Семинар по трудовому воспитанию.
статья

Брусова Елена Владимировна

Трудовое воспитание дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание и образование в детском саду: традиции и инновации.

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды. Вольтер.

Труд облагораживает человека. Виссарион Белинский.

Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим. В.А Сухомлинский

Чрезвычайно важно, чтобы дети с детства учились работать. И. Кант, немецкий философ

        Трудовое воспитание — это совместная деятельность учителя и учеников, которая развивает полезные навыки, подготавливает к будущей профессии и прививает уважение к труду. На законодательном уровне трудовое воспитание закрепила советская власть. В «Положении о единой школе» труд признавался одним из главных факторов обучения и всестороннего развития ребенка. 

        Новый законопроект пытается вернуть в образовательные учреждения традиции трудового воспитания. Сейчас в законе «Об образовании»1 понятие «труд» встречается всего два раза. Инициатива депутатов направлена на то, чтобы четко сформулировать, что такое трудовое воспитание для учащихся, а также сформировать у детей трудолюбие, привить уважение и ответственное отношение к труду. Долгие годы трудовое воспитание было встроено в школьную программу. Многие помнят уроки труда, дежурства и субботники, участие в которых было обязательным для всех школьников. 

        Задачи трудового воспитания

        Перед трудовым воспитанием стоит задача обучить детей простым навыкам и самостоятельности, сформировать основы физического и умственного труда. Когда ребенок будет вместе со взрослыми заниматься какой-либо работой, у него появится интерес к труду, и он научится ценить его результаты. Ученики захотят применять полученные знания на практике, будут стремиться к самореализации и активной деятельности. 

        К задачам трудового воспитания также относятся формирование у детей деловых качеств, ответственности, целеустремленности. Кроме того, совместная работа научит дошкольников трудиться в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.

        Организация трудового воспитания:

        Трудовое воспитание в образовательных учреждениях реализуется в разных формах организации. Чаще всего педагоги используют в своей работе поручения, дежурства и общий, совместный, коллективный труд. 

        Поручения — это обращение взрослого к ребенку с просьбой выполнить какое-нибудь действие. Например, когда учитель просит стереть с доски или воспитатель просит помочь полить цветы. 

        Поручения могут давать одному ребенку или нескольким детям, они могут быть единичными или повторяться регулярно. Бывает, что педагог закрепляет определенную работу за конкретным ребенком. Особенно если знает, что поручение ученику нравится и хорошо получается его исполнять. Это поднимает ребенку самооценку и укрепляет уверенность в себе. 

        Обратная ситуация: когда воспитатель просит исполнить непривычное поручение. Ребенку это дается сложнее, зато он приучается к разным видам труда, становится более исполнительным и старательным. 

        Дежурства — это труд одного или нескольких детей на пользу группы. Всем известны дежурства по классу, когда дети по очереди поддерживают порядок и чистоту в помещении. Эта форма организации трудового воспитания направлена на общественную и практическую пользу. Дети, которые дежурят, становятся более ответственными, заботятся об окружающих людях и природе. 

        Общий, совместный и коллективный труд - еще одна форма организации общественного полезной работ.  Это три разные виды деятельности. В общем труде у детей есть общая цель, но каждый ребенок ответственен только за свою часть работы. В совместном труде результат зависит от взаимодействия детей. Если кто-то не успевает, отставать будет вся группа. 

        Наконец, в коллективном труде дети тоже работают для общей цели, но больше договариваются друг с другом: разделяют обязанности, помогают отстающим. Так между ребятами улучшаются деловые и личные отношения. 

        Средства трудового воспитания.

        Одно из основных средств трудового воспитания — это собственный труд детей. Если ребенок будет только наблюдать за работой взрослых, успеха это не принесет. Непосредственное участие в какой-либо деятельности даст детям больше знаний и поможет привить привычку трудиться. 

        Еще одно средство — это обучение трудовым навыкам и организации труда. Так дети получают конкретные умения, которые можно применять на практике. Чтобы расширить представления ребенка о трудовой деятельности, его знакомят с работой взрослых. Это может быть рассказ о том, как производят какой-то продукт, экскурсия на производство или знакомство с представителем какой-либо профессии. С одной стороны, это помогает детям больше узнать о работе взрослых и уважать чужой труд. С другой — такое обучение закладывает основу для будущей профориентации учащихся. 

        Наконец, существуют художественные средства трудового воспитания — музыка, литература, изобразительное искусство. С помощью книг, песен и картин у ребенка формируется образное представление о разных видах деятельности, а также воспитываются высокие нравственные качества. 

        Трудовое воспитание дошкольников

        Формирование правильного отношения к труду — процесс небыстрый. Уже в детском саду можно использовать трудовое воспитание, чтобы ребенок постепенно осваивал различные навыки, приучался к труду и понимал его значимость. 

        В дошкольных учреждениях используют несколько основных методов трудового воспитания. Они основаны на детском интересе к труду и стремлении подражать взрослым:

  • Обучение самостоятельности. Метод помогает детям быстрее адаптироваться к детскому саду. Ребенок учится простейшим навыкам самообслуживания и бытовым занятиям: например, самостоятельно одеваться, раскладывать одежду и игрушки по местам, убирать со стола.Такие занятия поднимают детскую самооценку. Дошкольники чувствуют свою значимость и независимость, могут трудиться «как взрослые» и помогать им. 
  • Взаимодействие с семьей. Трудовое воспитание дошкольников должно подкрепляться работой в семье. Если в детском саду ребенка приучают к труду, а дома делают все за него, малыш вряд ли чему-то научится. Трудовое воспитание в семье не требует специальных навыков. Можно привлекать ребенка к простым домашним делам: например, попросить вытереть стол или застелить постель. 
  • Творчество. В детском саду ребенок делает свои первые поделки. Он учится бережно относиться к материалам, обращаться с разными предметами и ценить результат своей работы. На первых порах ребенку помогают взрослые. Это учит малыша взаимодействовать во время работы с другими людьми, повторять за ними и чувствовать свою причастность к общему дел

        Элементарная трудовая деятельность в раннем возрасте организуется в форме самообслуживания, выполнения детьми простых трудовых действий (ребенок убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое). В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми видами труда: самообслуживанием, хозяйственно-бытовым, в природе, ручным.

Задачи сфере трудового воспитания 3-4 г.: 

  • развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и пр.) и трудовые навыки;
  • воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;
  • приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.

В сфере трудового воспитания педагог формирует первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми, например, демонстрирует процессы изготовления атрибутов для игр. В процессе взаимодействия с детьми выделяет особенности строения предметов и знакомит с назначением их частей (например, ручка на входной двери нужна для того, чтобы удобнее было открыть дверь и пр.). Знакомит детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребенку (картон, бумага, дерево, ткань), создает игровые ситуации, вызывающие необходимость в создании предметов из разных материалов, использует дидактические игры с предметами и картинками на группировку по схожим признакам, моделирует ситуации для активизации желания детей включиться в выполнение простейших действий бытового труда.

Педагог формирует первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в группе ДОО, поощряет желание детей соблюдать порядок при раздевании на дневной сон (аккуратное складывание одежды), уборке рабочего места после продуктивных видов деятельности (лепки, рисования, аппликации) и т.п. Использует приемы одобрения и поощрения ребенка при правильном выполнении элементарных трудовых действий (убирает за собой посуду нараздаточный стол, убирает рабочее место после занятий, собирает игрушки, помогает раздать наглядный материал на занятие и т.п.).

Педагог поддерживает стремления ребенка самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания: одевание на прогулку, умывание после сна или перед приемом пищи, элементарный уход за собой (расчесывание волос, поддержание опрятности одежды, пользование носовым платком и т.п.). Педагог создает условия для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания, упражнения, личного примера, поощрения и одобрения при самостоятельном и правильном выполнении действий по самообслуживанию. Педагог организует специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей с целью повышения качества выполнения действий по самообслуживанию.

Коротко: представление о предметах, орудиях труда и их назначении, свойствах; о содержании хозяйственно-бытового труда взрослых, трудовых действиях.

Задачи сфере трудового воспитания 4-5 г.: 

  • формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
  • воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
  • развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье.

Педагог знакомит детей с содержанием и структурой процессов хозяйственнобытового труда взрослых, обогащает их представления, организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых, работающих в ДОО (как музыкальный руководитель готовится к занятиям с детьми, как электрик меняет электрические лампочки в групповой комнате, повар делает салат на обед). Беседует с детьми, обращает внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызывает у детей добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОО.

Педагог поддерживает инициативу детей узнать и рассказать о трудовой деятельности взрослых, поощряет коммуникативную активность ребенка, связанную с желанием рассказать о профессии мамы или папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда.

Педагог расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов (металл, стекло, бумага, картон, кожа и т. п.), знакомит детей с ключевыми характеристиками материалов, организуя экспериментирование способствует обогащению представлений детей об отличительных признаках материалов для создания продуктов труда (прочный/ломкий материал, промокаемый/водоотталкивающий материал, мягкий/твердый материал и т.д.)

Педагог рассказывает детям о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома: стиральная и посудомоечная машины, пылесос, мультиварка, миксер, мясорубка; беседует с детьми о назначении бытовой техники, формирует представление о ее назначении для ускорения и облегчения процессов бытового труда.

Педагог создает условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания в режимных моментах группы, поощряет желание детей проявлять самостоятельность и инициативность, используя приемы поощрения и одобрения правильных действий детей, результатов процесса самообслуживания. Одобряет действия детей, направленные на оказание взаимопомощи (помочь доделать поделку, помочь одеться, помочь убрать со стола и т. п.). 33 ФОП ДО - 03

В процессе самообслуживания обращает внимание детей на необходимость бережного отношения к вещам: аккуратное складывание одежды, возвращение игрушек на место после игры и т.п. В процессе самообслуживания педагог напоминает детям о важности соблюдения очередности действий в трудовом процессе для достижения качественного результата, демонстрирует детям приемы самоконтроля для оценки результата, поощряет действия детей, направленные на применение способов самоконтроля в процессе выполнения действий.

Коротко: ознакомление с содержанием, структурой процессов хозяйственно-бытового труда взрослых, трудовых действиях, материалах для создания продуктов труда и бережном отношении к ним; результатах труда, профессиях родителей.

Задачи сфере трудового воспитания 5-6 лет: 

  • формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда; развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
  • знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.

Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит детей дошкольного возраста с разными видами производительного (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля) труда. Создает образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между профессиями, обращает внимание детей на содержание 37 ФОП ДО - 03 каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса (мотив, цель, инструменты и оборудование, содержание действий, выбор трудовых действий в соответствии с целью, результат): Продавец продает товар покупателю, рабочий на фабрике изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам, грузчик разгружает товар.

 Педагог формирует представление детей о современной технике, в том числе цифровой, ее разнообразии, создает образовательные ситуации для знакомства детей с конкретными техническими приборами, показывает, как техника способствует ускорению получения результата труда и облегчению труда взрослых. Педагог создает условия для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения информации о товаре, формирует представление о финансовой грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг, формирует уважение к труду родителей.

Педагог продолжает поощрять инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания в группе (убрать постель после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к решению поставленных задач родителей с целью создания дома условий для развития умений реализовывать элементы хозяйственно-бытового труда: вымыть тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать, погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и т. п.

Педагог создает условия для коллективного выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого трудового результата.

Коротко: представление о труде взрослых, профессиях, трудовых действиях в сфере производительного и обслуживающего труда, назначении денег.

Задачи сфере трудового воспитания 6-7 лет: 

  • развивать ценностное отношение к труду взрослых;
  • формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
  • формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов;
  • развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

        Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с многообразием профессий 42 ФОП ДО - 03 современного человека.

        Организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности. Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги – товар (продажа – покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг.

        В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу. Поощряет инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания в группе (убрать постель после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к решению поставленных задач родителей с целью создания дома условий для развития умений реализовывать элементы хозяйственно-бытового труда: вымыть тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать, погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и т. п.

        Поддерживает коллективное выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого трудового результата, знакомит детей с правилами использования инструментов труда – ножниц, иголки и т. п.

        Коротко: представление о труде взрослых, современных профессиях; о производстве некоторых товаров и их разумном потреблении, созданных людьми культурных и материальных ценностях.

Организация трудовой деятельности детей.

        Своеобразие трудовой деятельности детей определяет особенности ее организации в ДОО. Ребенок не создает в своем труде общественно значимые материальные ценности. Значение детской трудовой деятельности в ее развивающем воздействии на личность ребенка. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании своих возможностей, позволяет ощутить себя "взрослым". В процессе трудовой деятельности у детей формируется потребность быть аккуратным, содержать одежду в чистоте, поддерживать порядок в игровом уголке и групповой комнате, ухаживать за растениями, делать поделки для игры, украшения группы, помогать взрослым, эстетически привлекательно организовать свой быт (красиво расставить столовые приборы, игрушки, аккуратно застелить кровати) и другое.

        Трудовая деятельность связана с другими видами детской деятельности (познавательной, предметной деятельностью, общением). Особенно следует отметить близость детского труда к игре. Трудовая деятельность возникает и развивается в процессе игровой деятельности: дети отражают труд людей (готовят обед, стирают одежду, "ремонтируют машину" и другое), готовят атрибуты, необходимые для изображения взятых на себя ролей (бумажные кораблики, матросские шапочки, знаки дорожного движения, флажки и другое). Постепенно трудовая деятельность обособляется от игры и становится самостоятельной к концу дошкольного детства. Дети помогают поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтируют игрушки и книги и другое.

        В трудовой деятельности особое значение имеет игровая мотивация. Например, чтобы играть в больницу - подготовить рецепты (нарезать из бумаги), для игры в моряков - нарисовать на листе бумаги синие полосы для использований их в качестве элементов тельняшек, для игры в космонавтов - подготовить баллоны с воздухом (надуть воздушные шарики) и другое. Только в старшем дошкольном возрасте к игровому мотиву добавляется осознанное желание получить одобрение, положительную оценку своих действий взрослыми, стремление помочь другим людям, доставить радость родным и друзьям (подготовить открытку для мамы, сестренки, бабушки; отремонтировать разорванную книгу и другое).

        Включение ребенка в трудовую деятельность представляет собой сложный процесс, требующий особой роли взрослого: взаимодействие педагога с детьми в трудовой деятельности, наблюдение за трудовой деятельностью детей, изучение детских возможностей и перспектив развития детской трудовой деятельности, организацию дежурств, поручений, коллективной трудовой деятельности детей.

        Педагогу при организации трудовой деятельности можно рекомендовать наблюдение за инициативой детей по осуществлению трудовых действий, проведение бесед и игровых проблемных ситуаций с детьми, направленных на выявление их интересов, предпочтений в разных видах детской деятельности, требующих умений в элементарной трудовой деятельности. При этом основная задача педагога при организации самостоятельной трудовой деятельности детей - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами и событиями с включением каждого ребенка в содержательную деятельность, в соответствии с его интересами и активностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по трудовому воспитанию в ДОУ

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Трудовое воспитание в ДОУ» Подготовили: Нечаева Н. М., Белуха Т. Г. Для начала предлагаем разделиться на 3 группы по возрастам:-младший возраст-средний возраст-старший1) ...

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...

Семинар по трудовому воспитанию в ДОУ

Семинар по трудовому воспитанию в ДОУ...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...