Консультация для педагогов на тему: «Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».
консультация

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок с развитой моторикой, речью, познавательными процессами, свободно общающийся с взрослыми и детьми. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_fizicheskogo_razvitiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для педагогов на тему:

«Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

 

«Все, чему учат человека, должно быть  не разрозненным, частичным, а единым, целым».

 Я.А.Каменский

Воспитание здоровой личности в самом широком смысле – основное требование модернизации системы образования. В соответствии с запросами общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка в каждом направлении развития, включая физическое. Нет необходимости доказывать, что области «Физическая культура» и «Здоровье» неразрывно связаны друг с другом.

Дошкольный возраст - это период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Движение — главное условие нормального роста и развития организма. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Движение — главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок с развитой моторикой, речью, познавательными процессами, свободно общающийся с взрослыми и детьми. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему.

17 октября 2013года Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.    

Стандартизация дошкольного образования  предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО содержание основной образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие;  познавательное развитие;  речевое развитие;  художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.  Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

 -  развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

 - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

 - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; – воспитание культурно-гигиенических навыков;

 – формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

        ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольной образовательной организации. Одним из важнейших является принцип интеграции. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Интегрированный подход к педагогическому процессу позволит дать детям целостную картину мира,  сформировать у них системные знания и обобщенные умения, способствует  накоплению и обогащению двигательного опыта детей.            Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей осуществляем не только в процессе  организованной образовательной деятельности (ООД) по физической культуре(специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий), но и при организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения (восприятия) художественной литературы, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной.  

Целесообразно  организовывать образовательный процесс  так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

Перед педагогами стоит следующая цель – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы, на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности.

При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращается  внимание на одновременное решение задач разных образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

1. Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём

2. Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора

3. Развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки

4. Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

Интеграция физического развития и социально – коммуникативного  развития

 приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, воспитывает элементарную дисциплинированность, умение свободно общаться с взрослыми и детьми. 

Познавательное развитие

1. Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.)

2. Специальные упражнения на ориентировку в пространстве

3. Подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых)

4. Построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования)

5. Просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни

6. Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования

Интеграция физического развития и познавательного развития улучшает мозговое кровообращение, активизирует психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации.

Речевое развитие

1. Проговаривание действий и название упражнений

2. Поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности

3. Обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры

Интеграция физического развития и речевого развития создаёт эмоциональный настрой, повышает интерес и желание заниматься спортом, формирует правильное дыхание, развивает фонематический слух.

Художественно-эстетическое развитие

1.Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок

2. Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек

3. Использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания)

4. Рисование мелом разметки для подвижных игр

5. Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение

6. Проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение

7. Развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера

Интеграция художественно-эстетической и физической областей создает положительный эмоциональный фон, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер.

Исходя из цели, в такой деятельности  успешно решаются следующие задачи:

1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения  их на разнообразные виды  деятельности.

Физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина. Разнообразие двигательных действий позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания. Интеграция  помогает объединить   образовательные области, разные виды деятельности, формы  и методы  в единое целое и выступает ведущим средством реализации поисково – исследовательской  деятельности с дошкольниками.

Таким образом, интегрированная деятельность, по всем образовательным областям тесно переплетается с физическим развитием. Конечно, реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива и созданных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...

Дополнительная образовательная программа с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике «Умелые руки,не знают скуки». в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дополнительная образовательная программа с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике «Умелые руки,не знают скуки».в соответствии сФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ СТАНДА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА МБДОУ№41 с учетом федеральных государственных общеобразовательных стандартов дошкольного образования (подготовительная группа) составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От ро

Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержанием детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, расчитанную на один учебный год....

Памятка для педагогов "Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

Интеграция различных видов деятельностив процессе реализации образовательной областифедерального государственного образовательного стандартадошкольного образования «Физическое развитие»....

Буклет для педагогов "Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

Интеграция различных видов деятельностив процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развит...

Примерный подбор игр для детей 4 - 5 лет с учетом содержания образовательных областей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Примерный подбор игр для детей 4 - 5 лет с учетом содержания образовательных областей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования...