Артерапевтические техники в работе с педагогами ДОУ
консультация

Валентина Савельевна Гаревских

Артерапевтические техники в работе с педагогами ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артерапевтические техники в работе с педагогами ДОУ

Техника «Шар, куб, лепешка»

Цель: использовать технику для психологической разгрузки в группе и диагностики состояния участников.

Материал: разноцветный пластилин.

Ход:

Введение.

«Садимся удобнее, закрываем глаза, даём себе некоторое время для того чтоб мысли успокоились. Не фокусируем своё внимание ни на одной из мыслей, просто следим за своим состоянием, не придавая внимания, ни эмоциям, ни чувствам,  ни мыслям. Делаем несколько вдохов выдохов: вдох – выдох. Попробуйте прислушаться к своему дыханию. Что вам удается  легче: вдох или выдох. Попробуйте прислушаться к своему сердцу.  Оно бьется?  Вам не придется ничего делать. Ничего не делать – это легко и просто. А теперь вы можете открыть глаза.

Выберите любой цвет пластилина. Возьмите его столько, сколько хочется.  

(Это объем ресурса1. Психолог смотрит, сколько ресурса берет участник. Кто берет мало, тот скромничает, боится, тревожится, что у него не хватит сил, мало берет от жизни. Кто берет много – тоже поступает не сильно правильно, переоценивает свои силы, может с этим ресурсом не справиться. Средний размер обозначает комфортное состояние.)

С закрытыми глазами размягчите пластилин.

- Слепите из него шар. Раздавите его в лепешку.

- Соберите пластилин и снова слепите шар. Почувствуйте этот шар. Почувствуйте своими ладошками, пальцами.

- Превратите его в куб. Почувствуйте этот куб. Почувствуйте своими ладошками, пальцами.

- Превратите куб в лепешку. Почувствуйте эту  лепешку. Почувствуйте своими ладошками, пальцами.

- Сомните лепешку.  Сделайте ту фигуру, которую вы хотите повторить.

      4. Спрячьте  фигуру в кулак, а руку с фигурой спрячьте под столом. Откройте глаза.

      5.  Обсуждение: что такое лепешка, шар, куб.

Куб: неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества. А еще-  профессиональная эрудиция, организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, аналитичность мышления, внимательность к деталям, аккуратность, рациональность, осторожность, практичность, экономность, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость      

Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе изменение привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами - техниками, отличными администраторами, но - редко - бывают хорошими менеджерами.

     Шар: искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях, высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, болтливость, способность уговаривать, убеждать, сентиментальность, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.  Круг чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.  Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу.     В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Лепешка – выгоревшее, уставшее состояние.

6.  Устраиваем голосование: у кого что. Участники предполагают, что может быть у коллеги.

7. Заключение: В мире у каждого из нас есть свое место, которое тоже надо искать.

 

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» .

Технология «Любимая сказка детства»

Цель техники: расширение осознанного образа Я; повышение самооценки; определение жизненного сценария и стиля жизни; определение стратегии достижения цели.

1 шаг.  Если работаем с группой, то работаем в парах. Определяемся кто с кем.

2 шаг. Вспомните свою любимую сказку детства.

3 шаг. Расскажите кратко сюжет этой сказки как вы его помните. (Нельзя гуглить, заглядывать в книжку. Так как наша психика воспринимает только то, что важно для меня, что трансформировалось в моем сознании.)

4 шаг. Спрашиваем: кто в этой сказке главный персонаж? (партнер записывает).

5 шаг. Опишите подробно этого главного персонажа. Сначала внешне: глаза, волосы, рост … Опишите характер. (партнер все подробно выспрашивает)

6 шаг. Чем этот персонаж похож на вас?

7 шаг. А чем вы точно не похожи на этого персонажа?

8 шаг. Чем хотели бы походить?

9 шаг. А была ли у этого персонажа цель? (Отличать цель от внутреннего смысла. Например, пошла на кухню сварить суп. Цель – сварить суп. Смысл – накормить семью.)

10 шаг. Перечислите подробно, через какие испытания проходил ваш главный герой? Что он преодолевал?

11 шаг. Что мешало этому главному персонажу добиваться этой цели раньше? (Это то, что мешает вашему клиенту добиться своей цели сейчас).

12 шаг. Что помогало все же добиваться этой цели? (Это стратегия деятельности – ресурс. Раскручиваем от разного волшебства до конкретных дел).

13 шаг. Ваше отношение к этому персонажу и к этой сказке сейчас?

14 шаг.  В чем схожесть между сюжетом сказки и вашей жизнью?

15 шаг. Если стратегию деятельности этого персонажа переложить на свою жизненную ситуацию сейчас, как это может вам помочь? (Это ресурс, который надо развить у клиента. Помогают и внешние и внутренние ресурсы: и волшебство, и своя деятельность, и окружение.

Если в сказке был плохой финал, н-р, КОЛОБОК. То спрашиваем, что могло бы помочь достичь цели? Что он не использовал?. Н-р, у Колобка один и тот же сценарий поведения со всеми.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «АРТ-терапевтические техники в работе со старшими дошкольниками»

Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.Материал семинара-практикума "Арт-терапевтические техники ...

Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ....

применение арт - техник в работе с педагогами и родителями

применение арт - техник в работе с педагогами и родителями...

Игры, упражнения и техники для тренинговой работы с педагогами

Каждый специалист ДОО может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работ...

Активизирующая техника психологической работы с педагогами «Свадебное агентство»

Активизирующая техника психологической работы  с педагогами «Свадебное агентство»...

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник в работе педагога ДОО

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе педагога ДОО»...