Семинар по трудовому воспитанию в ДОУ
статья

Фролова Евгения Владимировна

Семинар по трудовому воспитанию в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_trudovomu_vospitaniyu_v_dou.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар по трудовому воспитанию в ДОУ

Подготовила: Григорьева Е.В.

Для начала предлагаем разделиться на 3 группы по возрастам:

-младший возраст

-средний возраст

-старший

1)         Сегодня мы проведем семинар-практикум, посвященный теме «Трудовое воспитание в ДОУ».

«Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

     развитие трудовой деятельности;

     воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

     формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.»

Начнем со слов Антона Семеновича Макаренко  «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».

            Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии»

Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

-воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному влпросу: такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.

            2) А сейчас мы вас попросим вспомнить пословицы и поговорки про труд:

Глазам страшно, а руки сделают.Семь дел в одни руки не берут. За всякое дело берись умело.Муравей не велик, а горы копает.Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах. за много дел не берись, а в одном отличись. Не говори, что делал, а говори, что сделал.Одна пчела мало меда нанесет.Ест за вола, а работает за комара.Не все те повора, у кого ножи длинные.Не учи безделью, а учи рукоделью.Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет.Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь.Уменье и труд все перетрут.Землю красит солнце, а человека труд.На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.Без труда нет плода.Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.

3) Следующее задание –назовите виды трудовой деятельности в ДОУ по младшему, среднему и старшему возрасту.

4)   Физминутка под музыку.

5) Прослушайте проблемные ситуации и предложите свой вариант решения:

1. Девочка в садике самостоятельно умеет одеваться и раздеваться, но когда ее забирают родители, она говорит, что она не умеет и маме приходится делать это самой.

2. Утром в садике воспитатель спрашивает детей, кто бы хотел быть дежурным, один мальчик поднял руку, больше никто не поднял.

3. Мама Наташи (6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха! Я отправляю ее гулять, без нее я быстрее управляюсь по хозяйству».

 Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?

Решение. Мама Наташи не права. При таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы.

 Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

6)      Деловая игра «Из чего складывается трудолюбие».

Что же такое трудолюбие? Из чего оно складывается?

Педагогам предлагаем всем вместе разобраться в этом, примерив на себя роль строителей, и построить дом под названием “Трудолюбие”.

Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста

- учет возрастных особенностей;

- помощь и поддержка в процессе трудовой деятельности;

- личный пример трудолюбия взрослого;

- создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;

- уважение личности ребенка;

- систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;

- требование от ребенка качества труда;

- единство действий воспитателей и родителей;

- включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;

- обеспечение нравственно ценной мотивации деятельности в процессе игр, детской деятельности и различных видах труда;

- использование этнических традиций воспитания трудолюбия;

- осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;

- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования трудолюбия;

- повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;

- воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;

- стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;

- общественное признание, одобрение взрослых;

- обеспечение условий для физического воспитания;

- возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;

- воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;

- добиваться того, чтобы работа была все – таки выполнена;

- давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;

- рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;

- предварительное планирование труда.

Виды детского труда

Самообслуживание

-умывание;

- раздевание;

- одевание;

- уборка постели;

- подготовка рабочего места;

- забота о чистоте тела;

- забота о порядке в костюме;

- готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;

- соблюдение гигиенических правил;

Хозяйственно – бытовой труд

-поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;

- помогать взрослым при организации режимных процессов;

- замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;

- устранять непорядок по собственной инициативе;

- отвечать за порядок на полке;

содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;

- мыть некоторые игрушки;

- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);

- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.;

- накрывать на стол, убирать посуду после еды;

-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;

- помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;

-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;

-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);

- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям;

Труд в природе

-уход за растениями и животными;

- выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;

Ручной труд

-изготовление предметов из различных материалов;

-изготовление игрушек;

Формы труда:

-поручение;

-дежурство;

-коллективный труд.

7) А в помощь вам мы хотим подарить памятки «Алгоритм навыков самообслуживания и ознакомления с хозяйственно- бытовым трудом» по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по трудовому воспитанию в ДОУ

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Трудовое воспитание в ДОУ» Подготовили: Нечаева Н. М., Белуха Т. Г. Для начала предлагаем разделиться на 3 группы по возрастам:-младший возраст-средний возраст-старший1) ...

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...

Семинар по трудовому воспитанию.

Трудовое воспитание дошкольников....