«Осенние краски»
методическая разработка (младшая группа)

Русакова Наталья Геннадьевна
Возраст: 3-4 года Тема занятия: «Осенние краски» 1. Приветствие Цель: настроить детей на тему занятия, эмоциональное сближение, координация движений. Материал: бубен Педагог произносит приветствие с каждым ребёнком, при этом бубен передаётся по кругу от одного ребёнка к другому. Поиграй, Егорка, в бубен, Мы в ладоши хлопать будем, Поиграй, поиграй И Матвейке передай И т.п. 2. Математика Цель: закрепить понятия «высокий-низкий», «выше-ниже» Материал: приложение 1, игра-втыкалочка «Цилиндры» Педагог показывает иллюстрацию и читает стихотворение. Сад красивый за стеклом, А в саду стоит наш дом. Дом с красивой красной крышей. Рядом тополь крыши ВЫШЕ. Если тополь крыши выше. Это значит, дом наш НИЖЕ. Далее педагог задаёт вопрос: «Что выше: дом или тополь?» Педагог раздаёт игрушку-втыкалочку «Цилиндрики» с перепутанными цилиндрами и просит ребят выстроить цилиндры по высоте – от самого высокого к самому низкому. 3. Динамическая пауза Цель: Снять напряжение и усталость, создание весёлого настроения, закрепить употребление слова «листопад» в активном словаре (подпевание во время припева). Материал: кленовые листочки ярких расцветок. Музыкальное приложение №2 «Листопад» Дети произвольно танцуют под музыку с листьями. В конце упражнений подбросить ворох листьев – листопад. Дальше педагого предлагает собрать листья в букеты. 4. Окружающий мир Цели: расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь, обогащать эмоционально – чувственную и познавательную среду детей. Материал: приложение 3 – презентация «дары осени» Педагог: За окошком так красиво! Это осень в сад пришла, Все деревья нарядила, Всем одежки раздала. Какое время года наступило? Какими стали деревья? Трава? Какая погода стала на улице? (стало холодно, пасмурно, ветрено, дождливо и т.д.) Педагог: а кроме дождя, что ещё принесла осень? (ответы детей) Педагог демонстрирует на экране презентацию «Дары осени» Педагог, показывая слайды, читает стихотворение: Праздник урожая (Татьяна Бокова) Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды. Приготовила природа Всевозможные плоды. На полях идёт уборка - Собирают люди хлеб. Тащит мышка зёрна в норку, Чтобы был зимой обед. Сушат белочки коренья, запасают пчёлы мёд. Варит бабушка варенье, В погреб яблоки кладёт. Уродился урожай - Собирай дары природы! В холод, в стужу, в непогоду Пригодится урожай! 5. Артикуляционная гимнастика Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу. Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны. Очень вкусная брусника. Полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу. Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались. Чистоговорки - Ла-ла-ла к нам осень пришла, - Ул-ул-ул ветерок подул. 6.Динамическая пауза Цель: развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений Материал: Диск Е.Железновой № 021 трек 24 «Обезьянки» 7. Чтение и обучение грамоте Цель: познакомить со звуком и буквой М, учить отличать её от других букв. Материалы: заранее выложенное из кубиков Зайцева слово «МАМА», приложение 4 , счетные палочки Педагог сообщает детям, что когда она шла на занятие, встретила одну букву, а та стала плакать и просить взять её с собой. Педагог спросила её, почему она плачет, а буква ответила, что она не умеет петь, а только мычать. Педагог спрашивает, догадались ли они какую букву она встретила? (возможно, ребята назовут или произнесут звук «м», если не назовут, тогда педагог продолжает рассказ дальше). А буква эта составила очень важное слово , педагог показывает на кубики Зайцева, из которых собрано слово «МАМА». Педагог говорит ребятам, что раз буква «М» такая важная, то она решила сегодня её взять на наше занятие. Педагог просит детей вместе помычать. Предлагает назвать еще слова со звуком М. Педагог «пишет» эти слова на таблицах Зайцева. Педагог раздаёт по 4 счетные палочки детям и предлагает собрать из них букву М. Педагог проверяет работы и хвалит, говорит, что у всех детей получилась красивая буква. Педагог раздаёт детям приложение 4 и просит подобрать ключик, который откроет замок этого домика. Каждый ребенок должен провести стрелочку от ключика к замочку. Педагог проверяет работы и спрашивает у каждого, какой ключик подойдет. 8. Динамическая пауза Цель: отдых, снятие статической нагрузки. отдых Материал: приложение 4 к конспекту 4 Выполняем движения под музыку. 9. Развитие мелкой моторики Цель: закрепить знания о букве М, развить мелкую моторику руки Материалы: приложение 5 – на каждого ребёнка, зубочистки Педагог раздаёт детям приложение 5. После этого лист бумаги кладется на мягкую поверхность, например, на ковёр, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, педагог предлагает ребенку посмотреть рисунок на просвет. Каждый ребёнок показывает, что у него получилось, и называет букву. 10. Игра «Угадай на слух» Цель: развивать слух детей, учить различать небольшие оттенки звучания: узнавать предмет или музыкальный инструмент по звучанию, развивать слуховую память. Материал: погремушка, бумага, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон, ширма. Педагог: мы с вами играли в начале занятия на каком инструменте? (….) А сейчас посмотрим, сможете ли вы угадать другие музыкальные инструменты и предметы только по звуку? Педагог за ширмой ударяет палочкой по металлофону, шуршит пакетом, рвёт бумагу и т.д.. 11. Развитие речи Цель: развивать цветовосприятие, познакомить с оттенками осенних красок, пополнять словарный запас, воспитывать бережное отношение к деревьям. Материал: небольшой красивый сундучок с осенними листьями: берёзовый, кленовый, дубовый. Педагог: «Осень прислала нам сундучок. Давайте посмотрим, что же в нём.» Открывается коробка, в ней листочки: берёзовый, кленовый, дубовый. Дети вместе с педагогом рассматривают листья. Педагог объясняет, с какого дерева эти листочки. Педагог: Какого они цвета? (Дети вместе с воспитателем рассматривают листья и называют цвета, в которые окрашены листочки: жёлтый, оранжевый, красный, малиновый, зелёный, коричневый.) Педагог: Как одним словом назвать листья? Д: разноцветные (осенние) Педагог: Осенью желтый, золотой цвет самый главный. Вот и зовут осень «золотой» Педагог: Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья Красный, желтый, золотой Как хорош ты лист цветной. Педагог: Где мы такие листья видели? Д: Собирали на улице, во дворе. Педагог: Вспомните, мы их срывали с дерева или собирали с земли? (Конечно, собирали с земли, ведь листья без надобности не следует рвать, деревце надо беречь, жалеть.) Педагог: Как листики оказались на земле? (Осенью листья меняют свой цвет и опадают. Это явление в природе называется листопад.) 12. Динамическая пауза Цель: развитие общей моторики, координации движений Инвентарь: туннель, массажная дорожка, кочки, палки, устанавливаемые горизонтально на стойках-конусах, подушки, диск с энергичной музыкой. Упражнение выполняется без обуви. Дети проходят по 4-6 массажным кочкам, проходят по массажной дорожке, перешагивают через палку, проползают под палкой, идут по подушкам, проползают в туннеле. 13. Творчество Цели: развивать творческую фантазию, цветовосприятие, развивать моторику рук. Материал: изолента (узкий бумажный скотч) на каждого ребёнка, листы тонированной бумаги, гуашь, кисти, осенние листики небольшого размера, клей ПВА. Сначала педагог показывает картину, которую он создал заранее для того, чтобы дети имели представление, какая работа их ожидает. Дети в задуманном порядке наклеивают полоски изоленты, которую нужно будет отклеить почти в конце работы. Промежутки между лентами дети закрашивают гуашью тех цветов, которые характерны осеннему пейзажу. А после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снимаем с рисунка.( С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать абстрактные картины). Затем дети наклеивают осенние листики 14. Прощание Цель: расслабление, знакомство с классическими музыкальными произведениями, обозначение окончания урока. Материал: свечи в подсвечниках, запись В.А.Моцарт «Музыка ангелов» (приложение 7), подушки Педагог предлагает детям расположиться на подушках, закрыть глаза и послушать композицию. Педагог выключает свет и включает музыку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего развлечения для детей 1 и 2 младшего возраста "Осенние краски"

Сценарий осеннего развлечения для детей 1 и 2 младшего возраста "Осенние краски" Цели и задачи:1. Совершенствовать и пополнять запас навыков музыкально-ритмических движений.2. Активизироват...

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осени в младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осенив младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)...

Осенний утренник для подготовительной логопедической группы: "Нам осень краски подарила"

Осенний утренник для подготовительной логопедической группы.Название "Нам осень краски подарила"...

"Осенние краски сибирского леса". Итоговое мероприятие по теме "Осень"

Итоговое мероприятие по теме "Осень" для детей погдотовительной логопедической группы...

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы " Осенние краски"

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы« Осенние краски»Музыкальный руководитель Пристанскова Лариса Петровна2016год  Цель:Создать условия для праздника детей с родителям...

Сценарий осеннего развлечения для детей младшего возраста "Осенние краски"

Цели и задачи:1. Совершенствовать и пополнять запас навыков музыкально-ритмических движений.2. Активизировать эмоциональное восприятие музыки, ее настроение. Действующие лица: Ведущая, Петуш...