Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группы "Королевство шашек"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

     Настольные игры - это замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника. Очень жалко , что сегодня они уступили место компьютерным играм, за которыми дети готовы проводить  целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому  в своей работе с детьми педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки. Шашки — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

    • Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
    • Развивают память и пространственное воображение.
    • Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
    • Игры в шашки  всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
    • Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
    • При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
    • Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
    • Настольная игра предполагает совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают детей доброжелательно относиться друг к другу. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspektzanyatiyashashki.docx41.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Королевство шашек»


    Цель:
      создание социальной ситуации для развития познавательно-исследовательских  процессов при знакомстве игры в шашки.

    Задачи:  

    Образовательные:

    Создать условия для формирования у детей представления о шашках как о спортивной и интеллектуальной игре.

    Познакомить с игрой в шашки, с расстановкой шашек на шашечной доске.

    Сформировать понятия: шашечная доска, шашки, Пополнять и активизировать словарный запас слов.

    Развивающие:

     Развивать самостоятельность и критичность мышления в процессе познавательно - игровой деятельности.

    Стимулировать у детей развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и делать правильные выводы.

    Воспитательные: 

    Способствовать позитивному настрою и активному проявлению дружеских отношений в совместной деятельности детей в ходе игры.  

    Воспитание у детей  интереса к этой игре.

    Оборудование и материалы:

    Демонстрационный:

     Шашечная доска, шашки, лист с изображением шашечного поля, картинки чёрной и белой королев шашек. Презентация «Из истории шашек», видеоролик «Как играть в шашки»

    Раздаточный:

    Листы бумаги квадратной формы,  цветные карандаши, фломастеры, шашечные доски.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, вы любите играть в настольные игры?

     А какие настольные игры вы знаете?

     Я хочу вас познакомить ещё с одной игрой, которая называется – шашки. Чтобы познакомиться с этой игрой мы отправимся в гости к королевам шашек в шашечное королевство.

    Презентация, слайд 1  Появляются королевы шашек, которые приглашают прогуляться по своему королевству.

    Презентация, слайд 2.

     Появляется шашечное поле. Королевы рассказывают, что их королевство называется – шашечное поле. Все поле состоит из белых и черных квадратов. В внизу поля находятся буквы, а слева – цифры. В королевстве живут подданные: белые и чёрные шашки. Каждая шашка занимает своё место на шашечном поле. Шашки могут находиться только на чёрных клетках. По белым клеткам им запрещено двигаться.

    Воспитатель:

     Ребята, давайте тоже немного подвигаемся.

                                        ФИЗМИНУТКА

                                        «Это мы можем».

    Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».

    Кто, скажите, сможет, дети,

    Повторить движенья эти?

    Руки вверх я подниму.

    Это тоже я могу.

    Вправо-влево разведу

    Это тоже я могу.

    И, как птица полечу.

    Это тоже я могу.

    Головою поверчу.

    Это тоже я могу.

    А потом присяду, встану.

    Это тоже я могу.

    И нисколько не устану.

    Это тоже я могу.

    Я попрыгаю немного.

    Это тоже я могу.

    И пешком пойду в дорогу.

    Это тоже я могу.

    Если надо, побегу.

    Это тоже я могу.

    Все на свете я смогу!

    Воспитатель: Королевы шашек прислали нам подарок – это их любимая игра – шашки, из их королевства, о котором они нам сейчас рассказали. Давайте её рассмотрим более подробно.(дети рассматривают доску, шашки, пробуют несколько шашек расставить на поле).

    Воспитатель:  Доска, на которой играют, состоит из 32 темных и 32 светлых клеток — они называются ПОЛЯМИ. Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно ТЕМНОЕ! Доска ставится между игроками тоже именно так — ЕЕ НИЖНЕЕ УГЛОВОЕ ПОЛЕ СЛЕВА ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕМНЫМ (дети рассматривают и ставят правильно доски).

    Воспитатель:  А сейчас мы научимся расставлять правильно шашки на поле

     (воспитатель показывает, дети самостоятельно пытаются расставить шашки).

    Королевство государство.
    Здесь на шашечной планете,
    Есть большие две страны,
    Они по площади равны.
    Шашки  смелые ребята.
    И все  они солдаты,
    Смело в бой они идут,
    И друг друга не сдают.
    Ходят все по диагонали
    И всегда только вперёд
    Но врага срубить назад
    Может каждый из солдат.
    Шашка может дамкой стать
    И ловушки расставлять
    Теперь про шашки всё мы знаем 
    И с удовольствием сыграем!

    Чтобы в шашки нам играть,
    Надо нам сначала знать
    Всё про шашечное царство

    Вспомним правила:
    (ответы детей)

    Тронул шашку -  ходи.
    Ходить нужно только вперёд
    Если шашка доходит до последней горизонтальной линии – она превращающаяся в дамку.
    Если по пути несколько шашек соперника  необходимо побить их.
    Взятие шашки соперника является обязательным.
    Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.

    Видеоролик «Как играть в шашки»
                             Пальчиковая гимнастика     «Вышли  шашки погулять»

    «Раз,  два, три,  четыре, пять!  (загибают  пальчики по очереди, начиная с большого)
    Вышли  шашки погулять!  (сжимают – разжимают  кулаки)
    Раз, два, три, четыре, пять!  (разгибают пальчики по очереди, начиная с большого)
    В домик спрятались опять!»  (показывают «домик»  ладонями).

    Воспитатель: А сейчас мы попробуем нарисовать своё маленькое шашечное поле.

     (детям даются заготовки).

     Вы раскрасите свое поле, там, где черные клетки можно закрасить квадратик любым цветом. Пусть ваше поле будет необычным, не черно - белым. Но не забывайте одно правило, обязательно одна клетка должна быть закрашена по горизонтали, а другая остаться белой. На следующей горизонтали под белой клеткой должна быть цветная. У вас должен получиться шахматный порядок, иначе доска не получится шахматной.

     (продуктивная деятельность детей: раскрашивают доску на листе бумаги, затем все рассматривают рисунки друг друга, делятся своими впечатлениями).

    Воспитатель:  Ребята, вспомните, как называется игра, в которую мы учились играть. Какие правила игры вы запомнили?   И завтра я вас приглашаю принять участие в шашечном турнире, на котором у вас будет возможность проявить своё умение играть в шашки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)в подготовительной к школе группе.Тема: «Ориентировка во времен...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Знаний».

    Тема:  «Путешествие в страну Знаний».В рамках проекта «Скоро в школу».Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/сад №...

    КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема «Вкусное лекарство для Маши»

    Данный конспект способствует познавательной активности, инициативности, самостоятельности воспитанников в процессе экспериментирования. Дети в игровой форме знакомятся со способами приготовления сока,...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Как очистить воду?»

    Приоритетная область: познавательное развитие, в интеграции с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие. ЦельОзнакомление детей с разными способами очистки водыЗадачиОбраз...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: «Каждый день своих ребят ждет любимый детский сад»

    Конспект  непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию  в  подготовительной к школе  группе общеразвивающей направленности на тему:  «Кажды...