Особенности групповых занятий с детьми
статья

Наумова Юлия Игоревна

Общение – необходимый элемент жизнедеятельности. И именно поэтому в социально-реабилитационном центре уделяется огромное внимание формированию и развитию коммуникативных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_gruppovyh_zanyatiy.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности групповых занятий, направленных на развитие навыков коммуникации и обогащение словарного запаса детей, проводимых в центре реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общение – необходимый элемент жизнедеятельности. И именно поэтому в социально-реабилитационном центре уделяется огромное внимание формированию и развитию коммуникативных навыков. Современная, бьющая ключом жизнь, порой складывается таким образом, что для детей с ограниченными возможностями здоровья практически не остается в ней места. Родители таких детей заняты тем, что обеспечивают материальную базу, ведь потребности семьи, имеющей такого ребенка, безусловно возрастают. Сверстники же не всегда готовы общаться с особыми детьми. А если еще есть проблема в транспортировке и перемещении ребенка, то, порой, маленький человек оказывается просто запертым в собственном доме и круг его общения крайне ограничен. Соответственно страдают представления об окружающем мире и культурных ценностях.

Специалисты центра социальной реабилитации осознают вышеупомянутые проблемы, поэтому психолог, совместно с логопедом, проводит групповые занятия для детей, цель которых – помощь в овладении навыками качественной коммуникации (формирование навыков речевого общения и устная речь).

Главное в этих занятиях – дать детям возможность общаться. Ведь даже при правильно сформированной лексической стороне речи, некоторые дети не могут воспользоваться этими знаниями в жизни – они не умеют общаться и, порой, им просто не с кем это делать.

В программу занятий входят:

- тренинги общения

- релаксационные тренинги

- ролевые игры

- игры на расширение и активизацию словаря

- усвоение лексического значения слов с помощью наглядности

- словесные игры

Одно занятие – это 60 минут, которые разделены на две части. Первая часть – занятие с логопедом (30 минут), вторая часть – занятие с психологом (30 минут). Такое разделение связано с тем, что дети, посещающие данные занятия, имеют свои поведенческие особенности, связанные с их диагнозом. И не всякому ребенку под силу выдержать целый час в одном кабинете и с одним педагогом, хотя занятия и проводятся в легкой игровой форме.

Отдельно надо сказать о формировании групп. Группы сравнительно небольшие – 3-4 человека. Казалось бы – чем больше группа, тем больше поле для общения. Но, детям, которые практически не контактируют с другими людьми, поначалу довольно сложно даже в такой малочисленной группе. Новые лица, другая речь, поведенческие особенности других детей – все это огромный стресс. Именно поэтому так важно проводить занятия в связке с психологом.

Еще один важный момент – группы не формируются по возрасту детей и их диагнозам. Так происходит потому, что два ребенка одного возраста и с одним ведущим нарушением могут быть совершенно различны по своему развитию и коммуникативным навыкам. Исходя из этого специалисты проводят индивидуально полное обследование каждого ребенка, и только потом формируют группы из сходных по своему интеллектуальному развитию детей, а также детей с особыми потребностями в коррекционном процессе.

Опыт проведения таких занятий показывает, что дети, вначале с опаской относящиеся к новому окружению, со временем становятся общительнее, перестают бояться говорить с другими людьми и даже находят друзей в своей группе. Именно совместная работа логопеда и психолога дает необходимый комплексный подход к обучению коммуникации и занимает крайне важное место в перечне услуг, направленных на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»

Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...

Конспект группового занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект группового занятия педагога-психолога  с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развитие внимания, слуховой памяти, мышления....

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

Групповое занятие с детьми РАС «Весёлые снежинки».

Цель: формировать умение видеть красоту окружающей природы; ознакомление со свойствами снега; расширение кругозора детей.Воспитатель предлагает ребятам понаблюдать из окна за падающим снегом (идёт диа...

Конспект группового занятия с детьми c ОНР старшей группы детского сада - составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом»

Групповое логопедическое занятие «составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом» составлено учителем – логопедом Федоровой А.А. для детей старшей группы с ОНР (общим не...

Использование интерактивного учебного пособия «Наглядное дошкольное образование. Игры со словами» для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-6 лет»

Тема: «Использование интерактивного учебного пособия «Наглядное дошкольное образование. Игры со словами» для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-6 лет»В дошкольном во...

Групповые занятия с детьми "группы риска"

Групповые занятия с детьми "группы риска"...