие цвета вы выбрали? Почему?

Дети.

Воспитатель: Художник не использовал темных красок, все оттенки в его произведении – светлые, мягкие, которые больше всего подходят для описания весны. Бежевые и розоватые стволы берез, бледно-зеленая трава и голубое небо удивительно четко передают ощущение свежести и чистоты проснувшейся после зимней дремы природы. Нет резких контрастов, все цвета плавно гармонируют друг с другом. Василий Бакшеев смог мастерски подобрать самые нужные оттенки для передачи настроения покоя и света. А как вы думаете, изменится ли настроение картины, если художники будут использовать другие цвета? Внимание на экран.

На экране – слайды с изображением репродукций картин  Н. Ромадина «Розовая весна», и Ю. Кугача «Весна. Прохладно».

Воспитатель: Художник Ромадин рассказал о весне совсем другими красками. Как вы думаете, какой цвет придает этому  пейзажу такую нежность,  задумчивость?

Дети: Розовый цвет.

Воспитатель: Отличаются ли эти две картины по колориту, т.е. сочетанию цветов?

Да, отличаются. В этой много розового цвета (розовый колорит), а в той — голубого.

Воспитатель: А третья картина снова приглашает нас побывать в лесу. По настроению, которое возникает, когда смотришь на нее, она отличается или нет? Почему?

Дети: Да, очень отличается.

Воспитатель: Я тоже так думаю. Но чем эта картина отличается от предыдущих? Чем   другим?

Дети: Отличается цветом. В этой картине много темных тонов. В ней меньше света, поэтому возникает ощущение холода.                              

Воспитатель: Верно. У нее другой колорит, но не менее прекрасный. Ребята, в какой картине мы сегодня побывали? - Лена (Миша…) а как бы ты назвал(а) эту картину? А после того как мы послушали музыку? А как бы вы назвали эту картину, если бы небо было серым и мрачным?

Дети.

Воспитатель: Ваня (Миша, Таня…), что нового вы сегодня увидели и узнали? Сегодня мы увидели красоту весеннего леса. Художник Василий Бакшеев рассказал о нем красками, а мы ещё звуками. Мы узнали, как художники могут рассказать о своем настроении, и как настроение картины может меняться от цвета и звуков. Я приготовила для вас небольшие подарки – это пазлы по картине «Голубая весна». Вы сможете собирать их, когда вам захочется снова полюбоваться весенней природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «День Победы»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «В гости к весенним месяцам»

Ахметова Ирина Леонидовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский районТема: «В гости к весенним месяцам»Программные задачи: -  Научить детей  различать признаки времен года, весенни...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказка учит, как делать добро»

Ахметова Ирина Леонидовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский район Программное содержание:Обучающие задачи:1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.2. Учить уз...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Насекомые»

Ракитянская Елена Анатольевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. ЕйскаПрограммные задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.2. Рассказать о пользе, дать знание об образе жизни насек...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Откуда хлеб пришёл»

Программные задачи:Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.Воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании. Ознакомить, кто выращивает ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Голубые реки России»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Голубые реки России»...