РМО по раннему развитию
материал (младшая группа)

Шуванова Юлия Анатольевна

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

Как приобщение к музыкальной деятельности способствует формированию чувства принадлежности к своей семье.

Составила и провела:

Музыкальный руководитель МБДОУ д/с №9

Шуванова Ю.А.

      Я хочу поговорить о роли музыки в жизни ребёнка до 3-х лет. И особенно, об отношении родителей к музыкальному воспитанию малыша.

Не для кого не секрет, что музыка оказывает очень сильное эмоциональное воздействие на ребёнка. Ребёнок слышит звуки, находясь ещё в утробе матери и способен по-разному реагировать на них. Родившись, малыш прежде всего окунается в мир звуков, интонаций – слышит голос матери, родных, звуки окружающего его мира.

Так когда же начинать музицировать с ребёнком?

Ответ прост: «Начинайте с колыбели!» Прекрасно,когда музыка занимает важное место в жизни ребенка. Пойте малышу колыбельные, различные народные попевки , прибаутки, просто разговаривайте с ним нараспев, мелодично. Пусть режимные моменты малыша тоже сопровождает ненавязчивая, негромкая, приятная музыка. Побуждайте малыша подпевать Вам.

      В возрасте от 1.5 до 3-х лет малыш способен посещать различные развивающие занятия в детских центрах и клубах, а также группы кратковременного пребывания в детском саду. Ранний возраст является важным возрастным этапом развития ребенка. Его не нужно рассматривать как подготовку к детскому саду. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Особенным во всех отношениях оказывается третий год жизни человека. У малыша идет интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому (родителям и воспитателям детского сада).

В нашем детском саду, наряду с другими занятиями, ребята ГКП посещают музыкальные занятия.

    Это развлекательно-развивающие занятия для малышей, в которых основное внимание уделяется музыке. В процессе занятий развивается чувство ритма, двигательные навыки, координация движений, эмоциональная сфера и активная речь.

      До 3-х лет двигательный опыт малышей очень мал. Мышцы туловища и конечностей находятся на самой ранней стадии развития. Поэтому именно в этот период ребёнку необходимо помочь освоить ходьбу, прыжки, бег, наклоны, научить выполнять различные действия с предметами. Особенно эффективно обучение происходит под правильно подобранную музыку.

    На занятиях детей активно привлекают к пению. Во время пения совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства,

вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня - не только музыка, но еще и стихи. Кроме того, раннее пение – это путь к развитию

музыкальности. Именно "ручеек" хорошей песни рано или поздно приведет Вашего малыша к хорошей музыке – как серьезной, так и легкой.

Даже если малыш ещё не умеет разговаривать, необходимо, чтобы он слушал, как поют взрослые и другие дети, потому что пение( даже пассивное) способствует развитию речи.

Каждое занятие включает в себя:

1. Музыкально-ритмические движения.

2. Пение, подпевание.

3. Пальчиковая или артикуляционная гимнастика.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5.Слушание музыки.

6. Развитие речи в процессе обсуждения песни, танца, знакомства с игрушкой- гостем , разучивания стихотворения, попевок.

7. Музыкальные игры.

      Детям очень нравятся музыкальные занятия и праздники, которые сотрудники детского сада организуют для ребят. Это – Осенний праздник, Новый год, Весенний праздник и Ясельный выпускной. Присутствие родителей на праздниках – по желанию. Все малыши разные. Кто-то спокойно реагирует на присутствие мамы рядом – танцует, поёт, играет, а кто-то бежит к маме, не отпускает её ни на шаг, плачет. Поэтому, родители, зная своих детей и предвидя их реакцию, принимают решение о присутствии на празднике. На каждом утреннике ведётся фото и видео запись.

    Конечно же, не все малыши раннего возраста могут обойтись на занятии без мамы. У меня достаточно продолжительный опыт работы с детьми от 1.5 лет в группах с родителями. Эти занятия так и назывались « Музыкальные минутки для мамы и малютки». Родители или бабушки на занятии и праздниках принимали самое активное участие и помогали своему малышу во всём! Ведь присутствие близкого человека даёт ребёнку чувство защищённости и уверенности.

    Очень хочется, чтобы родители более серьёзно относились к музыкальному воспитанию детей с самого раннего возраста, поскольку польза от музыкальных занятий несомненна:

1. Музыка хорошо действует на психоэмоциональное состояние ребёнка, помогает расслабиться, избавляет от стрессов.

2.Пение способствует тренировке дыхательной системы, а значит, снижается риск ОРЗ .

3.Развивается речь ребёнка.

4.Тренируется кровеносная система, улучшается мозговое кровообращение.

5.Укрепляется опорно-двигательный аппарат.

6.Развивается вистибулярный аппарат, ориентировка в пространстве.

7.Развивается память, мышление.

8.Развивается музыкальный слух и художественный вкус.

Главная цель музыкальных занятий - подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яркий и сказочный.

Очень приятно, когда родители проявляют инициативу, стремятся принимать активное участие в праздниках, предлагают свою помощь, спрашивают совета. Как правило родители в этот период очень открыты для общения с педагогами и позитивно настроены. Наша задача – укрепить это взаимодействие, сделать его постоянным, приятным и радостным для всех. А значит – привлекать родителей к участию в мероприятиях, подготовке к ним. Побуждать родителей к домашнему музицированию с детьми. Вот некоторые рекомендации :

1.Петь с детьми дома как можно больше, отдавая предпочтение детским и народным песням. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными.

2.Не увлекаться эстрадными взрослыми песнями.

3. Хорошо, если у вас дома появятся и различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т.п. предметы, каждый из которых имеет свой "голос".

 банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, песком, скрепками, пуговицами;

 шуршащие метѐлки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;

 погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц пластмассовых и металлических, бусин, косточек, колокольчиков;

 шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, обѐрточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие палочки из дерева разных пород;

 сосуды с разным количеством воды;

 перевѐрнутые детские формочки, кастрюли, вѐдра, по которым можно ударять;

4. Разыгрывайте с детьми театрализованные представления  - пальчиковый театр, театр игрушек, Би-ба-бо.

5. Устраивайте домашние концерты с бабушками и дедушками, сестрёнками и братишками !

Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность . А когда рядом поют и танцуют мама с папой, ребёнок  чувствует себя защищённым и любимым ! Ваши музыкальные минутки станут неза



Предварительный просмотр:

Конспект проведения совместной партнерской деятельности

с детьми и их мамами

(период адаптации)

Тема: «Давай дружить!»

Занятие 3. (в цикле « мама + малыш» всего 8 занятий  затем ребёнок посещает гкп без мамы).

Цель всего цикла занятий « мама + малыш»: облегчить адаптационный период при поступлении в детский сад; осуществлять речевое и психофизическое развитие детей.

Ход работы

Форма работы

Время, мин.

Содержание

Сопровождение (речевое, музыкальное)

Атрибуты

Задачи

Приветствие

1,5

Педагог надевает на руку куклу, и кукла здоровается с мамами и с детьми

Речевое: Кто пришёл? Здравствуй мама Настя. Здравствуй, Анечка. …

Кукла

Установить эмоциональный контакт

Пальчиковая гимнастика

«Дружная семья»

1,5

Сначала рука зажата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки дети разжимают по одному пальчику начиная с большого, а мамы помогают раскрывать пальчики. Произнеся последнюю строчку дети хлопают в ладоши.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Воспитатель: - Вот какая дружная семья!

Учить выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом. Развивать мелкую моторику.

Расслабляющий массаж с помощью массажного мячика - ёжика

1

Ребятки, у меня есть волшебные ёжики, они так ждали, когда вы придёте и хотят, чтобы ваши  мамочки сделали вам приятный расслабляющий массаж.

Музыка:

Екатерина Железнова

«Катится колючий ёжик»

Эмоциональный контакт и закреплять название частей тела.

Игровое упражнение «цветок – имя»

3

Педагог предлагает детям и мамам построить цветок из блоков Дьенеша.

В центре кладёт большой кружок. Сначала мама, а потом ребёнок кладёт лепесток (маленький кружок) и называет своё имя.

Мы посадим цветок,

Волшебный лепесток

Раз-два, не зевай,

Своё имя называй.

Круги (блоки Дьенеша)

Установить эмоциональный контакт с детьми и родителями.

Игровое упражнение «Любопытный мяч»

3

Перекатывая (передавая) мяч друг другу дети с помощью мамы по очереди называют имена других детей, присутствующих на занятии и перекатывают им мячик.

Родители и дети по очереди, перекатывая мячик проговаривают фразу: «Мячик, мячик покатись, Аня мячика коснись (проговаривает мама Ани или воспитатель). Далее Аня (мама подсказывает) перекатывает мяч кому-то из детей: «Мячик, мячик покатись, Митя мячика коснись», затем Митя перекатывает мячик другому ребёнку, с помощью мамы также обращаясь к нему…

Большой мяч

Формировать умение вслушиваться в речь, настраиваться на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции. Формирование  доброжелательного отношения между членами группы.

Физкультминутка

1-2

Дети и мамы выполняют движения, повторяя за воспитателем

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Развивать общую моторику и двигательную память

Дыхательная гимнастика.

1-2

Дети с помощью мам длительным выдохом пытаются сдуть с картинки бумажные шторки  так, чтобы увидеть, что нарисовано на картинке.

В зоопарк люблю ходить

И животных там кормить

За забором прячутся они

Я тихонько загляну

на животных посмотрю.

Детки сдувают бумажные шторки и называют детёныша и маму, которые изображены на их картинке.

Картинки с животными (мама и детёныш),

Нарезанные полоски из бумаги, закреплённые сверху на картинке

Развививать артикулляционный аппарат

Творчество с мамой.

2 -3

Рисование ладошками

«лучики солнца»

Совместная групповая творческая деятельность.

Педагог показывает детям картинку, на которой нарисовано солнышко и читает стишок: Где ночует солнце?
- У дедушки в постельке.

-А кто его дедушка?

-Синее небо.

-Чем оно укроется?

-Шерстяной тучкой.

-А кто его укроет?

-Папочка ветер.

«Ребятки, посмотрите, а вот у этого солнышка нет лучиков, как жалко, правда? Давайте вы сами нарисуете нашему солнышку лучики, а ваши мамочки вам помогут».

Мамы и дети проходят к столикам для творчества, мамы с помощью мягкой кисточки и пальчиковых красок раскрашивают ладошку ребёнка и делают отпечаток – лучик солнышка.

Пальчиковые краски. Два изображения солнца (с лучиками и без), влажные салфетки, кисточки.

Развивать творческие способности, воображение, восприятие цвета.

Завершение совместной деятельности

1

Воспитатель вновь одевает куклу на руку и прощается с мамами и детьми

До свиданья, до свиданья

С вами было хорошо!

До свиданья, до свиданья

Приходите к нам ещё

Кукла-перчатка

Формировать положительную мотивацию к дальнейшим занятиям.

Общая длительность деятельности: 18 мин



Предварительный просмотр:

“Как кукла Майя испекла пирог”

Сценарий развлечения для детей раннего возраста

Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению.

Музыка. Выходит сказочница.

Сказочница:

Здравствуйте, мои друзья.
Я к вам в гости пришла.
Всех вас рада видеть я.
Сказочница зовут меня.
Хочу вам сказку рассказать
И пора ее начать.
Дружно жили все игрушки.
Мишки, куколки-подружки.

-  Игрушки выходите, с деками вы подружите.

Игрушки выходят из домика, кроме куклы Майи (выглядывает из домика).

- Кукла Майя нас застеснялась. Давайте ее позовем.

Игра №1. «Иди сюда».

Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Кукла приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Кукла остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

Майя вышла из домика.

Сказочница:

- Посмотрите кто у нас тут? (Называем игрушки).

Игрушки любят играли
И, конечно, танцевали.

№2. Игра «Танец игрушек».

-Таким нарядным игрушкам хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними. Берите игрушки, потанцуем.  Но одному зайчику, одной кукле  танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей игрушки друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка), а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками.

- Наши игрушки устали, давайте посадим их отдохнуть.

Сказочница:

- А где же Мишутка, он из домика не вышел? (Достает Мишутку на кроватке).

- Что-то Мишка наш все спит, надо нам его разбудить.

№4. Игра «ПРОСНИСЬ».

-Только постарайтесь будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы Мишутку со сна не испугать.

- А как Мама вас будит, что она говорит? Что бы мама Мишутки ему сказала? (Мишутка, Мишенька просыпайся. Пора вставать. Глазки открывай. Потягушеньки-растушеньки).

Сказочница:

- Миша проснулся, потянулся, и всем деткам улыбнулся. А у Миши есть сундучок с секретами. Хотите посмотреть? (Педагог предает в ладошках предметы).

Раздаются «секретики» (камушек, ракушка, пуговка,..).

- Посмотрите осторожно на свой секретик. А вы хотите посмотреть, что у других?. Я хочу посмотреть, что у Маши за секрет. Давай меняться. (ребенок, давай меняться? (обмен по показу). Теперь вы можете поменяться друг с другом. С кем вы хотите поменяться?

Секретики посмотрели, все сложили в сундучок.

Сказочница:

- Чтобы сказку нам продолжить надо превратиться в игрушки.

(Достает шапочки - зверята).

- Готовы превращаться? Узнать кто  из нас какая игрушка, нам поможет песенка (шапочки передаются по кругу,  как только песенка заканчивается, шапочку  надевает тот,  в чьих руках она осталась.)

- Мы отправимся в гости к кукле Майе. Но не с пустыми руками.

Подходят к столу (на нем лежат: мешочек с мукой, масло, банка варенья) берут предметы.

Выходит Кукла Майя.

                                              Кукла Майя:

Решила всех я угостить,
Пирогами накормить.
Муки мало у меня
Вдруг всем не хватит пирога.

Сказочница:

Майя, мы тебе поможем,  

А вот и курочка идет
Что-то куколке несет.

(Выходит курочка, в корзинке мука)

Курочка:

Здравствуй куколка, возьми.
Принесла тебе муки.
Постарайся, испеки
В гости всех ты пригласи.

Сказочница:

А вот и козочка идет.
Что-то куколке несет.

(Выходит коза с корзинкой)

                                               Коза:

                                           Куколка, вот для тебя
Принесла я молока.
Вот и маслице, возьми.
Постарайся, испеки.

Кукла: Спасибо.

(Уносит в дом корзинки)

                                               Коза:

                                                 Ну, а где мои козлятки,
Где веселые ребятки.
Выходите погулять,
Выходите поиграть.

Сказочница:

А вот мишенька идет,
Что-то куколке несет.

(Выходит медведь из домика)

                                               Медведь:

                                                 Постарался, принес я
Варенье вкусное для пирога.
Ты побольше испеки,
В гости всех ты пригласи.

Кукла: Спасибо.

(Уходит в дом).

Сказочница:

Варенье куколка взяла
И пирог свой печь пошла.
Смотрите, кот сюда идет,
Ничего он не несет.

Выходит кот.

                                                 Кот:

                                                 Мяу, здесь пирог пекут?
Здесь меня, наверно ждут.
Весь пирог я съесть смогу
Очень пироги люблю.
Съем все сам, съем все сам,
Никому пирог не дам.

(Выходят курочка, коза, медведь и два козленка)

Все вместе:

Котик, котик ай-ай-ай,
Ты нас всех не обижай.
С друзьями надо поделиться,
Жадным быть ведь не годится.
Ай- ай- ай (все грозят ему).

                                                Кот:

                                                 Мяу, простите вы меня,
Жадничать не буду я.

Сказочница:

Угощаться надо вместе.
Вместе это интересней.
Давайте песню мы споем,
Ведь дружно, весело живем.

Песня.

(Выходит кукла с пирогом)

Кукла:

Вот пирог я принесла,
Он готов у меня.

Сказочница:

Всех гостей надо звать,
Пирогом угощать.
Приходите в гости к нам.

Все: Рады, рады мы гостям.

Сказочница:

А на радости друзья
Танцевать пришла пора.

Парный танец.

Сказочница:

Сказка кончилась моя
До свидания, друзья!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»

В связи  с новыми  Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...