Курсовая работа ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
учебно-методический материал

Соловьева Татьяна Ивановна

Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»

(ГБОУ ЛПК)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Выполнил:

Соловьева Татьяна Ивановна

Специальность 44.02.01.

Дошкольное образование

курс 3, группа 333-з

Руководитель:_________________

Лапун Н.Л

Лукоянов 2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1. ИЗ ИСТОРИИ ТИПОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ        5

1.1. Типология образовательных учреждений. Их многообразие        5

1.2. Учреждения дошкольного образования        8

1.3. Многообразие дошкольных учреждений        14

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ДЕТСКИХ САДОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ        17

2.1. Характеристика работы детского сада по системе М. Монтессори        17

2.2. Характеристика работы детского сада по системе Вальдорфа        21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        28


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка.

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

В настоящее время особое внимание уделяется организации крупных образовательных комплексов, объединяющих дошкольную, начальную ступени, а также ступени основного общего и среднего полного образования. В этой связи важно сохранить самоценность дошкольного возраста, не свести всю основную работу с детьми к специальной подготовке их к школе.

Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г.

Дошкольное образование которое преобразовывается в сторону напрвленную прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г., которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Дошкольное образование по ФГОС включает в себя сочетание регламентации и вариативности, требований и разрешений, классики и творчества. Именно в это время развития ребёнка закладывается самое важное и необходимое для его будущего в жизни. Поэтому очень важно не упустить этот момент и дать базовый комплекс образовательных ресурсов в необходимом количестве и качестве. Потому что от того как они проведут первые семь лет жизни до порога школы, зависит их способность в будущем быть успешными и перспективными, эмоционально устойчивыми к изенениям жизненых условий и в наших нынешних социально-экономических условиях.

Период становления личности, и дошкольное образование рассматривается важнейшей частью в образовании и должно быть направлено на обогощение развития, а не на быстроту познания в большом количестве. Дети ещё успею всё узнать, и в этом и состоит главная задача образовательной программы ФГОС, дать детям детство и сохранить радость детства. Но образование никуда не уйдёт, будет в естественной и не принуждённой форме, и это интересно как педагогам, так и детям. В искусственном и весьма однообразном образовании, нет возможности сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, не обеспечивая нормально-гармоничного развития.

Цель работы -  изучить особенности типологии дошкольных образовательных организаций.

Объект – типология дошкольных образовательных организаций.

Предмет – характеристика типов дошкольных образовательных организаций.

Задачи:

1. Изучить историю типологии дошкольных образовательных организаций.

2. Изучить характеристику работы детских садов различных типов.


1. ИЗ ИСТОРИИ ТИПОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Типология образовательных учреждений. Их многообразие

Граждане Российской Федерации имеют конституционное право на получение образования. В стране данная область признана приоритетной, правительство уделяет ей особое внимание [1].

В законодательстве есть нормативные правовые акты, в которых прописаны типы учебно-образовательных учреждений, их структура, функциональные обязанности.

Специфика политики в сфере образования базируется на следующих принципах:

  • Гуманизация образования. В приоритете — общечеловеческие ценности, здоровье и жизнь современного индивида, свободное формирование личностных качеств, развитие трудолюбия, гражданской ответственности, уважения к другим людям, семье, родине, окружающей природе.
  • Взаимосвязь образовательного и культурного федерального пространства. Предпочтение отдано сохранению национальной культуры, традиций, учитывая многонациональность российского государства.
  • Адаптация образовательного процесса к уровню и специфике подготовки и развития воспитанников, обучающихся.
  • Отсутствие религии в образовании для муниципальных и государственных учебных заведений [10].

В статье 12 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что учебные учреждения разного типа осуществляют процесс обучения с реализацией одного или нескольких видов образовательных процессов, полноценного воспитания, развития. ОУ представляет собой юридическое лицо, у которого может быть разная организационно-правовая форма: государственная, муниципальная, негосударственная (частная, религиозная, общественная) [2].

Все муниципальные и государственные типы образовательных учреждений функционируют на основании базовых положений об ОУ, которые утверждаются Правительством РФ. Негосударственные учреждения не подчиняются таким Постановлениям, они могут стать для них лишь образцами (рекомендациями).

Установление государственного статуса учебного заведения (вида, типа, категории ОУ) осуществляется с учетом направления его деятельности во время официальной государственной аккредитации. Структурные подразделения, отделения, филиалы образовательного учреждения по доверенности могут иметь в полном объеме либо частично правомочия юридического лица. Допускается и использование подразделением собственных счетов, самостоятельного баланса в кредитных и банковских организациях.

Подобные типы образовательных учреждений России создают в целях совершенствования и развития учебного и внеурочного процесса. Закон в полной мере регламентирует порядок создания, а также деятельность таких УО.

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали [2].

При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности. Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть: Основные образовательные программы. Программы дополнительного обучения. Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников [2].

Все учреждения, которые реализуют образовательные программы, дополнительно подразделяют на 4 типа: 2 типа заведений общего образования (общеобразовательные организации и организации дошкольного воспитания); два типа организаций, предоставляющих профессиональное обучение (образовательная организация высшего образования и образовательная профессиональная организация). По Закону РФ от 10 июля 1992 г. предполагалось всего два типа учреждений образования, причем они не были четко указаны в статье. Специальное образование в Законе отводилось учреждениям коррекционного типа, именно в их обязанности входило обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно выделялись и учреждения для воспитания и обучения детей сирот.

По статье 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено существование четырех вариантов образовательных учреждений, которые имеют право на реализацию основных образовательных программ. Первой из них называется образовательная дошкольная организация – учреждение, основной целью деятельности которого является уход и присмотр за детьми, а также реализация обучения и воспитания по образовательным программам для дошкольников. 30 августа 2013 года Приказом Министерства науки РФ (№1014) был утвержден специальный Порядок, согласно которому организуется и осуществляется вся образовательная работа по основным программам. Их варианты для дошкольного образования разработаны для тех организаций, что осуществляют уход за малышами, включая и частные детские сады, и группы дневного пребывания  [2].

Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих типов образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного образования взрослых;
  • дополнительного образования детей;
  • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии);
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс [2].

Первые пять типов образовательных учреждений являются основными и наиболее распространенными, в связи с этим кратко рассмотрим их некоторые особенности.

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) – это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются: обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка [12].

Традиционно дошкольные образовательные учреждения отвечают запросам детей в возрасте 3 – 7 лет. Ясли-сад предназначены для посещения детьми 1 – 3 лет, а в отдельных случаях – от 2 месяцев до года. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на пять основных видов.

В статье 23 Закона «Об образовании РФ» в полной мере объяснена вся классификация образовательных учреждений, их цели и задачи, особенности финансирования и правовая форма. Указаны в ней и виды образовательных программ. Кроме того, российское законодательство определяет порядок создания учреждений государственного образования разного вида и типа  [2].

В Российской Федерации на данный момент существуют образовательные учреждения разного типа. Несмотря на серьезные отличия используемых образовательных программ, направлений работы, все они нацелены на формирование гармоничной личности ребенка.

1.2. Учреждения дошкольного образования

Специфика детских садов

Они являются максимально распространёнными учреждениями по обеспечению дошкольного государственного образования. Здесь предполагается полноценный уход, присмотр, оздоровление, воспитание, обучение малышей. Это самые массовые и доступные типы образовательных учреждений. Типы образовательных программ могут различаться в зависимости от направления деятельности, выбранного в детском саду.

В подобном заведении комбинированного типа есть несколько различных групп:

  • компенсирующие;
  • общеразвивающие;
  • оздоровительные [12].

Такие типы образовательных учреждений есть в каждом районном центре РФ, они рассчитаны на воспитание малышей от трех до семи лет.

Типы дошкольных образовательных учреждений, функционирующих на территории Российской Федерации:

  • Детский сад оздоровления и присмотра.
  • Учреждение с национальным (этнокультурным) образовательным компонентом.
  • Дошкольные группы образовательных государственных учреждений по типу «сад – школа».
  • Центры развития ребенка.
  • Прогимназии при ОУ.
  • Центры образования школьников.
  • Рассмотрим подробнее все типы дошкольных образовательных учреждений [13].

В дошкольной сфере есть и определенные типы специальных образовательных учреждений компенсирующего (коррекционного) характера. Подобные заведения посещают дети, имеющие разнообразные патологии: задержку психического развития, проблемы с опорно-двигательной системой, с туберкулезной интоксикацией, ослабленным слухом и зрением, нарушениями интеллектуального развития, с дефектами речи [13].

Подобные типы образовательных учреждений в основном функционируют круглосуточно, располагаются они за пределами городов. Здесь для малышей создаются специальные условия: бассейны, диетическое питание, массажные кабинеты. Работают в садах высококвалифицированные воспитатели, медицинские работники, психологи. Для того чтобы ребенку было легко адаптироваться среди сверстников, наполняемость групп не превышает 15 человек.

Помимо лечения малышей в таких дошкольных учреждениях компенсирующего типа осуществляется обучающий и воспитательный процесс, для занятий разрабатываются особые программы. Специальные консультационные центры, создаваемые при ДОУ, помогают родителям справляться со сложными ситуациями, решать своевременно возникающие проблемы. Для того чтобы попасть в подобное учреждение, нужно иметь направление врача-педиатра, а также справки установленного образца, соответствующие профилю детского сада.

Общеразвивающие дошкольные учреждения в качестве приоритетного направления своей деятельности выбирают интеллектуальное, физическое, эстетическое, художественное. Такие типы государственных образовательных учреждений посещают малыши от трех до семи лет.

Сады оздоровления и присмотра функционируют с акцентом на оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и мероприятия.

Если рассматривать образовательные учреждения нового типа в дошкольной среде, нужно выделить сады с этнокультурным компонентом. Основной их задачей является формирование в воспитанниках уважения к разным культурам, терпимости к представителям иных национальностей, бережного отношения к семейным ценностям.

Воспитатели помогают ребятам осваивать культурные традиции, раскрывают истоки народных обрядов, верований и т. п. На занятиях уделяется особое внимание уважению старшего поколения.

Существуют в системе дошкольного воспитания и такие типы образовательных учреждений, как центры развития ребенка. В них есть специальные физкультурные, оздоровительные, игровые комплексы, изостудии, компьютерные классы, бассейны, детские театры. Применение комплексного подхода при организации работы с дошкольниками в подобных центрах позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому и интеллектуальному развитию детей.

Есть новые типы и виды образовательных учреждений дошкольного звена, например, прогимназии.

Основным контингентом подобных заведений являются ребята младшего школьного и дошкольного возраста. Отличие в том, что здесь систематически изучаются определенные предметы: русский язык, математика, устное чтение, основы английского языка. Также в программе прогимназического обучения есть специальные предметы эстетической направленности, позволяющие в полной мере развивать личность ребенка: риторика и ритмика, плавание и подвижные игры, рисование и лепка, хореография и музыка.

Родители, выбирающие прогимназию для своих детей, сначала должны ознакомиться со списком предлагаемых предметов. Там занятия проводятся в основном в форме игры, проектной, исследовательской деятельности. В возрасте от трех до семи лет дети знакомятся с окружающим миром с помощью игр. Подобные дошкольные учреждения позволяют ребятам привыкать к обучению, постепенно погружают их в образовательную среду. Проблем с дисциплиной, домашними заданиями, посещением уроков у таких «маленьких гимназистов» в школе не возникает.

Самым ранним вариантом дошкольного образования являются ясли-сад. В таком учреждении осуществляется присмотр за малышами от двух месяцев. В яслях существует специальный распорядок дня, есть и свои развивающие занятия. Малыш, который посещает ясли, должен иметь элементарные навыки, соответствующие его возрасту.

Детский сад общеразвивающего вида – с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Детские сады и детские сады общеразвивающего вида – это традиционные дошкольные образовательные учреждения, в которых реализуются основные программы дошкольного образования в соответствии с установленными государственными стандартами. Основной целью реализации данных образовательных программ является интеллектуальное, художественное, эстетическое, нравственное и физическое развитие детей раннего возраста. В зависимости от возможностей того или иного дошкольного учреждения (материально-технической оснащенности, воспитательно-педагогического состава и пр.) в них могут осуществляться не только традиционные образовательные программы воспитания и обучения, но, и выбраны какие-либо иные приоритетные образовательные направления (обучение рисованию, музыке, хореографии, языковым навыкам, иностранным языкам) [13].

Детский сад компенсирующего вида – с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Детские сады данного вида являются специализированными и создаются для детей, имеющих различные нарушения в физическом и (или) психическом развитии (в том числе глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии). Дети с отклонениями в развитии могут приниматься и в дошкольные образовательные учреждения любого другого вида при наличии условий для коррекционной работы. При этом прием осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Обучающие программы, методики (технологии) воспитания, коррекции и лечения в ДОУ данного вида разрабатываются с учетом конкретной специфики имеющихся у детей отклонений. Материально-техническое оснащение таких детских садов несколько отличается от обычных, поскольку указанные дети нуждаются в особом уходе. Для детей создаются физиотерапевтические, массажные, логопедические и иные кабинеты; бассейны; фитобары и диетические столовые; специальные приспособления и оборудование в группах и т.д. Количество коррекционных групп и их наполняемость в детских сада как компенсирующего, так и обычного вида определяются уставом ДОУ в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления процесса воспитания, обучения и коррекции. Как правило, предельная наполняемость группы (в зависимости от конкретного вида) не должна превышать 6-15 человек [13].

Детский сад присмотра и оздоровления – с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур [13].

Такие детские сады преимущественно рассчитаны на детей в возрасте до трех лет. Основное внимание уделяется санитарным и гигиеническим условиям, предупреждению и профилактике заболеваний детей. Проводятся оздоровительно-укрепляющие и основные воспитательно-обучающие мероприятия.

Детский сад комбинированного вида. В детские образовательные учреждения подобного вида могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании [13].

Центр развития ребенка– детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

В центрах развития ребенка основное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку. Приоритетными направлениями являются интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей: развитие мотивации личности к познанию и творчеству; укрепление здоровья и удовлетворение потребности детей в занятиях физкультурой и спортом. Для реализации учебно-воспитательного процесса и укрепления здоровья в настоящих образовательных учреждениях создаются игровые, физкультурно-оздоровительные комплексы; бассейны; компьютерные классы. Могут быть организованы художественные студии, детские театры, различные кружки, секции – и все это в рамках одного центра развития ребенка. Помимо воспитателей с детьми занимаются психологи, логопеды, иные специалисты. В таком учреждении ребенок может находиться как целый день, так и определенное количество часов (посещать какие-либо отдельные занятия) – по усмотрению родителей [13].

Большинство детских садов являются муниципальными и (или) государственными образовательными учреждениями. Однако за последние годы появилось много частных (негосударственных) дошкольных образовательных учреждений.

Если родители полагает, что для ребенка достаточно стандартного набора предлагаемых образовательных услуг, а также в случае затруднительного материального семьи либо по иным причинам (например, выбор ДОУ ограничен), то имеет смысл определить ребенка в государственное или муниципальное дошкольное учреждение. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. В бюджетные дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов. Количество групп в таких ДОУ определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Как правило, в группах (в зависимости от вида группы) не должно содержаться более 8-20 детей [12].

В том случае, когда родители располагают денежными средствами, и предъявляют повышенные требования к организации учебно-воспитательного и оздоровительного процесса в детском саду и индивидуальному подходу к ребенку, стоит остановить свой выбор на негосударственном (частном) дошкольном учреждении. Подобные ДОУ имеют в своем распоряжении бассейны, иногда – сауны, большие игровые комнаты, дорогостоящий учебно-игровой материал, спальные комнаты повышенной комфортности, наиболее качественный и предельно разнообразный рацион питания, а также другие блага, на обеспечение которых, разумеется, требуются значительные материальные затраты. Наполняемость групп обычно не превышает 10 человек, а реализуемые образовательные программы ориентированы на более углубленное и вариативное обучение детей.

Однако все перечисленные выше удобства, равно как и дополнительные образовательные и воспитательные программы, в настоящее время могут предложить на платной основе государственные и муниципальные дошкольные учреждения, которые имеют право оказывать дополнительные платные образовательные и иные услуги при условии их лицензирования.

Что касается процесса воспитания и обучения, то практически в любом дошкольном учреждении за основу берется установленная законодательством основная комплексная образовательная программа. Дошкольных образовательных программ и технологий в настоящее время существует немало, это программы: «Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад-дом радости», «Золотой ключик» и другие. Все они ориентированы на должное обеспечение воспитания и раннего образования детей, развития их индивидуальных особенностей. Таким образом, совсем не обязательно искать частный детский сад, а можно воспользоваться услугами, предоставляемыми государственным или муниципальным дошкольным образовательным учреждением за отдельную дополнительную плату [11].

В любом случае при выборе дошкольного учреждения следует заботиться об интересах ребенка, учитывая его желания, а не об удовлетворении собственных амбиций в престижности обеспечиваемого ему образовательного уровня.. Тем родителям, которые предпочитают воспитывать и обучать ребенка на дому (лично или с помощью гувернеров, приходящих педагогов), стоит всерьез задуматься о том, насколько верно они поступают, принимая подобное решение. Чтобы в дальнейшем, при адаптации такого ребенка к школьной жизни, не возникло проблем, рекомендуется хотя бы непродолжительное посещение детского сада. Ведь именно в дошкольном учреждении ребенок получает навыки общения со сверстниками, учится ориентироваться в группе, сопоставлять коллективные интересы со своими собственными. Все это происходит под непосредственным контролем воспитателей и педагогов. Каким бы качественным не было домашнее образование, оно не может в полной мере дать всего того, что ребенок мог бы получить, посещая детский сад.

1.3. Многообразие дошкольных учреждений

В настоящее время дошкольное образование в Российской Федерации получают 5,5 млн детей в возрасте от трёх до семи лет. По данным Росстата, дошкольное образование получают 60 процентов детей в возрасте от 1 до 6 лет. Однако этот показатель ниже уровня 1991 г., когда дошкольным образованием было охвачено 78 процентов детей соответствующего возраста [13].

В решении проблемы доступности качественного дошкольного образования государство основное внимание уделяет сокращению очереди на получение мест в детских садах для детей от 3 до 7 лет. В 2013 г. было предусмотррено введение не менее 205 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях. За счет использования вариативных форм дошкольного образования намечалось сокращение очереди еще на 50 тыс. мест [13].

К 2016 г. руководством государства поставлена задача обеспечить 100 процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Планируется также ликвидировать очередность в детские сады для детей от 2 месяцев до 3 лет.

В современных условиях необходимыми и взаимообусловленными требованиями к системе дошкольного образования являются:

  • вариативность – способность соответствовать различным образовательным по- требностям родителей и детей;
  • единство (системность) – способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников [13].

Данные требования предполагают осмысление двух ведущих категорий: вариативность дошкольного образования и доступность дошкольного образования, находящихся между собой в сложном и противоречивом диалектическом единстве. Такое положение обусловлено тем, что вариативность – это требование к разнообразию предоставляемых услуг в системе дошкольного образования, а доступность образования – требование к широте сети, ее возможностям охватить максимальное число детей дошкольного возраста.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть достигнуто путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различных уровней и типов. Развитие сети учреждений дошкольного образования предполагает появление малых детских садов, надомных групп, родительских групп и т. д.

Таким образом, построение вариативной сети дошкольных образовательных организаций предусматривает институционализацию наряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов, как:

  • группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа»), организованные на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;
  • группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик»), созданные родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;
  • группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду или в другой образовательной организации, где реализуется программа дошкольного образования;
  • адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев и др. [5].

Таким образом, сложились следующие вариативные формы дошкольного образования:

  • дошкольные группы в общеобразовательных школах (их количество увеличилось за четыре года почти вдвое);
  • семейные детские сады;
  • встроенные детские сады;
  • надомные или гувернерские группы;
  • семейные клубы;
  • начальные школы – детские сады и прогимназии (сохранились лишь в ряде регионов);
  • группы присмотра и ухода;
  • социальные игровые комнаты как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОО, которые обеспечивают организации указанных форм кадрами, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение и контроль [5].

Современные образовательные программы дошкольного образования разработаны авторами с учетом новейших достижений психолого-педагогической науки и практики отечественного дошкольного образования, учитывая все особенности процесса управления образовательным учреждением. Многие педагоги и руководители дошкольных учреждений испытывают трудности в их оценке и выборе. Вместе с тем очень важно уметь ориентироваться в этом многообразии образовательных программ и сделать правильный обоснованный выбор, от которого будет зависеть качество управления образовательным учреждением.

Выбор образовательных программ должен определяться с учетом вида дошкольного учреждения. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, установлено восемь видов ДОУ [4].

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении определяет право детского сада на выбор образовательных программ. Согласно п. 21 этого Положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования [4].

Программа разрабатывается, принимается и реализуется им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно­правовое регулирование в сфере образования, и с учетом особенностей психо­физического развития и возможностей детей [4].

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 «Об образовании» также выделено несколько видов образовательных программ дошкольного образования [2].

Общеобразовательная программа дошкольного образования включает в себя содержание воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ее цель – достижение образовательных результатов, определенных федеральными государственными требованиями.

Общеобразовательная программа дошкольного образования, направленная на интеграцию образовательных потребностей участников образовательного процесса, представляет собой совокупность основных и дополнительных программ в соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения.


2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ДЕТСКИХ САДОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

2.1. Характеристика работы детского сада по системе М. Монтессори

В современном мире движение Монтессори набирает все новые и новые обороты и повсеместно открываются частные Монтессори школы, частные Монтессори детские сады и центры раннего развития. Обычно Монтессори детские сады рассчитаны на детей от двух до семи лет. Группы в таких детских садиках называются разновозрастными. Для занятий в детском саду используются пособия и материалы, разработанные Марией Монтессори и ее последователями. Специально разработанные пособия, которые находятся в детском саду, развивают мелкую моторику и координацию движений, самостоятельность детей, знакомят с основами счета и родной речи, помогают изучать окружающий мир и иностранные языки. Важный принцип метода Монтессори, которому неукоснительно следуют в Монтессори детских садах – это отсутствие принуждения ребенка к занятиям. И этот принцип работает в каждом настоящем Монтессори центре и Монтессори детском садике.

Чем больше группа в Монтессори деском саду, тем интенсивнее процесс развития детей. По мнению специалистов, занятия в Монтессори классе малоэффективны, если детей меньше 10. Считается, что в детском саду оптимально должно быть от 20 до 25 человек. Во времена самой Марии Монтессори группы в детских садах были многочисленны. А она сама умудрялась работать с 60-ю детьми. Одним из главных правил детского сада Монтессори является соблюдение возрастного баланса: малыши, средний возраст и дошкольники. Желательно, что бы в одной группе детского сада была одна третья каждой категории [8].

Пространство Монтессори детского сада, в котором занимаются дети, называется Монтессори среда. Помещение детского сада, в котором занимаются дети, обычно разделено на пять уголков или зон развития: жизненной практики, сенсорного развития, математики, языка и творчества.

Зона практической жизни в детском саду построена таким образом, чтобы дать ребенку возможность свободного выбора своих действий. Навыки практической жизни нужны не только в детском саду, но и на протяжении всей жизни. Но особую важность она имеет в раннем детстве, когда ребенок познает мир через собственные чувства, прожитые в действии. Самостоятельные действия ребенка повышают уверенность в себе, учат определенным навыкам, которые потом могут пригодиться в его жизни. Сенсорная зона в Монтессори детском саду состоит из материалов, которые способствуют развитию и утончению различных чувств ребенка. Ребенок учится распознавать, сравнивать и рассуждать. Зона математики в Монтессори саду позволяет ребенку не просто запоминать числа, а запоминать их значения и действия с ними. Специальные дидактические материалы даются ребенку в определенной последовательности, с которыми он может выполнять математические действия.

Также в Монтессори детских садиках есть зона языка, которая включает в себя материалы по развитию речи, письма и чтения. Кроме всего перечисленного, в Монтессори детских садиках ребенок изучает окружающий мир и получает первые сведения по физике, химии, биологии и географии. Малыш сам решает, в какой зоне ему заниматься. Еще в детском садике Монтессори есть творческий уголок, где ребенок свободно развивает свои индивидуальные способности. Детский сад организованный по системе Монтессори отличается от обычных детских садиков наличием большого количества пособий и материалов, которые так и называются Монтессори материалами.

Занятия в детских садах Монтессори проходят с применением познавательных и коммуникативных кругов и свободной работы в Монтессори среде. В каждом Монтессори классе детского сада имеются определенные правила поведения и работы с материалами, которые отвечают основным принципам Монтессори педагогики [8].

Монтессори называла свободу «ключом к процессу развития». Именно свобода позволяет ребенку строить самого себя. Когда Мария Монтессори впервые говорила о свободе в начале двадцатого века, то никто до конца не понимал о чем это она. Детей видели, но их не слышали. Сегодня родители принимают идею свободы для своих детей, но правильно ли они понимают ее? Монтессорийская идея свободы реализованная в детском садике – это свобода ограниченная правилами Монтессори детского сада. Мы не можем делать все, что захотят дети. Позволять им делать все – значит обрекать их на потакание капризам и сиюминутным желаниям. Дети находятся еще в состоянии самопостроения, саморазвития, а излишняя свобода действий в детском саду всегда будет действовать разрушительно на них самих, окружающих людей и среду [18].

В действительности, быть свободным — значит уметь контролировать себя и свои желания не только в детском садике, но и в жизни. Чтобы воспитать в ребенке такую внутреннюю самодисциплину, взрослые должны быть твердыми, справедливыми и последовательными в определении границ. Например, ребенок сам выбирает, есть ли ему яблоки или апельсины на завтрак. В этом заключается свобода, но если дома установлены определенные правила, то малыш не может совсем отказаться от завтрака. Ребенок с удовольствием поможет готовить завтрак или накрывать на стол. Родителям при этом нужно лишь правильно поставить вопрос: «Ты будешь готовить завтрак или накрывать на стол?» Но если поставить вопрос по-другому: «Ты будешь помогать мне готовить завтрак?», то зачастую можно услышать в ответ «нет». Таким образом, у детей формируется ответственность. В Монтессори группе детского сада ребенок уже сознательно сам выбирает, будет ли он работать с красными штангами или готовить печенье. Но он уж точно не будет мешать работать другим детям. В начальной Монтессори школе он самостоятельно будет способен выбрать исследовательскую тему и партнеров по работе. Родители такого ребенка могут быть спокойны, что он не будет бездельничать день за днем, прожигать жизнь и искать ненужных приключений [18].

Мария Монтессори говорила, что нам необходима свобода, что бы тренировать свою ответственность; нам необходима способность быть ответственными, чтобы стать действительно свободными. А самым лучшим примером ответственности и дисциплины может быть только сам взрослый. Поэтому очень важно, что бы воспитатель Монтессори детского сада и родители ребенка были ответственными и дисциплинированными [17].

Занятия Монтессори в детских садах построены таким образом, что ребенок сам корректирует свою деятельность, и выбирает только тот материал, который необходим для его внутреннего развития. Поэтому перегруза в Монтессори детском садике быть не может. Другое дело, когда ребенка водят на множество дополнительных и, как правило, фронтальных занятий. На таких занятиях учитель является центром класса и дает свои задания детям. При этом взрослым неизвестно насколько эта деятельность необходима именно этому ребенку, потому что они не наблюдают за ним, как это делает педагог в детском садике Монтессори [17].

Например, родители 3-х летнего ребенка водят его на логику или математику, нарушая его естественное развитие. Недавние исследования головного мозга показали, что передние доли головного мозга, которые отвечают за понимание математических действий, развиваются в полной мере лишь к 5-6 годам. Преждевременная нагрузка на эти доли головного мозга отбирает энергию из других не менее важных центров. Дети после такого перегруза иногда останавливаются в своем развитии, уходят в себя, теряют всякий интерес к любой деятельности. К сожалению, такие случаи не единичны и термин такого психического расстройства у ребенка как «испорченность образованием» сейчас очень актуален.

Монтессори педагогика принципиально внепрограммная. То есть, не имеет единой программы обучения и воспитания детей. Она предполагает самостоятельное обучение каждого ребенка по собственной уникальной, им самим выстраиваемой, траектории. При этом педагог в детском саду Монтессори или центре не учит и не воспитывает, а создает условия для максимально полного удовлетворения потребностей детей того или иного возраста. Педагоги в Монтессори детских садах и центрах – это не учителя, а, скорее, организаторы образования. Заметьте, совсем другой смысл!

Но все-таки нечто похожее на общую «программу» для всех Монтессори детских садов и школ мира, конечно, есть. Это подробное описание специально подготовленной развивающей среды для детей разного возраста. По содержанию такая развивающая среда особенная в каждой стране (и даже в каждом детском садике), так как обеспечивает образование детей в условиях разных культур, но по смыслу она одинаковая, поскольку строго соответствует доминантам развития дошкольников.

В своих трудах М. Монтессори выделяет следующие сензитивные периоды:

  • Развитие языка от 0 до 6 лет с наивысшей точкой от 2,5 до 3 лет.
  • Развитие движений от 1 до 4 лет с наивысшей точкой от 2,5 до 3 лет.
  • Развитие чувства порядка как некоторой неизменности от 1 до 3 лет с наивысшей точкой от 2 до 2,5 лет.
  • Увлечение маленькими предметами или частями целого от 1,5 до 2,5 лет.
  • Утончение чувств от 0 до 6 лет с высшей точкой между 2,5 .3,5 годами.
  • Социальное поведение от 2,5 до 6 лет с высшей точкой около [8].

При этом сегодня принимается позиция, согласно которой успешность воспитания толерантности с использованием Монтессори-технологий должна быть связана с реализацией следующих принципов:

1. Способствовать самовоспитанию, сознательного поведения с другими людьми.

2. Ориентироваться на реальные отношения между детьми, детьми и взрослыми в детском саду.

3. Формировать у ребенка осознание проблемы в его поведении или поступке.

4. Использовать индивидуальный подход при воспитании толерантного поведения.

5. Создание толерантной среды, позволяющей каждому ребенку самореализацию в разных формах деятельности [8].

Таким образом, изучив научные труды, посвященные анализу особенностей «метода Монтессори», можно сделать вывод о том, что средства Монтессори-педагогики могут быть эффективно использованы с целью воспитания детей в духе толерантности и поликультурности в условиях любой национальной культуры, что очень актуально в современном мире.

2.2. Характеристика работы детского сада по системе Вальдорфа

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых». Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви» является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека [19].

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • создание атмосферы, благоприятной развитию;
  • воспитание через подражание и пример;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия) [19].

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».

Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами.

Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям.

Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику – учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. – ребенок все время учится.

Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: «Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример». Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение [16].

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: «Все, чего мы хотим достичь в воспитании – мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада» – писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей [16].

Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д.

Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти – сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение – важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики [19].

При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом , полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты.

Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, – непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - занимаются эвритмией, в третий - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. - Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии [6].

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова [7].

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых.

Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление - лечебная педагогика [7].

Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку.

Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны.

Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное воспитание - ступень образования, на которой закладывается основа социальной личности, и за последние годы прошла сложный путь в новое преобразование всей системы.

В 20 век была сформирована самая положительная для ребенка форма дошкольного образования, которая давала многостороннее полное воспитание и развитие детей. Социально-экономические изменения в России, повлияли на масштабные изменения в образовании в общем и так же в дошкольном. Новый этап в системе образования, который как нам только кажется новый. Возвращение в новом облике и модернизированной системе подачи дошкольного образования.

В модернизации образования создаётся механизм устойчивого развития системы образования, в соответствии с вызовом 21 века, социальной и экономической потребностью развития страны, запросам личности, общества, государства. Это изменение коснулось и организации, и содержания образования. Теперь система представляет собой как многофункциональную, ориентированная к потребностям общества и представляет разнообразный вид услуг образования, учитывая и возраст и индивидуальную особенность развития. Содержательная часть дошкольного образования терпит изменения выражающиеся в отмене учебно-дисциплинарного воспитания и ориентирована на гуманность в общении педагога и личностно-ориентированного общения по отношению к ребёнку.

Современное образование РФ предоставляет следующие виды дошкольных учреждений:

1. Детский сад;

2. Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. п.);

3. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

4. Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день, сокращенного дня (8 - 10 часов в день, полного дня (12 часов в день, продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.

В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм, форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, на объектах дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и иных помещений, отвечающих требованию  санитарных правил.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 № 179, от 23.12.2002 № 919).
  5. Богуславская Т.Н. Проблемы современного образования // Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 6.
  6. Вальдорфская педагогика // Дошкольное воспитание. – 1994. - №6, 8, 9.
  7. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста. – М.,2012. – 72 с.
  8. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет  / В. Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2011. – 222 с.
  9. Ионова Е.Н., Топтыгин А.Л. Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном. - М.: Педагогика, 2013.- 264 с.
  10. Князева О.Л, Маханева М.Д, Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности детского дошкольного учреждения. - М.: Linka-Press. - 2014. – 72 с.
  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2013. – 416 с.
  12. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. В II ч. - М: «Учитель». - 2014. – 192 с.
  13. Образование в России : [информационноаналитическое издание] : федер. справ. Т. 9. – М.: Центр стратегич. партнерства, 2013. – 464 с.
  14. Оверчук, Т.И. Дошкольное образование в XXI веке / Т.И. Оверчук // Дошкольное воспитание / Ред. В.М. Кузина, Е.Ю. Агарева. – 2015. – №5 2015. – С. 9-12.
  15. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 2015. – 344 с.
  16. Соловьева В. Беседы о Вальдорфской педагогике // Дошкольное воспитание, 2013. – №3, 4, 6, 11; 1994. – №6.
  17. Танникова Е.Б. Монтессори-группы в ДОУ – М., 2013. – 80 с.
  18. Фаусек Ю.  Детский сад Монтессори / Составители С.И. Сумнительная, К.Е. Сумнительный – М.: Карапуз-Дидактика, 2012. – 240 с.
  19. Чмелёва Е.В. Вальдорфская педагогика – одно из направлений свободного образования детей // Педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении. – Смоленск, 2012. – С. 130-136.
  20. Чмелёва Е.В. Дошкольное образование в России (конец XIX - начало XX вв.) / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2012. – № 3. – С. 78-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021

На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...