Познавательно-исследовательский проект «Свойства соли»
проект

Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям.  

Актуальность проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Мы решили узнать про соль как можно больше. Проблема: Где и как можно использовать соль, кроме приготовления пищи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_soli.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» города Чебоксары

Познавательно-исследовательский проект

«Свойства соли»

                                                                                            Составители:

                                                                                           

                                                                         Чуварова Г.С.

Чебоксары, 2019

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: фронтальный (дети средней группы «Радуга»)

Продолжительность: кратковременный (1 неделя)

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели.

Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям.  

Актуальность проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Мы решили узнать про соль как можно больше. Проблема: Где и как можно использовать соль, кроме приготовления пищи?

      Цель проекта: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию, узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль.

 Задачи:

  1. Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
  2. Исследовать свойства соли опытным путём.
  3. Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.

Ожидаемый результат: проведя опыты с солью, мы узнаем много нового о её свойствах и применении.

Данная методическая разработка предназначена для организации проектной деятельности с детьми 4-5 -летнего возраста.

Методическая разработка содержит конспекты мероприятий с детьми, рекомендации по работе с родителями.

Проект может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями.

1 этап – подготовительный (21.01.2019г.-22.01.2019г)

Определение темы проекта, постановка целей и задач, определение методов решения основных задач.

2 этап – теоретический (21.01.2019г. – 22.01.2019г.)

Сбор информации: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет.

3 этап – практический (22.01.2019г. –25.01.2019г.)

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»

Просмотр презентации «Всё об обычной соли»

Опыт «Свойства соли»

Познакомить с  пословицами, поговорками и загадками про соль

Опыт «Соль растворяется в воде»

Опыт «Незамерзающая соль»

4 этап - заключительный

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

Презентация проекта.

Дата проведения

Мероприятие

Задачи

22.01.2019г.

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

23.01.2019г.

Просмотр презентации «Всё об обычной соли»

Опыт «Свойства соли»

Дать детям знания о добычи поваренной соли.

Познакомить детей со свойствами соли. Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению соли и определению ее основных свойств.

24.01.2019г.

Познакомить с  пословицами, поговорками, сказкой и загадками про соль

Опыт «Соль растворяется в воде»

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.

Продолжать знакомить со свойствами соли.

25.01.2019г.

Опыт «Незамерзающая соль»

Расширять знания о свойствах и качествах соли.

Информационные ресурсы:

  • энциклопедии, справочники
  • интернет ресурсы

Материальные:

  • соль разного вида
  • стаканы
  • ложки

Технические средства обучения:

  • ноутбук
  • фотоаппарат

Риски

Пути преодоления

Незаинтересованность детей темой проекта

Заинтересовать детей через беседы, исследовательскую деятельность, чтение литературы.

      В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях.

  1. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 2007.
  2. Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» 6, 2007
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» 3, 2007
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» 4, 1998
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» 8, 2006
  7. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
  8. Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.
  9. Интернет-ресурсы.

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»

Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

«Хлеб – соль – так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

Соль – это символ дружбы«Делить хлеб и соль» – значит дружить.

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная приметасоль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

8 тысяч лет люди используют соль в пище. Откуда она берётся? Из литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны. С древних времён сольдобывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – «каменная соль».

Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.

Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.

И наоборот, бессолевая диета применяется только в лечебных целях и проводится под наблюдением врача.

Сколько же соли нужно человеку в день?

Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль. Суточная норма потребления соли 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка).

Сказка про соль.

Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

  • Соли нет, так и слова нет.
  • Без соли и стол кривой.
  • Без соли и хлеб не естся.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Хоть бы песок, лишь бы солил.
  • Соли не жалей, так и есть веселей.
  • Несолоно хлебавши.
  • Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
  • Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
  • От хлеба–соли не отказываются.
  • Хлеб-соль и разбойника смиряет.
  • Хлеб-соль не бранится.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
  • Хлеб да соль, ем да свой.
  • Надо хлеб-соль помнить.
  • Ешь солоней, жить будешь веселей.
  • На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
  • Без соли, без хлеба, худая беседа.
  • Без хлеба, без соли никто не обедает.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
  • Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
  • Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.
  • Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
  • Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
  • Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
  • Я помню твою хлеб-соль.
  • Хлеб-соль взаимное дело.
  • От хлеба-соли не отказываются.
  • Хлеб да соль, и обед пошел!
  • Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
  • Хлеб-соль платежом красна.
  • Чтоб потом положить по щепотке
  • В миски, платки, горшки, сковородки.
  • Рис и рыба, фасоль и салат
  • Сразу стали вкусней во сто крат!
  • Без денег торговать, как без соли хлебать.
  • Насыпать соль на хвост.
  • Соль варим, а сами в нужде сидим.
  • Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
  • Хлеб-соль и во сне хорошо.
  • Хлеб соль кушал, а не послушал.
  • Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
  • Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
  • Щи капустою пригожи, а солью укусно.
  • Грех куском макать в соль.

Загадки о соли

  • Меня не едят — и без меня мало едят. 
  • В воде родится, а воды боится. 
  • Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь. 
  • Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
  • Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
  • Лежит гася-простеглася. Як устане-то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).
  • В воде родится, а воды боится.
  • В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
  • Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
  • Что в избе за белая Марья? (соль).
  • Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль).

  1. Опыт. «Свойства соли»

Мы рассмотрели соль под лупой и узнали, что она бывает мелкая, крупная и морская. Частицы соли похожи на кристаллики. Она соленая, белого цвета, не имеет запаха. На ощупь соль сухая и сыпучая, а еще она растворяется в воде.

Вывод: Соль используют при приготовлении пищи.

Зная, что соль растворяется в воде, мы решили узнать, в какой воде она раствориться быстрее: в горячей или холодной?

  1. Опыт. «Соль растворяется в воде».

 Для этого опыта мы взяли 2 стакана. В один налили холодной воды, а в другой – горячей. В оба стакана насыпали по три ложки соли и хорошо перемешали. В результате опыта мы увидели, что в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее. Но в одном и другом стакане она осталась прозрачной и бесцветной. Мы попробовали воду на вкус. Она стала соленой.

Вывод: Чем горячее вода, тем быстрее в ней растворяется соль. Соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.

  1. Опыт. «Незамерзающая соль».

 Мы взяли две пластмассовые емкости, налили в них воду, в одну из которой – добавили соль и хорошо перемешали. Так как опыты мы проводили зимой, то емкости с водой взяли с собой на прогулку. В конце прогулки увидели, что пресная вода стала замерзать, превращаться в лед, а солёная вода осталась в прежнем состоянии. Мы взяли емкости с собой в детский сад и с помощью воспитателя поставили за окно. Мы были уверены в том, что за ночь соленая вода превратиться в лед, но на следующий день, к нашему удивлению этого не произошло: пресная вода замерзла, а соленая - нет.

Вывод: Соленая вода при низкой температуре не превращается в лед.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Познавательно-исследовательский проект «Свойства соли»

Цель проекта: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию, узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль.Задачи:•Выяснить, что такое с...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.

Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах. Задачи:Способствовать накоплению у ребят конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Помочь дошкольникам устанавливать...