Парциальная программа «Конструирование» для дошкольников 3-4 лет
материал

Щербакова Маргарита Павловна

Конструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_2017-2018_vt.ml_.gr_.docx100.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЭмблема

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

                            Телефон / факс (834675) 7-79-95

        

                        

Парциальная программа

«Конструирование»

г. Югорск, 2017


Оглавление

1. Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.1.3.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

5

1.2.

Планируемые результаты

8

2. Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития

9

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

9

2.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

10

2.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

11

3. Организационный  раздел

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

12

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

12

3.3.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

13

4.

Комплексно-тематическое планирование

15


1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Детям четвертого года жизни свойственна большая физическая и умственная активность. Благодаря большей подвижности ребенок, направляемый взрослыми к восприятию окружающего, знакомится с новыми предметами и явлениями, значительно обогащаются его представления о них, расширяется круг его интересов. Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой: в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его движение ребенок сопровождает соответствующими звуками. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности, что требует создания условий для удовлетворения этой потребности детей.

Парциальная программа «Конструирование» для  дошкольников 3-4 лет (далее – Программа) разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Уставом ДОУ;

СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Актуальность данной Программы заключается в том, что благодаря конструированию быстро совершенствуются навыки и умения ребенка, его умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность в дальнейшем быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Основной материал для конструирования - строительный. Дети знакомятся с ним, выясняется отличие деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком положении он наиболее устойчив: когда стоит вертикально или лежит. Дети усваивают название, пользуются им в игре, учатся различать большие и маленькие бруски. Также дети знакомятся со свойствами бумаги, ткани, учатся делать из них различные поделки. Использование в работе природного материала развивает умение увидеть в привычных вещах необычное.

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.

Новизна Программы заключается в принципе трансформации – изменении каждой конструкции на основе выявления ее особенностей.

Педагогическая целесообразность. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с подручными материалами, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дошкольники познают их свойства, возможности их преобразования и их использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Изготовление построек, панно, аппликаций способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

Программа имеет художественную направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

Программа направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей детей;

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

  1. Цели и задачи реализации программы:

Цель Программы: развитие конструкторских способностей детей.

Задачи Программы:

  • Устанавливать ассоциативных связей между реальными предметами и отображающими их конструкциями; целенаправленное рассматривание и создание простейших построек.
  • Ознакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств.
  • Создать условия для конструирования и обыгрывания построек.
  • Содействовать освоению базовых способов конструирования из строительных, природных и бытовых материалов: соединение, приставление, наложение (полное, частичное).
  • Обогатить опыт обследования материалов и деталей, сравнения друг с другом и экспериментирования с ними для выявления характерных качеств, апробации освоенных способов и поиска новых.
  • Развивать художественное восприятие, наглядно – образного мышления, воссоздающего и творческого воображения.
  • Поддерживать активность, инициативу, самостоятельность с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как творческой личности.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

При организации части Образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста ДОУ опирается на следующие приоритетные принципы:

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

Постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от простого до заключительного, максимально сложного задания; "открытие новых знаний".

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенок-родитель) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задания, общаться с разными людьми и т.п.

Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

В основе формирования Программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения воспитательно-образовательных целей и путей их достижений;

-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

Разработанная Программа предусматривает включение дошкольников в процессы ознакомления с региональными особенностями Северного края. Одной из основных задач работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры края.

        Все темы занятий подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

У дошкольников 3-4 лет появляется устойчивый интерес к разными видам продуктивной деятельности, где они могут получить осязаемый и радующий результат, проявить себя и увидеть свои достижения.

Конструирование становится целенаправленной деятельностью, связанной с определением замысла и получением конкретного продукта – игровой постройки, фигурки, самодельной игрушки. Важно помнить, что потребность действовать есть у каждого дошкольника, но любая деятельность (в том числе и конструирование) усложняется, развивая самого ребенка, если он получает одобрение и поддержку взрослых. Иначе активность будет долгое время оставаться на уровне манипулирования и прямого подражания готовым образцам.

Характеристика особенностей развития детей

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Дети 3–4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»).

В 3 года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.

У нормально развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды.

К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Возраст 3–4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т.п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом есть гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует (в одно время хочется спать, в другое — завтракать, гулять). Дети замечают и соответствие определенных видов деятельности людей, природных изменений частям суток, временам года («Елка — это когда зима»).

Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой — его непосредственным опытом. На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается на что-то еще и не отвлекается.

Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т.п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности. В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т.д.

В 3–4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3–4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослыми рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный текст. Ребенок начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы; уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.

Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда. Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребенок. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.

                

1.2. Планируемые результаты

        Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.

        Анализ работы за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить эффективность работы педагога и возможности детей. Подведением итогов реализации Программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как в ДОУ, так и на городских мероприятиях.

Показатели сформированности умений

  1. Осмысленно (целенаправленно) создает и свободно обыгрывает несложные постройки (дорожка, забор, клумба, мостик и т.д.), понимает связь между постройками и реальными сооружениями или бытовыми предметами.
  2. Владеет базовыми способами конструирования: размещает детали в пространстве таким образом, чтобы при их соединении получалась задуманная конструкция (горизонтальная или вертикальная, линейная или замкнутая).
  3. Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали: кубик, кирпичик, пластина, призма, полукуб, брусок.
  4. Понимает зависимость формы, величины, красоты и устойчивости конструкции от особенностей деталей (форма, цвет, количество, размещение в пространстве), может делать адекватные замены деталей.
  5. Самостоятельно экспериментирует с различными материалами: строительными, природными, и бытовыми, исследует их свойства и создает конструкции по замыслу, теме или творческой задаче (птичка, тучка, цветок и т.д.)

При отборе детских работ на выставку учитываются:

1.Оригинальность сюжета, коллекции, цветового решения, разработанность деталей.

2. Самостоятельность выполнения работы.

3. Высокая степень воображения.

4. Аккуратность выполнения работы.

5. Грамотность при выполнении работы, соблюдение технологии.

Способы оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с современными тенденциями, связанными с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, ДОУ смещает акцент с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей и определение динамики развития каждого воспитанника, через организацию наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе занятий, а также через различные формы подведения итогов.

Формы подведения итогов:

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок детских работ.
  • Создание уголка «Конструирование».
  • Участие в конкурса и выставках различного уровня.

2. Содержательный раздел

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития

Программа рассчитана на один календарный год обучения в объеме 33 часов.

Целевая аудитория - дети второй младшей группы 3 – 4 лет. Сроки реализации Программы – 1 учебный год, 1 раз в неделю.

Программа обеспечивает развитие личности по художественному развитию.

Художественное развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной).

Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструирования из различных материалов, превращая их в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Особое внимание во время занятий уделяется знанию и точному соблюдению всеми детьми правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

Продолжительность занятий – не более 15 минут

Темы образовательной деятельности, формы организации, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала варьируются педагогами в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года и других факторов.

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (
выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в 
коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.

Формы организации процесса.

  1. Игровая ситуация.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Игра-путешествие
  4. Обучающее занятие
  5. Беседа.
  6. Театрализованная деятельность.
  7. Экспериментирование.
  8. Развлечение.
  9. Выставка.
  10. Конкурс.
  11. Викторина.
  12. Игра-загадка.
  13. Просмотр мультипликационных фильмов.
  14.  Совместный досуг.

 Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно - ориентированного взаимодействия не может не быть партнёрской. В совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое – сам способ ее организации: для ребёнка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи; для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. Задачам совместной деятельности взрослого с детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идёт равноправный поиск субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

Непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку к его чувствам и потребностям, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, создание условий для овладения культурными средствами деятельности, организация видов деятельности, способствующих художественно-эстетическому развитию детей, проектная деятельность.

2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Выбор Программы осуществляется родителями (законными представителями) детей.  Процедура выбора парциальной программы предполагает ознакомление с нормативными документами и содержанием Программы.

Формы ознакомления с парциальной программой:

-  индивидуальные консультации;

- родительские собрания;

- использование ресурсов официального сайта ДОУ.

Информирование родителей (законных представителей) детей о процессе реализации Программы осуществляется в формах:

-  индивидуальные собеседования и консультации;

- общие родительские собрания;

- ежегодные публичные отчеты заведующего ДОУ.

Освоение или не освоение ребенком образовательной программы дополнительного образования не влияет на выбор образовательного маршрута ребенка в дальнейшем.

Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В настоящее время, важным является реализация принципа открытости ДОУ для родителей (законных представителей) и социума. Этот принцип предполагает, что родители (законные представители) могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в ДОУ, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь ДОУ. При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент ставится на воспитание субъектной позиции родителей (законных представителей), формирование их воспитательной компетентности. В этом контексте задача ДОУ сводится не к замещению семьи, а к обогащению её теми практиками воспитания, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в рамках организации дополнительного образования:

приобщение родителей (законных представителей) к педагогическому процессу; пребывание родителей (законных представителей) в ДОУ во время образовательного процесса;

  • участие в мероприятиях, которые позволят родителям (законным представителям) ближе познакомиться со спецификой дополнительного образования;

совместная деятельность педагога и родителей (законных представителей) по воспитанию и развитию ребенка.

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы

Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества. Среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка. С целью создания благоприятного морально-психологического климата для каждого воспитанника и реализации образовательного потенциала, в ДОУ создана развивающая предметно – пространственная среда:

Средства

Перечень

Технические

проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук

Учебно-наглядные пособия

художественная литература, плакаты, наборы наглядно-демонстрационного материала, фотоматериалы, иллюстрации, дидактические игры и методические пособия

Оборудование для организованной образовательной деятельности

игрушки, традиционные, нетрадиционные материалы для творчества, природные материалы, разного вида бумага и другое

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

1. Лыкова И.А./ФГОС ДО. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду» - М.: ИД «Цветной мир», 2016.

2. Лыкова И.А. /ФГОС ДО. Конструирование в детском саду. Младшая возрастная группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики» - М.: ИД «Цветной мир», 2016.

3. Куцакова Л.В./ФГОС ДО. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2016.

4. Литвинова О.Э./ФГОС ДО. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4 лет: учеб. -метод. Пособие. СПб. «Издательство «Детство-пресс», 2015.

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Все это необходимо учитывать при создании обстановки в учреждении и при формировании программ обучения и воспитания детей.

Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.

Таким образом, под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В то же время определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется педагог. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы дополнительного образования.

Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Основные направления создания предметно-пространственной среды, которым следовали мы, отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ. Наша модель развивающей среды создавалась с учётом этих принципов. Такое построение среды даёт детям чувство  психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда:

—  системная, отвечает целям и задачам Программы;

—  инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

— учитывает специфику возрастных особенностей развития ребенка;

— имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;

— требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным нормам и правилам и спроектировано на основе:

  • реализуемой  программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий;
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).


4. Комплексно-тематическое планирование по конструированию с детьми 3-4 лет

Месяц

Неделя/

дата

   

Вид конструирования

Тема

Цель

Задачи

Планируемый результат

Оборудование

Сентябрь

1

1

2

4-8

3

11-15

1

Конструирование из различных материалов по представлению

Вот какие разные у нас дорожки

Поиск способов построения дорожек из различных материалов по представлению

Уточнить представление о дороге как сооружении, созданном для перемещения в пространстве.

Расширить опыт конструирования дорожек.

Помочь детям установить ассоциативные связи между реальными дорожками и конструкциями.

Создать условия для свободного выбора материалов.

Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.

Воспитывать интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

Дети рассматривают дорожки на картинках, наблюдают за действиями педагога, сооружающего дорожку, затем выбирают детали и создают свою дорожку; размышляют о том, что дорожки бывают длинные и короткие, узкие и широкие.

Иллюстрации  и фотографии с изображениями дорожек для уточнения представлений и установления ассоциаций с

постройками. Практический материал: кирпичики, кубики, пластины, поролоновые губки, пластиковые крышки, бруски

пластилина, неотточенные карандаши, бумажные полоски, камушки и

др.

4

18-22

2

Конструирование экспериментирование из кирпичиков

Как узкая дорожка стала широкой

Освоение способов построения дорожек из кирпичиков.

Вызвать интерес к конструированию дорожки из кирпичиков на основе представления о ее строении и назначении.

 Напомнить способы пре - образования узкой дорожки в широкую: 1) замена деталей; 2) достраивание в ширину. Познакомить с новым способом — изменение ширины дорожки путем поворота деталей. Развивать восприятие, мышление и воображение. Воспитывать позитивное отношение к играм и занятиям со строительным материалом.

Каждый ребенок включается в игровую ситуацию: сначала конструирует узкую дорожку, выкладывая кирпичик в один ряд, затем преобразует узкую дорожку в широкую одним из предложенных способов, обыгрывает свою постройку.

Практический материал у каждого ребенка: набор из 6–8 кирпичиков и предмет для обыгрывания построенной дорожки (машинка, куколка). У педагога такой же набор строительных деталей и три игрушки: машинка и две куколки или мишки контрастного размера.

5

25-29

3

Конструирование из поролоновых губок

Как дорожка превратилась в лабиринт

Освоение способов конструирования лабиринтов из поролоновых губок

Вызвать интерес к конструированию лабиринта

дорожки с поворотами. Показать связь между линиями и постройками: прямая линия — прямая дорожка, кривая линия

кривая дорожка.

Начать знакомство с новой деталью — полукубом. Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования.

Развивать ассоциативное восприятие и воображение. Воспитывать активность, любознательность, самостоятельность.

Дети включаются в игровую ситуацию и помогают педагогу построить лабиринт из поролоновых губок (или кирпичиков), чтобы мышка убежала от кошки и спрятала сыр. Сравнивают прямую дорожку и лабиринт с поворотами. Дети включаются в игровую ситуацию и помогают педагогу построить лабиринт из поролоновых губок (или кирпичиков), чтобы мышка убежала от кошки и спрятала сыр. Сравнивают прямую дорожку и лабиринт с поворотами.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями кривых дорожек, иллюстрация к стихотворению К. Чуковского «Скрюченная песенка». Практический материал у каждого ребенка: 5–7 поролоновых губок, силуэт мышки и один полукуб желтого (или иного) цвета для изображения сыра. У педагога 12–15 поролоновых губок, игрушечная мышка, один кубик нейтрального цвета и три полукуба (два нейтрального цвета и один желтый).

Октябрь

6

2-6

4

Конструирование из шнурков (ленточек, тесьмы, веревки, скакалки)

Как прямая дорожка превратилась в кривую

Освоение способов конструирования из шнурков (ленточек, тесьмы, веревочек)

Вызвать у детей интерес к конструированию лесной дорожки из гибких материалов (шнурков, тесьмы, ленточек). Показать вариант преобразования прямой дорожки в кривую и помочь осмыслить причину такого изменения. Обратить внимание на связь конструкций с реальными объектами. Развивать восприятие, мышление и воображение. Воспитывать позитивное отношение к совместным играм и занятиям со строительным материалом.

Каждый ребенок сначала изображает прямую дорожку из веревочки, затем преобразует ее в кривую — лесную тропинку — и возле тропинки конструирует грибы из 2–3 деталей (ножки — цилиндры, шляпки — детали по выбору).

Иллюстрации  и фотографии с изображениями кривых дорожек. Практический материал у каждого ребенка: два-три шнурка (или тесьма, веревка, скакалка) для конструирования гибкой дорожи, четыре-пять предметов, вокруг которых будет изгибаться дорожка (будто деревья в лесу), комочек пластилина желтого цвета для лепки колобка и обыгрывания построенной

дорожки.

7

9-13

5

Конструирование из разных материалов по выбору

Как в лесу

возле дорожки выросли грибы

Освоение способов конструирования грибов из разных материалов

Вызвать интерес к конструированию грибов и созданию коллективной композиции «Грибная полянка».

Уточнить представление о строении гриба, создать условия для свободного выбора деталей и способа конструирования закрепить представление о новой детали «полукуб» на основе сравнения с кирпичиком, задействовать в постройке.

Развивать восприятие и воображение.

Воспитывать позитивное отношение к совместной деятельности.

Каждый ребенок конструирует лесную дорожку из шнурка (ленточки) и один или несколько грибков из материала по своему выбору (строительного, природного, бытового) в их свободном сочетании.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями лесных тропинок и грибов. Практический материал: у детей цветные шнурки или узкие ленты для создания кривой дорожки и разные материалы для конструирования грибов (на выбор); у педагога несколько шнурков для изображения кривой дорожки, разные материалы для конструирования грибов, корзинка для «сбора» грибов.

8

16-20

6

Конструирование на плоскости из бумажных салфеток

Как на кустиках поспели ягодки

Освоение способов конструирования на плоскости из бумажных салфеток

Вызывать интерес к созданию образа кустика со спелыми ягодками.

Закрепить технику скатывания шариков и бумажных салфеток и приклеивания на кустик рациональным способом.

Обратить внимание на сходство реальных ягод в природе с образами фантазии.

Развивать воображение, обогащать тактильные ощущения.

Воспитывать эстетические эмоции, активность, уверенность, аккуратность, стремление доводить начатое дело  до конца.

Каждый ребенок выбирает пару салфеток, отрывает кусочки, формирует ягодки (шарики) и приклеивает их на зеленый кустик, передавая представление о том, как ягодки растут и постепенно зреют (розовые и красные, голубые и синие)

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии для рассматривания кустков с ягодами (ИКТ), кукла с корзинкой для введения детей в образовательную ситуацию. Практический материал у детей и педагога: бумажные салфетки двух цветов на выбор каждому ребенку (красный и розовый, синий и голубой), силуэты кустиков зеленого цвета (или один куст на группу), клей, матерчатые салфетки.

9

23-27

7

Конструирование из природного материала

Как шишки превратились в ежиков, птичек, рыбок

Освоение способов конструирования из природного материала (шишек)и пластилина

Познакомить детей с новым видом художественного конструирования – из  природного материла.

Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию фигур. Помочь сделать вывод о том, что из одной и той же природной фигуры (шишки) могут получиться разные образы.

Показать способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Каждый ребенок выбирает шишку и создает по своему желанию ежика, птичку, рыбку или другой образ, дети убеждаются в том, что из одной и той же природной фигуры (шишки) могут получиться разные образы.

Демонстрационный материал: репродукция И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», фотографии хвойного леса, веточка ели или сосны; мешочек с разными шишками. Практический материал: для изображения туловища животных – шишки; для изображения деталей (голов, хвостов, крыльев) – осенние листья, перышки, ракушки; для скрепления деталей – пластилин коричневого цвета.

10

30-3

8

Режиссерское конструирование из бумажных салфеток

Как облака стали тучами,  и пошел дождь

Освоение способа «режиссерское конструирование»

Вызвать интерес к режиссерскому конструированию – последовательному изображению событий (превращений облака). Закрепить технику скатывания шариков (круговыми движениями).

Познакомить с новым способом – скручивание жгутика для изображения дождя и травки.

Воспитывать эстетические эмоции.

Дети конструируют не конкретное сооружение, а историю  о том, как сначала на небе появилось облако, потом оно превратилось в тучу (приклеивают комочки) и пошел дождь (конструируют жгутики – струйки дождя)

Демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, репродукции с изображением облаков, туч, дождя (ИКТ). Практический материал на каждого ребенка: лист бумаги голубого цвета (А4), силуэт облака белого цвета (на выбор), бумажные салфетки синего, белого, голубого цвета, клей, матерчатые салфетки.

Ноябрь

11

7-10

9

Конструирование – экспериментирование из кирпичиков

Как короткий забор стал длинным

Расширение опыта конструирования

Инициировать поиск способов увеличения заборчика в длину.

Познакомить с новым способом – размещением деталей на равном расстоянии друг от друга в линейной композиции.

Помочь установить ассоциативные связи между реальными заборчиками с воротами и детскими постройками.

Развивать восприятие, мышление, воображение. Воспитывать интерес к конструированию построек.

Каждый ребенок включается в игровую ситуацию и сначала строит заборчик из заданного количества деталей, а затем преобразует одним из освоенных способов. Размышляет о том, как короткий заборчик сделать длинным.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями заборчиков (ИКТ). Практический материал на выбор детям: строительные (кирпичики), бытовые (поролоновые губки), художественные (куски пластилина).

12

13-17

10

Конструирование – экспериментирование из кирпичиков

Как на заборчике появились ворота

Расширение опыта конструирования

Расширить представление о заборчике как о защитном сооружении, уточнить представление о воротах как важной части любого ограждения.

Вызвать интерес к конструированию заборчика с воротами и проверке назначения ворот.

Показать варианты открывающихся ворот (высокие, низкие, двойные).

Развивать восприятие, мышление, речь.

Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

Каждый ребенок включается в игровую ситуацию и конструирует заборчик с воротами, обыгрывает постройку (игрушка входит и выходит через ворота) и затем преобразует ворота по своему замыслу (высокие, низкие, двойные).

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями заборчиков (ИКТ). Практический материал на выбор детям: строительные (кирпичики), бытовые (поролоновые губки), художественные (куски пластилина).

13

20-24

11

Конструирование – экспериментирование из кирпичиков

Как заборчик превратился в  загородку

Расширение опыта конструирования

Создать проблемно-поисковую ситуацию — предложить построить заборчик синхронным способом и превратить его в загородку с воротами. Инициировать поиск способов замыкания конструкции в пространстве. Помочь установить ассоциативные связи между уже освоенными и новыми постройками. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно- образное мышление, речь. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

Каждый ребенок включается в игровую ситуацию и сначала конструирует заборчик, а затем преобразует постройку в загородку путем  замыкания в пространстве, дополняет постройку воротами для входа и выхода из загородки.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями заборчиков и загородок (ИКТ). Практический материал на выбор детям: строительные (кирпичики), бытовые (поролоновые губки, картонные коробки). Для обыгрывания построек — фольклорные или зоологические игрушки (курочки, петушки, овечки, козлики, свинки); для театрализации у педагога — две-три курочки и лиса.

14

27-1

12

Конструирование из кубиков, кирпичика и призмы

Как низкая башня стала высокой

Расширение опыта конструирования линейных вертикальных построек

Дать представление о башне как высоком сооружении, созданном людьми для обзора местности. Помочь осмыслить структуру (башня, крыша, фундамент). Инициировать поиск способов изменения высоты постройки. Развивать ассоциативное восприятие, мышление, воображение, чувство ритма. Воспитывать любознательность, активность, уверенность, интерес к открытиям

Каждый ребенок включается в игровую ситуацию, созданную педагогом, и сначала конструирует базовую башню из трех кубиков, а затем апробирует разные способы преобразования низкой башни в высокую

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями башен и других высоких построек (ИКТ). Практический материал у каждого ребенка и педагога: четыре кубика, один кирпичик, одна крыша (трехгранная призма или конус).

Декабрь

15

4-8

13

Конструирование из кубиков и полукубов по замыслу

Как обычная башня стала необычной

Закрепление способ конструирования линейной вертикальной постройки.

Уточнить представление о башне.

Помочь осмыслить строение башни на основе понятия «часть и целое».

Углубить представление о полукубе в сравнении с кубиком.

Создать условия для поиска вариантов сочетания кубиков и полукубов в декоративной постройке.

Развивать воображение, чувство формы, цвета, ритма.

Воспитывать любознательность, активность, уверенность, самостоятельность.

Каждый ребенок конструирует высокую башню, свободно сочетая детали по форме (кубики и полукубы) и цвету. Наглядно убеждаются в том, что башни становятся необычными, если детали красиво сочетаются по форме и цвету.

Демонстрационный материал: фотографии с изображением башен — архитектурных сооружений; карточки с вариантами башен-построек. Практический материал у каждого ребенка: четыре кубика, четыре полукуба (важно, чтобы кубики и полукубы отличались по цвету), один кирпичик, одна «крыша» (призма или конус). У педагога: такой же набор деталей, как у детей, и четыре дополнительных кубика для контрольной постройки.

Декабрь

16

11-15

14

Конструирование - экспериментирование по представлению

Как башня превратилась в пирамиду

Расширение опыта конструирования линейных вертикальных построек.

Дать представление о пирамиде. Предложить сравнить пирамиду с башней, найти сходство и отличие. Показать, что пирамида сужается кверху, а башня нет. Создать условия для экспериментирования. Познакомить со способом оборачивания предметов фольгой. Развивать творческое воображение, чувство формы, величины. Воспитывать активность, инициативность.

Дети конструируют баши и затем преобразуют их в пирамиды на основе представления о том, что в башне все детали одинаковые, а в пирамиде детали отличаются по размеру, Поэтому она сужается кверху.

Демонстрационный материал: фотографии с изображением башен и пирамид (для сравнения), набор матрешек, классическая пирамидка. Практический материал: два-три комплекта емкостей-вкладышей для сыпучих веществ по типу «Матрешка», два- три комплекта картонных коробок разного размера; два-три комплекта цилиндров разного размера; набор кубиков и полукубов; два-три рулона фольги.

Декабрь

17

18-22

15

Конструирование-экспериментирование на плоскости

Вот какие разные у нас елочки

Знакомство со способом симметричного конструирования (от ствола ветки идут в обе стороны).

Вызвать интерес к конструированию елочек на плоскости из разных материалов. Уточнить общее представление о строении елки (ствол и ветки).

Создать условия для дополнения конструкций новыми деталями (шишки, новогодние игрушки). Развивать восприятие, творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность.

Дети уточняют представление о строении елки (сравнивают с пирамидой). Выбирают материалы по желанию (строительные, бытовые, природные) и конструируют елочки на плоскости, выкладывая «ветки» под углом к «стволу».

Демонстрационный материал: искусственная елочка, детская пирамидка и башня из цилиндров, фотография или картинка с изображением елочки. Практический материал: 20–30 кирпичиков, 20–

30  поролоновых губок,

20–30 салфеток, 20 брусков пластилина, 20 лоскутов мягкой ткани, 20– 30 шнурков, 20 карандашей (на выбор педагогу). Различные материалы для украшения елок: строительные, природные, бытовые.

Декабрь

18

25-29

16

Конструирование из грецких орехов и фольги

Как орешки превратились в яблочки с хвостиками

Освоение каркасного способа конструирования из фольги.

Вызывать интерес к созданию новогодних игрушек с функциональной деталью «крючок» для размещения на еловых ветках. Инициировать освоение способов «оборачивание» и «скручивание». Развивать творческое воображение, тактильные ощущения, чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать эстетические чувства, желание участвовать в подготовке праздника.

Каждый ребенок берет грецкий орех и обворачивает его фольгой, формируя хвостик-крючок для подвешивания на ветку новогодней елки. Дети участвуют в украшении праздничной елки.

Демонстрационный материал: искусственная елочка (высота 40–50 см), новогодние открытки с изображением нарядной елки; елочные игрушки серебристого цвета; конфета трюфель; яблоко с хвостиком. Практический материал: рулон фольги для показа детям и кусочки фольги размером от 15х15 до 20х20 — для работы; грецкие орехи, каштаны, мелкие бытовые предметы из безопасного материала (н - р, футлярчики киндер - сюрпризов

Январь

19

9-12

17

Конструирование из снега на прогулке

Как снеговик превратился в неваляшку

Расширение опыта конструирования из природного материала

Создать условия для художественного экспериментирования со снегом. Показать возможность создания различных образов на основе базовой конструкции, состоящей из двух шаров разной величины (туловище и голова). Развивать восприятие, воображение, чувство формы. Воспитывать желание создавать красивые и необычные постройки из снега для обустройства прогулочной площадки.

Дети конструируют из снега базовую форму (два шара разной величины) и затем дополняют выразительные детали, чтобы получился задуманный образ (неваляшка, матрешка, птичка, котенок, зайчик, мишка и др.).

Демонстрационный материал: фотографии креативных снеговиков (ИКТ). Практический материал для конструирования на прогулке: липкий снег; бытовые предметы и материалы: головные уборы (старые шапки, шляпы), шарфики, рукавички, изношенная обувь; пластиковые ведерки, крупные пуговицы, веник, метла и др.

Январь

20

15-19

18

Конструирование из кирпичиков и пластины

Как лесенка превратилась в высокую горку

Расширение способов создания вертикальных асимметричных построек.

Вызвать интерес к конструированию лесенки и ее преобразованию в горку. Уточнить представление о лесенке и горке, их строении и назначении. Познакомить с новой деталью — пластина. Развивать восприятие, мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию, поиску аналогов в реальном мире и обыгрыванию построек.

Дети конструируют лесенку из строительного материала, обыгрывают постройку, затем превращают лесенку в горку, экспериментируя с разными вариантами пластины, и вновь обыгрывают постройку.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями лесенок и горок (ИКТ) для уточнения представлений (демонстрируются до и после конструирования). Практический материал у каждого ребенка и у педагога: 4 кубика, два полукуба, один брусок, один кирпичик, одна длинная пластина. Для обыгрывания построек: куколки и мягкие игрушки маленького размера

Январь

21

22-26

19

Конструирование из строительного материала по представлению

Как неудобная кровать стала удобной

Освоение способа конструирования по представлению

Вызвать интерес к конструированию удобной кроватки.

Учить выбирать нужное количество деталей и создавать постройку по представлению.

Инициировать поиск способов изменения кроватки по разным параметрам: в длину, высоту, ширину.

Продолжать знакомить с полукубом в сравнении с кирпичиком, развивать мышление, воображение, речь. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

Каждый ребенок конструирует кроватку на основе своего представления о ее строении и назначении, а затем преобразует, чтобы кроватка стала еще более удобной, например, более широкой, высокой, длинной, красивой и др. Каждый ребенок конструирует кроватку на основе своего представления о ее строении и назначении, а затем преобразует, чтобы кроватка стала еще более удобной, например, более широкой, высокой, длинной, красивой и др.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями кроваток (ИКТ, каталог магазина IKEA) для уточнения представлений детей (демонстрируются до и после конструирования). Практический материал у каждого ребенка и у педагога: 6 кирпичиков и 6 полукубов. Для обыгрывания построек: мелкие игрушки. Для уточнения представлений детей (демонстрируются до и после конструирования).

Январь

22

29-2

20

Конструирование из строительного материала по представлению

Как кресло стало раскладным диваном

Освоение способа конструирования по представлению

Уточнить представление о кресле и диване.

Учить выбирать нужное количество деталей и создавать постройку из полу-

кубов и кирпичиков в их свободном сочетании. Инициировать поиск способов изменения постройки — преобразовывать кресло в диван, а затем собранный диван

— в раскладной. Развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и преобразованию построек.

Дети устанавливают взаимосвязь между разными предметами мебели (кресло и диван) и отображающими их постройками в разных вариантах (в собранном и раскладном виде). Конструируют кресло и превращают его в раскладной диван.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями раскладных диванов и кресел (ИКТ) для уточнения представлений детей (демонстрируются до и после конструирования). Практический материал у каждого ребенка и у педагога: 2 кирпичика и 4 полукуба. Для обыгрывания построек: мелкие игрушки с подвижными ногами

Февраль

23

5-9

21

Конструирование на плоскости из брусков по представлению и пояснению педагога

Как лесенка превратилась в железную дорогу

Расширение способов конструирования

Вызвать интерес к конструированию лесенки с перекладинами и ее преобразованию в железную дорогу со шпалами.

Инициировать освоение нового способа конструирования из брусков разной длины.

Создать условия для сравнения брусков с кирпичиком и полукубом путем наложения.

Развивать мышление, воображение, чувство ритма, опыт сотворчества.

Воспитывать интерес к отображению в постройках представлений о реальности мира.

Дети сравнивают лесенку и железную дорогу, выявляют признаки сходства и различия. Сравнивают бруски по длине. Конструируют лесенку из брусков разной длины и объединяют постройки, чтобы получилась железная дорога.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии для уточнения представлений о железной дороге, игрушечный паровозик с вагончиками. Практический материал у каждого ребенка и у педагога: 4 длинных и 6-8 коротких брусков (карандашей, палочек разной длины).

Февраль

24

12-16

22

Конструирование из строительного материала по картинке

Вот какие разные у нас машинки

Расширение способов конструирования

Вызвать интерес к конструированию машинок из строительных материалов.

Инициировать выбор деталей для изображения машинок (кабина, кузов).

Создать условия для поиска замены деталей (вместо кубика два полукуба).

Для изображения колес предложить новую деталь – цилиндр.

Развивать восприятие, мышление, воображение.

Воспитывать желание радовать близких людей своими постройками.

Каждый ребенок конструирует машинку из разных деталей по своему выбору (кирпичики, полукубы, кубики), для изображения колес использует цилиндры. Сравнивает свою постройку с игрушечной машиной и картинкой.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями машин (ИКТ); игрушечные машинки разной формы (автомобиль, грузовик). Практический материал у каждого ребенка и у педагога: 1 кирпичик, 1 кубик, 2 полукуба, 2 коротких цилиндра. Для усложненной  модели: 1 пластина, 2 кубика, 3 кирпичика, 2 полукуба, 2 длинных цилиндра

Февраль

25

19-22

23

Конструирование из кирпичиков по условию

Как мы построили гараж для машины

Расширение опыта создания замкнутых построек.

Уточнить представление о назначении и строении гаража (стены, крыша, ворота).

Вызвать интерес к конструированию гаража по условию (для конкретной машины).

Показать способ создания крыши.

Развивать воображение, восприятие.

Воспитывать интерес к игровому конструированию.

Каждый ребенок выбирает машину и конструирует гараж вокруг нее: возводит стены, кладет крышу, добавляет ворота. Проверяет, сможет ли эта машина выезжать из своего домика

— гаража — и заезжать туда обратно.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями машин и гаражей (ИКТ); транспортные игрушки. Практический материал у каждого ребенка и у педагога: 10–12 кирпичиков и машинка, соразмерная высоте кирпичика, поставленного вертикально или горизонтально.

Февраль

26

26-2

24

Конструирование каркасное из фольги

Как морковка превратилась в сосульку

Расширение  опыта конструирования

Инициировать освоение способа «оборачивание».

Создать условия для экспериментирования с фольгой.

Показать возможность объединения отдельных сосулек в общую композицию – гирлянду.

Развивать воображение, восприятие. Воспитывать желание украшать пространство участка детского сада.

Каждый ребенок выбирает морковку и превращает ее в сосульку каркасным способом — обворачивает  фольгой. Затем дети пытаются аккуратно снять сосульки каркаса и нанизывают на веревочку, будто это гирлянда сосулек.

Демонстрационный материал: фотографии и картинки с изображением сосулек (ИКТ), конусы, морковь разной длины и толщины; рулон фольги для показа детям. Практический материал у каждого ребенка и у педагога: кусочки фольги размером от 15х15 до 20х20 — для работы; несколько конусов и крепкие морковки небольшого размера для оборачивания их фольгой, веревочки или для создания гирлянды сосулек.

Март

27

5-7

25

Конструирование из бумажных салфеток

Вот какие разные у нас букеты (подарки)

Расширение  опыта конструирования

Вызвать интерес к конструированию цветов и цветочных букетов из бумажных салфеток. Закрепить технику скатывания шариков и жгутиков. Продолжать освоение способа «скручивание» жгутика (двумя пальчиками). Показать способ складывания листа бумаги пополам. Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику,  координацию «глаз-рука». Воспитывать эстетические эмоции, желание порадовать мам, бабушек рукотворными открытками.

Каждый ребенок создает красивую открытку в подарок маме: конструирует «шапочки» цветов в форме шариков и стебельки в форме жгутиков, приклеивает силуэт вазы и цветок  (или цветы) на «открытку».

Демонстрационный материал: поздравительные

открытки с изображением

цветов и букетов; не-

сколько ваз разной формы. Практический материал у каждого ребенка: лист бумаги голубого цвета, заранее сложенный пополам (формат А4), бумажные салфетки на выбор — синего, голубого, белого, зеленого, красного, желтого, розового,

силуэт вазы; клей; салфетки.

Март

28

12-16

26

Конструирование из брусков и пластины

Как мы построили стол на четырех ножках

Расширение опыта создания предметов мебели из строительного материала.

Уточнить представление о строении кресла и тумбочки, помочь установить их сходство и отличие.

Инициировать освоение способа превращения кресла в тумбочку.

Учить конструировать синхронно с показом педагога.

Развивать восприятие, мышление, воображение, речь.

Воспитывать любознательность, интерес к конструированию и обыгрыванию построек

Каждый ребенок включается в образовательную ситуацию и синхронно с показом педагога сначала конструирует для куклы кресло со спинкой и подлокотниками, а затем превращает кресло в тумбочку с дверцей. Играет.

Демонстрационный материал: тумбочка для рассматривания этого предмета

мебели в интерьере; иллюстрации и фотографии

с изображениями кресла и тумбочки

Практический материал у каждого ребенка и педагога:

5 кирпичиков и 2 полу

куба. Для обыгрывания

постройки: мелкие предметы (на усмотрение педагога).

Март

29

19-23

27

Конструирование из кирпичиков

Как тумбочка превратилась в шкаф

Расширение опыта создания предметов мебели из строительного материала.

Вызвать интерес к превращению тумбочки в шкаф.

Уточнить представление о назначении и строении тумбочки и шкафа, помочь установить их сходство и отличие. Напомнить способы конструирования замкнутых  построек  с открывающимися воротами (загородка, гараж).

Развивать восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.

Воспитывать любознательность, активность.

Каждый ребенок включается в игровую ситуацию и сначала конструирует тумбочку, а затем превращает тумбочку в шкаф, чтобы поместилось

больше   вещей.

Демонстрационный материал:

шкаф для рассматривания этого предмета мебели в интерьере; иллюстрации и фотографии с изображениями тумбочки и шкафа (ИКТ). Практический материал у каждого ребенка и педагога: 7 кирпичиков и 5

полукуба. Для обыгрывания постройки: мелкие

предметы (на усмотрение

педагога).

Март

30

26-30

28

Режиссерское конструирование из бытовых материалов

Как сугробы превратились в ручейки и лужи

Расширение опыта конструирования

Вызвать интерес к режиссерскому конструированию — последовательному изображению ряда событий (превращений сугроба в ручейки и лужи).

Закрепить технику скатывания шариков и скручивания жгутиков. Продолжать освоение каркасного способа конструирования. Развивать воображение, чувство формы и композиции.

Воспитывать эстетические эмоции, желание передавать представления об окружающем мире «языком искусства».

Каждый ребенок включается в игровую ситуацию: сначала конструирует сугроб из фольги каркасным способом (с опорой на свой кулачок), затем преобразует его — показывает, как сугроб начал таять, потекли ручьи и образовались лужи.

Демонстрационный материал: иллюстрации и

фотографии с изображением сугробов, ручейков,

луж, солнышка (ИКТ). Практический материал у каждого ребенка и педагога: кусочки фольги размером от 20х20 до 25х25 и другие материалы на выбор: бумажные салфетки белого и голубого цвета, лоскуты мягкой  тонкой  ткани или шарфики  голубого, белого, синего цвета

Апрель

31

2-6

29

Конструирование из разных материалов

Как опасный мостик стал безопасным

Расширение опыта конструирования

Уточнить и расширить

представление о мостике.

Инициировать поиск способов создания более удобного и безопасного мостика — со спуском, лесенкой и перилами. Помочь установить ассоциативные связи между реальными мостиками и детскими постройками.

Развивать ассоциативное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение.

Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

Дети конструируют речку из шнурков или ленточек и затем индивидуально или в сотворчестве с педагогом «перебрасывают» мостики с одного берега на другой, добавляют детали, чтобы мостики стали безопасными для пешеходов.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображениями мостиков (ИКТ). Практический материал у каждого ребенка и педагога: 2 бруска и 5 кирпичиков для конструирования мостика, несколько синих шнурков для изображения  речки;  еще  4 кирпичика и 2 полукуба для дополнения конструкции. Для обыгрывания постройки: народные и зоологические игрушки.

Апрель

32

9-13

30

Конструирование из природных материалов

Как лодка превратилась в кораблик

Расширение опыта конструирования

Вызывать интерес к созданию лодки из кирпичиков и ее преобразованию в кораблик.

Инициировать выбор деталей для изображения каюты, трубы, капитанского мостика и др. деталей.

Напомнить способ конструирования замкнутых сооружений и выкладывания двух деталей углом.

Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение,  речь. Воспитывать интерес к конструированию и обыгрыванию построек

Каждый ребенок включается в игровую ситуацию: конструирует лодку из 7 кирпичиков по показу педагога (нос — два кирпичика выкладываются углом), затем превращает лодку в кораблик по своему замыслу , обыгрывает постройку.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии водного транспорта (ИКТ). Практический материал у каждого ребенка и педагога: 7 кирпичиков для сооружения лодки и свободный выбор деталей для превращения лодки в кораблик (кирпичики, кубики, цилиндры, бруски.); ленты си- него цвета или длинные шнуры (скакалки) для изображения речки. Для обыгрывания: игрушки- пассажиры.

Апрель

33

16-20

31

Конструирование из природного материала

Вот какие красивые у нас клумбы

Расширение опыта конструирования из природного материал

Вызвать интерес к конструированию клумбы-розетты. Начинать знакомство с «изящными постройками».

Показать варианты размещения деталей: впритык друг к другу или на небольшом расстоянии, от центра или по кругу.

Дать представление о круговой композиции по аналогии с цветком, звездой, солнцем. Учить сравнивать постройки. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к отображению в постройках красоты окружающего мира

Дети индивидуально или в сотворчестве с педагогом конструируют клумбы-розетты: ритмично выкладывают детали, чередуя их по форме, цвету или способу размещения в пространстве.

Демонстрационный материал: фотографии клумб с цветами и садовых цветов (ИКТ). Практический материал у каждого ребенка: 8 кирпичиков (по 4 разного цвета), 4 бруска и 4 кубика или полукуба (на выбор); лоскуты или шарфики (бумажные салфетки) для изображения цветов.

Апрель

34

23-28

32

Конструирование из бытовых материалов

Как мы запускали праздничный салют

Расширение опыта конструирования из бытовых материалов

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Праздничный салют». Помочь подобрать способ конструирования для передачи представления о салюте: выкладывание огоньков из комочков, а хвостиков из скрученных жгутиков. Показать возможность создания салюта из разных материалов (бумажных салфеток, ярких лоскутов тонкой ткани, шарфиков). Формировать опыт сотворчества. Развивать воображение. Воспитывать эстетические эмоции.

Дети в сотворчестве с педагогом создают коллаж

«Праздничные салют»: каждый ребенок формирует не- сколько огонь- ков (шарики, комочки) и хвосты (жгутики) из бумажных салфеток или лоскутов тонкой ткани

Демонстрационный материал: поздравительные открытки или фотографии с изображением салюта, видеофильм «Салют»

(ИКТ). Практический материал у каждого ребенка: бумажные салфетки разного цвета (желтые, красные, синие, зеленые, розовые, оранжевые) — не менее трех цветов у каждого ребенка. Для свободной художественной деятельности: яркие лоскуты тонкой ткани или шарфики (нейлоновые, шифоновые, капроновые).

Апрель

35

3-4

Резервная неделя

36

7-11

Резервная неделя

37

14-18

Резервная неделя

38

21-25

Резервная неделя

39

28-31

Резервная неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Конструирование из строительного материала"

парциальная программа по конструированию образовательная программа Успех...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников

Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников...

Из опыта реализации парциальной программы "Веселый день дошкольника"

Большую роль в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии дошкольников  играет музыка. Актуальность данного проекта заключается   в том, что синтез слова и музыки помог...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...