Индивидуальный план повышения профессионального уровня
методическая разработка

Тема: Коррекция психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста методом арт-терапии

 

Цель: изучить особенности применения арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr_2019.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №24» НМР РТ

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

педагога-психолога

Федотовой Ольги Александровны

на межаттестационный период 2019-2023гг.

Тема самообразования:

«Коррекция психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста методом арт-терапии»

2019г.

Тема: Коррекция психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста методом арт-терапии

Цель: изучить особенности применения арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста.

 Задачи:

- подобрать и систематизировать материал по использованию арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста,

-создать необходимые условия для арт-терапевтической деятельности в условиях ДОУ,

-составить комплексы игр и упражнений для игровой, песочной, сказко-, изо-  и мандалотерапии с детьми,

-включать в занятия элементы музыкальной, изобразительной терапии, коллажа и аппликации, образа и пластики настроения,

-разработать консультации в папки-передвижки  для родителей и педагогов,

-оформление информационного стенда для родителей и педагогов,

-привлечь родителей и педагогов к овладению доступными техниками арт-терапии.

- создать персональный сайт и регулярно его пополнять.

Актуальность темы самообразования:

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшение психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. Эмоциональное развитие ребенка является первоосновой всего его психического здоровья. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Эмоциональное развитие ребенка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды. 

Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством.  Таким образом, исходя из актуальности обозначенной проблемы, была выбрана тема самообразования: «Коррекция психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста методом арт-терапии».

Форма самообразования: индивидуальная

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.

Представление материала: транслирование педагогического опыта на региональном и городском уровнях, выступления из опыта работы на педагогических советах, часах, мастер-классы.

Ожидаемые результаты:

- создание образовательной среды, формирующей эмоционально стабильную, психически здоровую, социально-адаптированную личность;

-снижение уровня тревожности, страхов, агрессивности и эмоционального напряжения у детей;

-положительная динамика показателей эмоционального благополучия у воспитанников;

-формирование у всех участников педагогического процесса умения познавать и выражать себя методами искусства.

План работы по самообразованию 2019 – 2023 гг.

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Результат

Определение темы самообразования, планирование системы работы

1

Разработка программы по самообразованию

2018г.,

ноябрь-декабрь

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования

2.

Изучение методической литературы:

 1. "Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001.

 2. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002.

 3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. (+ цветные вклейки).

 4. Киселева М.В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.

 5. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. «Речь» Санкт-Петербург 2007

 6. Копытин А.И., Корт Б. "Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия". СПб.: Речь, 2007. 

7. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002. 
8. Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003. 

9.  Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.

10. Погосова Н.М. "Погружение в

сказку. Сказотерапевтические

программы". СПб.: Речь, 2007. 
11. "Практикум по арт-терапии" Ред. А.И.Копытин. СПб., 2001. 

12.  Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой психического развития". СПб.: Речь, 2007.

13. «Исцеляющее искусство», международный журнал арт-терапии ; г. Санкт-Петербург, 2016, 2017, 2018 г.

14. Мардер Р.Д. «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми

дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Генезис, 2007.

15.Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология.

СПб.: Речь, 2004.

16. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2006.

Весь

аттестационный период

Овладение методом арт-терапии.

Выделение  арт-терапевтических приемов для работы с детьми.

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

1

Разработка программы занятий с использованием изотерапии с детьми дошкольного возраста

2019г.

Публикация программы занятий.

Презентация программы занятий.

Участие в конкурсах и мастер-классах

2

Разработка программы занятий с использованием песочной терапии с детьми дошкольного возраста

2020г.

3

Разработка программы занятий с использованием мандалотерапии с детьми дошкольного возраста

2021г.

4

Разработка программы занятий с использованием сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

2022

5.

Разработка дидактических пособий к занятиям

Весь

аттестационный период

Презентация на педагогическом совете

6.

Подготовка и оформление консультаций для педагогов и воспитателей

Весь

аттестационный период

Выступление на родительском собрании и педагогическом совете.

Оформление папок-передвижек

Участие в методической деятельности, распространение опыта работы

1.

Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ

Весь

аттестационный период

Распространение опыта работы ГМО

2.

Участие в мероприятиях регионального и муниципального уровня

Весь

аттестационный период

Распространение опыта работы ГМО

4

Публикация в СМИ

Весь

аттестационный период

Распространение опыта работы на ГМО

Повышение профессиональной компетентности

1

Участие в работе ГМО педагогов-психологов

Весь

аттестационный период

Обмен опытом работы

Приобретение новых знаний

2

Участие в конкурсах профессионального мастерства на региональном, муниципальном уровнях

Повышение профессиональной компетентности

3

Прохождение курсов ПК

2022г.

Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.

Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...