Занятие 1. "Знакомимся с собой"
методическая разработка

Федораева Ольга Ивановна

Тренинговая программа "Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов", состоящая из 5 занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx39.3 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 38»

Тренинговая программа

«Профилактика и преодоление синдрома профессионального  выгорания педагогов»

Занятие 1. Знакомимся с собой.

Подготовила

педагог-психолог

Федораева О.И.

Цель: создание благоприятных условий для работы, знакомство с результатами диагностики,  осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Предварительная работа: проведен опрос  педагогов по  методике К.Маслач, С.Джексон «Опросник на определение уровня психического выгорания» (адаптирован Н.Е.Водопьяновой) (см. приложение 1).

Ход работы:

- Здравствуйте, дорогие педагоги, я рада сегодня вас видеть на нашей встрече. Мы начинаем курс, который будет состоять из 8 занятий. Встречаться будем один раз в месяц.

На нашем курсе вы сможете:

  • ознакомиться с теоретической информацией по теме «Профилактика и преодоление синдрома профессионального  выгорания педагогов», получить раздаточный материал по данной теме;
  • пройти индивидуальную диагностику, ознакомиться с общими результатами в нашей группе;
  • узнать о себе много интересного, увидеть свои внутренние ресурсы, попробовать себя в новых ролях;
  • пообщаться с коллегами в непринужденной обстановке, избавиться от некоторых внутренних зажимов и просто немного отдохнуть.

1. Знакомство с правилами работы в группе.

2. Упражнение-разогрев, нейропсихологическая игра «Попробуй Повтори!»

3. Теоретическая часть.

- В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание».

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

- в области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

- возникают Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

- в области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Этому подвержены чаще всего люди от 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.

У людей заметно снижается:

• энтузиазм в работе;

• пропадает блеск в глазах;

• нарастает негативизм и усталость.

Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека.

4. Диагностическая часть. Каждому участнику возвращается его анкета. Предоставляются обобщенные результаты теста в виде гистограмм.

Теоретическая часть

Древние мудрецы говорили, что, «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не «рвать» понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т.д. Никто из нас не знает себя полностью, мнение посторонних и гороскопы тоже не всегда объективны. Кроме того, у нас нет оснований думать, что мы рационально используем знания о себе.

Изучать себя с ленцой, без напряжения мысли, оставляя размышления о собственной персоне на потом, можно всю жизнь.

Изучать самого себя нужно добросовестно, скрупулезно, применяя интуицию как в этом процессе непосредственно, так и при использовании знаний о себе в жизни.

Проведите эксперимент: напишите все, что знаете о себе, в дневнике или просто на листе бумаги и возвращайтесь к написанному в конце каждого месяца. Обратите внимание на интересный факт: знания о себе меняются в зависимости от настроения, становятся глубже с приобретением жизненного опыта, забываются, если их не фиксировать и не корректировать.

Упражнение «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», а  четвертый заявляет: «А я с…(называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопиться сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.

Упражнение «Ниши наслаждения»

Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие навыков оптимистического мировосприятия.

Инструкция. Участникам раздаются листы бумаги или карточки по числу участников, на которых написано: «Мои пространственные ниши наслаждения», «Мои духовные ниши наслаждения».

Участникам предлагается обдумать и найти места, где они чувствуют себя совершенно комфортно, одно пребывание в которых доставляет удовольствие. Далее все записывают название этих мест на карточке и обдумывают, как расскажут о них группе.

«Теперь вспомните занятия, которые доставляют вам удовольствие, и также запишите их на карточке. Иногда одно связано с другим, иногда — нет. Подумайте, как вы расскажите  о занятиях группе».

Примеры пространственных ниш наслаждения: дача, горы, берег моря, рабочий кабинет, салон автомобиля, постель, бассейн, рынок, концертный зал, ванная комната, солярий, тренажерный зал, яхта и др.

Примеры  духовных ниш наслаждения: чтение, классическая музыка, праздничное застолье, секс, болтовня с подружками, лекция, послеобеденный сон, подводное плавание, компьютерные игры.

Обсуждение:

  • Достаточно ли имеющихся ниш, или имеет смысл искать или создавать новые?
  • Какие ниши наслаждения надежнее — пространственные или духовные?

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 2).

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Упражнение «Выбор»

 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 Комментарий ведущего

 Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

 

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

 Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

 

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Упражнение с метафорическими картами «Я и все-все-все».

«Нарисуй!».

Цель: развитие креативности, гибкости мышления, создание хорошего настроения, умение работать в группе.

Материалы: лист бумаги большой (ватман или чертежная бумага формата А3, цветные карандаши, фломастеры).

Все участники делятся на мини группы, один участник из группы наугад вытягивает одну карту из комплекта, карту кладут в центр большого листа и вся команда рисует вокруг этой карты, изображая то, что подскажет фантазия.

Притча «Пустая банка» (показ)

Ведущий ставит пустую банку на стол.

- У всех у нас есть только одна жизнь. Мы лишь мимолетные тени в этой огромной Вселенной. У нас есть способность достигнуть всего, что мы хотим, абсолютно всего,  если мы будем мудро распоряжаться нашим временем.

 Ведущий наполняет  банку теннисными шариками.

- Эта банка наполнена?

- Да.

Высыпает туда же маленькие камешки.

- А сейчас?

- Да.

Высыпает в банку песок.

- А сейчас банка наполнена?

- Да.

Ставит две бутылки пива на стол.

- Эта банка представляет вашу жизнь. Теннисные мячики – это то, что действительно важно – это ваша жизнь, друзья, здоровье. Камешки, это другие важные вещи - ваш автомобиль, работа, дом. Песок – это всякие мелочи.  Если вы первыми в банку насыплете песок и камешки, то в ней не останется места для теннисных мячиков. Так и в жизни, если вы потратите все время и энергию на мелочи, то у вас не останется времени на  самое главное.   Обращайте внимание на то, что делает вас счастливыми. Позаботьтесь сначала о теннисных мячиках, о действительно важных вещах. Расставьте приоритеты, ведь все остальное лишь песок.

- А что значит пиво?

- Не важно, насколько полной может казаться твоя жизнь, в ней всегда найдется время на пару выпитых с другом бутылок пива.

Рефлексия. Обратная связь.

Список литературы.

  1. Справочник педагога-психолога № 1, 2013 год. Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов. Вилкова Н.Н., Лесовая Е.В., Тарасова Е.В., Труфанова А.В., стр.53.
  2. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост. Е.В.Шитова.- Волгоград: Учитель, 2004, стр. 122-130.
  3. Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития. – Ростов н/Д: Феникс, стр.38, упражнение «Ниши наслаждения».
  4. Нейропсихологическая игра «Попробуй Повтори!»
  5. К.Крюгер. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все».
  6. https://www.youtube.com/watch?v=AsjJH_0cJ6Q

Приложение 1

Опросник на выгорание (MBI)
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

 Источник: Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362/

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Текст опросника

 

Никогда

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным

 

 

 

 

 

 

2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»

 

 

 

 

 

 

3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу

 

 

 

 

 

 

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела

 

 

 

 

 

 

5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним

 

 

 

 

 

 

6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться

 

 

 

 

 

 

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами

 

 

 

 

 

 

8.Я чувствую угнетенность и апатию

 

 

 

 

 

 

9. Я уверена, что моя работа нужна людям

 

 

 

 

 

 

10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю

 

 

 

 

 

 

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня

 

 

 

 

 

 

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

 

 

 

 

 

 

13.Моя работа все больше меня разочаровывает

 

 

 

 

 

 

14. Мне кажется, что я слишком много работаю

 

 

 

 

 

 

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам

 

 

 

 

 

 

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

 

 

 

 

 

 

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

 

 

 

 

 

 

18. Во время работы я чувствую приятное оживление

 

 

 

 

 

 

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

 

 

 

 

 

 

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе

 

 

 

 

 

 

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам

 

 

 

 

 

 

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов

Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:

0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

Ключ:

«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Выводы

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».

Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

Приложение 2

Карточки с неоконченными предложениями

к упражнению «Откровенно говоря»

  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…

  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…

  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь..

  • Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…

  • Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…

  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

  • Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят родители…

  • Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят администрация или методист…

  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

  • Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…

  • Откровенно говоря, когда работа с детьми…

  • Откровенно говоря, моя работа…

  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

  • Откровенно говоря, мое здоровье…

  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…

  • Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

  • Откровенно говоря, после рабочего дня…

  • Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…

  • Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…

  • Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…

  • Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…

  • Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

  • Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

  • Откровенно говоря, неприятности на работе…

  • Откровенно говоря, успехи на работе…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинговая программа Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов

Слайд 2

Занятие 1. Знакомимся с собой. Цель : создание благоприятных условий для работы, первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия; осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Слайд 10

Результаты опроса Данная экспресс-диагностика разработана Н.Е.Водопьяновой на основе модели К.Маслач и С.Джексон . Она состоит из трех субшкал : э моциональное и стощение, д еперсонализация, п ерсональные достижения Приняло участие 22 педагога.

Слайд 11

Эмоциональное истощение

Слайд 12

Деперсонализация

Слайд 13

Редукция профессионализма

Слайд 14

Упражнение « Н иши наслаждения» Цель : снижение эмоционального напряжения, развитие навыков оптимистического мировосприятия. Инструкция: «Обдумайте и найдите места, где вы чувствуете себя совершенно комфортно, одно пребывание в которых доставляет вам удовольствие».

Слайд 15

Упражнение «Ниши наслаждения» Инструкция: «Теперь вспомните занятия, которые доставляют вам удовольствие и запишите их».

Слайд 16

Упражнение «Ниши наслаждения» Мои пространственные ниши наслаждения: дача, горы, берег моря, рабочий кабинет, салон автомобиля, постель, бассейн, рынок, концертный зал, ванная комната, солярий, тренажерный зал, яхта и др. Мои духовные ниши наслаждения: чтение, классическая музыка, праздничное застолье, секс , болтовня с подружками , лекция , послеобеденный сон, подводное плавание, компьютерные игры и др.

Слайд 17

Упражнение «Ниши наслаждения» Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие навыков оптимистического мировосприятия. Достаточно ли имеющихся ниш, или имеет смысл искать или создавать новые ? Какие ниши наслаждения надежнее — пространственные или духовные?

Слайд 18

Упражнение «Откровенно говоря» Цель : вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания. Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».

Слайд 19

Упражнение «Выбор» Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик. Съедаете что-то другое. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Слайд 20

«Выбор» Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Слайд 21

«Выбор» Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Слайд 22

«Выбор» Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Слайд 23

«Выбор» Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Слайд 24

Упражнение «Нарисуй!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие разработано для детей второй младшей группы, образовательная область "Познавательное развитие". На занятии детки знакомятся с щенком и его историей в игровой форме. Прослушивание рассказа про щенка и игра с ним.

Цель:        развивать групповую сплоченность, координацию движений; учить пользоваться жестами, мимикой, интонацией.Задачи:1. Создание атмосферы доверия и радостног...

конспект занятия по валеологии "Незнайка знакомится с собой"

занятие по ознакомлению с органами восприятития, основными частями тела....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКОМЫЕ КРИСТАЛЛЫ"

Организационная образовательная деятельность по экспериментальной деятельности в старшей группе с ТНР«Удивительные знакомые кристаллы"...

Конспект занятия "Мы знакомимся с улицей" (занятие во 2 младшей группе)

Познакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по специально выделе...

Конспект занятия "Мы знакомимся с улицей" ( занятие во 2 младшей группе)

Цель. Познакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по специально ...