Проект на тему "Потешки- ладушки"
проект (младшая группа)

Делявская Марина Николаевна

План- конспект проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki-ladushki.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МАДОУ Детский сад «Родничок»      

                             

                                           Проект на тему «Потешки- ладушки»

                                                     в первой младшей группе

                                                                                                     Провела воспитатель:

                                                                                                                         М.Н.Делявская

                                                               

                                                                           2015г.

Цель проекта:

Формирование выразительности речи у детей младшего возраста через русский   фольклор.

Задачи:

- Повышение интереса детей младшей группы к русскому народному творчеству.

- Обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в НОД, но и в других режимных моментах.

- Использование малых форм фольклора в повседневной жизни малышей.

- Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».

- Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых потешек.

- Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

- Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

Актуальность:                                                                                                                                                                                          Дети стали плохо говорить. А ведь за речью важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи я решила использовать русский народный фольклор, который затрагивает интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, это – детский фольклор.

Слово «фольклор» переводится как - «народная мудрость».

Ранний период жизни ребенка зависит от взрослых, воспитывающих   малыша.

Детский фольклор дает нам возможность приобщить детей к народной поэзии на ранних этапах жизни.                                                               

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука,
в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность.

Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Ожидаемые результаты:                                                                                                                                                        Обогащение словарного запаса детей. Воспроизводить содержание русских народных сказок с помощью вопросов воспитателя. Читать наизусть небольшие потешки. Повышение интереса малышей к русскому народному творчеству. Использование малых форм фольклора в повседневной жизни малышей.

Вид проекта: долгосрочный (15 января – 30 июня) познавательный, творческий, игровой, по количеству участников групповой.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители детей.
Этапы проекта:

Подготовительный.

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор потешек и русских народных сказок.

Совместная деятельность с детьми, с родителями.

Оформление альбома «Потешки для малышей»; настольного театра по русским народным сказкам.

                                                                                                                                                                                                    Методы и приемы, используемые при реализации проекта:

1. Обыгрывание сюжета потешки. В ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям.                                Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

2. Словесные игры.

3. Подвижные и хороводные игры.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.

Предполагаемый результат проекта:

Этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

1. Родным языком;

2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);

3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Результатом проекта являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

Дети во время игры осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций, полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

4. Благодаря данному проекту, диагностика уровня речевого развития показала хорошие результаты у детей нашей группы.

Реализация проекта:
На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

Работа с родителями:

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:

- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Поучите с детьми»);

- Информационно-аналитическая- оформление папки-передвижки;

- Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка).

Совместная деятельность

Январь

Учить слушать сказку, побуждать к договариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Побуждать к сочувствию пожилым людям.

- Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».

- Настольный театр «Курочка Ряба».

- Сюжетная игра «Вышла курочка гулять».

- Разучивание потешки «Петушок, петушок – золотой гребешок».

- Дидактические игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята».

- Рисование «Идет дождь» (пальчиками, «Петушок» (ладошкой).

Февраль

Учить детей внимательно слушать сказку, сопровождаемую показом фигурок настольного театра. Вызвать желание послушать сказку еще раз. Активизировать в речи детей употребление глаголов. Учить отчетливо произносить звук «А». Продолжать формировать основы правильного поведения (послушание, вежливое обращение, доброжелательное отношение, осторожность с незнакомыми людьми, культуру поведения в коллективе). Учить заботиться друг о друге.

- Рассказывание русской народной сказки «Репка»; «Кот, петух и лиса».

- Заучивание потешки «Как у нашего кота», «Идет лисичка по мосту…», «Лиса по лесу ходила…».

- Народная игра «Ходит Васька серенький».

- Забавы: «Ладушки – ладушки», «Сорока – ворона».

- Чтение потешки: «Кисонька-мурысонька», «Обновки», «Киска, киска брысь!».

- Дидактические игры: «Найди пару».

- Развивающее лото «Животные и птицы».

Март

Вызвать у детей желание слушать сказку. Побуждать принимать участие в рассказывании, договаривании отдельных слов и фраз. Развивать слуховое внимание и воспитывать интонационную выразительность речи. Активизировать в речи детей слова: коза, козлята, козлятки, волк, избушка. Содействовать расширению ролевого диалога в играх.

- Рассказывание сказки «Козлятки и волк», «Заюшкина избушка».

- Разучивание потешек «Водичка-водичка», «Ай, лады, лады не боимся мы воды», «Из колодца принесла курица водицы…»

- Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

- Забава «Еду, еду к бабе, к деду». 

- Дидактические игры: «Чей домик», «Кто в домике живет?».

- Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок»,

- Прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю- бай», «Оладушки», «Как у нашего кота».

Апрель

Помочь детям понять содержание сказки «Колобок», побуждать подговаривать слова в песенке колобка; вызвать желание послушать сказку еще раз.

Формировать основы правильного поведения (послушание, вежливое обращение, доброжелательное отношение).

Расширять кругозор, закреплять знания о животном мире.

- Рассказывание сказок: «Колобок», «Три медведя».

- Настольный театр: «Колобок», «Три медведя».

- Загадывание загадок «Кто как кричит?» (стр.83 «Нам весело» М.Н. Орлова).

-Развивающее лото «Чудесный мешочек».

- Лепка «Испечем оладушки».

- Подвижные игры: «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».

Май

Учить гуманно относиться к животным, проявлять сочувствие. Побуждать к оказанию помощи животным. Объяснять детям, что нужно дружить. Учить выразительно рассказывать заклички о солнышке; развивать активную речь.

- Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

- Заучивание потешек «Солнышко- ведрышко», «Весна, весна красная…».

- Подвижная игра «Кот и мыши», «Мишка косолапый по лесу идет», «У медведя во бору».

- Игра-драматизация «Теремок».

- Дидактические игры: «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах».

Июнь

Учить говорить громко, четко отвечать на вопросы воспитателя. Расширять и активизировать словарный запас.

Формировать представления о гостеприимстве. Продолжать сочувствовать окружающим.

- Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

- Рассматривание иллюстраций к сказке «Маша и медведь» разных художников.

- Подвижная игра «У медведя во бору»

- Разучивание потешки «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», «Еду, еду - к бабе, к деду».

- Итоговое занятие «Сказки водят хоровод».

Приложение №1

ГОТОВИМСЯ КО СНУ

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки - на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят-поспят, всему миру спать велят.

***

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

***

Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разум мок!

***

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

***

Потягушечки, потягушечки

Поперек толстушечки,

А в ручки хватушечки,

А в ножки ходушечки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже.

Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставенку.

«Здравствуй,

солнышко-колоколнышко!»

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

***

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

- Посмотрите, крошки,

- На свои ладошки.

- Ах, какие ладошки!

- Чистые ладошки!

***

        ПОТЕШКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

***

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Наша Танечка идет!

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ

НА ПРОГУЛКУ

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

***

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

***

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней растут

Пироги да каша!

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя деточки,

ждут малолеточки!

***

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

***

Бабочка - коробочка,

Ветер или дождь!

Полетишь - так ветер,

Упадешь - так дождь!

***

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

***

Мотылек-ветилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеек.

***

Уж ты, бор-борок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

***

                                                               Вместе с солнышком встаем,

Небу мы улыбку шлем,

Всей Земле — большой привет!

Ведь ее прекрасней нет!

                                                                      ***

Здравствуй, ветер озорной,

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам.

***

Ты всех любишь, ты всех греешь,

Всех ласкаешь и жалеешь,

Наше Солнышко, наш свет,

Все тебе мы шлем привет!

***

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Красные и голубые,

Все красивые такие!

***

Всем зверушкам, птичкам, рыбкам

И жучкам мы шлем улыбки.

Всех, друзья, вас очень любим.

Обижать мы вас не будем!

ПОТЕШКИ НА ПРОГУЛКЕ

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку - на донышко!

Ждут меня котята, Малые ребята!

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

***

Курочка-тараторочка,

По двору ходит,

Цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

***

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

***

Привяжу я козлика

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая березка,

Стой, не качайся.

***

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, р...

Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста. Тема: «Ладушки, ладушки»

Формирование умения проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками....

"Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Лысова Елена Николаевна - во...

Проект "Ладушки-ладушки" для детей раннего возраста

Проект создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с боль...

"Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Скляренко Вера В...

Педагогический проект по сенсорике: "Ладушки - ладошки" (долгосрочный с сентября по май)

Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, ра...