Главные вкладки

    "Королевство шашек"
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Беляева Инна Алексеевна

    Конспект заняти по знакомству с игрой в шашки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx18.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект «Знакомство. Королевство шашек»

    Цель:  создание социальной ситуации для развития познавательно-исследовательских  процессов при знакомстве игры в шашки.

    Задачи:  

    Образовательные:

    Создать условия для формирования у детей представления о шашках как о спортивной и интеллектуальной игре.

    Познакомить с игрой в шашки. Понятиями: шашечная доска, шашки, с расстановкой шашек на шашечной доске.

    Тренировать в расстановке шашек на доске.

      Обучение дошкольников принципам шашечной игры.

    Пополнять и активизировать словарный запас слов.

    Развивающие:

     Развивать самостоятельность и критичность мышления в процессе познавательно игровой деятельности. Стимулировать у детей развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и делать правильные выводы.

    Воспитывающие: 

    Способствовать позитивному настрою и активному проявлению дружеских отношений в совместной деятельности детей в ходе игры.  Воспитание у детей  интереса к этой игре.

    Оборудование и материалы:

    Демонстрационный:

     Шашечная доска, шашки, лист с изображением шашечного поля, картинки чёрной и белой королев шашек.

    Раздаточный:

    Листы бумаги квадратной формы,  цветные карандаши, фломастеры, шашечные доски.

                                                       Ход:

    Воспитатель:

     Ребята, вы любите играть в настольные игры? (О.Д.)

     А какие настольные игры вы знаете? (О.Д.)

     Я хочу вас познакомить ещё с одной игрой, которая называется – шашки. Чтобы познакомиться с этой игрой мы отправимся в гости к королевам шашек в шашечное королевство.

    Картинка 1.

     Появляются королевы шашек, которые приглашают прогуляться по своему королевству.

    Картинка 2.

     Появляется шашечное поле. Королевы рассказывают, что их королевство называется – шашечное поле. Все поле состоит из белых и черных квадратов. В внизу поля находятся буквы, а слева – цифры. В королевстве живут подданные: белые и чёрные шашки.

    Картинка 3.

     Появляются белые и черные шашки. Каждая шашка занимает своё место на шашечном поле. Шашки могут находиться только на чёрных клетках. По белым клеткам им запрещено двигаться.

    Воспитатель:

     Ребята, давайте тоже немного подвигаемся.

                                        ФИЗМИНУТКА

                                        «Это мы можем».

    Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».

    Кто, скажите, сможет, дети,

    Повторить движенья эти?

    Руки вверх я подниму.

    Это тоже я могу.

    Вправо-влево разведу

    Это тоже я могу.

    И, как птица полечу.

    Это тоже я могу.

    Головою поверчу.

    Это тоже я могу.

    А потом присяду, встану.

    Это тоже я могу.

    И нисколько не устану.

    Это тоже я могу.

    Я попрыгаю немного.

    Это тоже я могу.

    И пешком пойду в дорогу.

    Это тоже я могу.

    Если надо, побегу.

    Это тоже я могу.

    Все на свете я смогу!

    Воспитатель:

     Королевы шашек прислали нам подарок – это их любимая игра – шашки, из их королевства, о котором они нам сейчас рассказали. Давайте её рассмотрим более подробно.

     (дети рассматривают доску, шашки, пробуют несколько шашек расставить на поле).

    Воспитатель:

     Доска, на которой играют, состоит из 32 темных и 32 светлых клеток — они называются ПОЛЯМИ. Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно ТЕМНОЕ! Доска ставится между игроками тоже именно так — ЕЕ НИЖНЕЕ УГЛОВОЕ ПОЛЕ СЛЕВА ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕМНЫМ

    (дети рассматривают и ставят правильно доски).

    Воспитатель:

     А сейчас мы научимся расставлять правильно шашки на поле

     (воспитатель показывает, дети самостоятельно пытаются расставить шашки).

    Королевство государство.
    Здесь на шашечной планете,
    Есть большие две страны,
    Они по площади равны.
    Шашки  смелые ребята.
    И все  они солдаты,
    Смело в бой они идут,
    И друг друга не сдают.
    Ходят все по диагонали
    И всегда только вперёд
    Но врага срубить назад
    Может каждый из солдат.
    Шашка может дамкой стать
    И ловушки расставлять
    Теперь про шашки всё мы знаем 
    И с удовольствием сыграем!

    Чтобы в шашки нам играть,
    Надо нам сначала знать
    Всё про шашечное царство

    Вспомним правила:
    (ответы детей)

    Тронул шашку -  ходи.
    Ходить нужно только вперёд
    Если шашка доходит до последней горизонтальной линии – она превращающаяся в дамку.
    Если по пути несколько шашек соперника  необходимо побить их.
    Взятие шашки соперника является обязательным.
    Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
                             Пальчиковая гимнастика:

                           «Вышли  шашки погулять»

    «Раз,  два, три,  четыре, пять!  (загибают  пальчики по очереди, начиная с большого)
    Вышли  шашки погулять!  (сжимают – разжимают  кулаки)
    Раз, два, три, четыре, пять!  (разгибают пальчики по очереди, начиная с большого)
    В домик спрятались опять!»  (показывают «домик»  ладонями).

    Воспитатель:

     А сейчас мы попробуем нарисовать своё маленькое шашечное поле.

     (детям даются заготовки).

     Вы раскрасите свое поле, там, где черные клетки можно закрасить квадратик любым цветом. Пусть ваше поле будет необычным, не черно - белым. Но не забывайте одно правило, обязательно одна клетка должна быть закрашена по горизонтали, а другая остаться белой. На следующей горизонтали под белой клеткой должна быть цветная. У вас должен получиться шахматный порядок, иначе доска не получится шахматной.

     (продуктивная деятельность детей: раскрашивают доску на листе бумаги, затем все рассматривают рисунки друг друга, делятся своими впечатлениями).

    Воспитатель:

     Ребята, вспомните, как называется игра, в которую мы учились играть. Какие правила игры вы запомнили?  (О.Д.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    День шашек

    Сегодня в нашей группе «День шашек».Игра в шашки развивает не только логику, проектное мышление, но и  усидчивость, внимание, что не менее  важно для детей старшего возраста.Победители ...

    Презентация "История шашек"

    Занимательное путешествие в историю развития шашек как игры...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы Тема: «Путешествие в королевство шашек».

    Задачи :1) формировать элементарные математические представления; учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении; учить распознавать фи...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Королевство шашек».

    Обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста....

    Сценарий шашечного турнира для детей подготовительной к школе группе «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАШЕК»

    Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого   потенциала личности дошкольника....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группы "Королевство шашек"

    Настольные игры - это замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника. Очень жалко , что сегодня они уступили место компьютерным играм, за которыми дети готовы проводить...