Семинары-практикумы для педагогов ДОО
материал

Сюрина Светлана Ивановна

Распространение опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение

 центр развития ребёнка – детский сад

«Аленький цветочек»

Семинар-практикум для воспитателей

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности» 

Подготовила:

Воспитатель высшей категории

Сюрина Светлана Ивановна

2017 год

Цель семинара: распространение опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

План семинара:

1. Приветствие участников семинара. Вступительное слово.

2. Сообщение в виде презентации «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной  деятельности»

3. Показ непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел»

4. Практическая работа с педагогами.

5. Обсуждение, подведение итогов мероприятия.

Ход семинара

Актуальность:

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Также ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Моторика (от латинского motus - движение) - двигательная активность организма или отдельных органов

Мелкая  моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Крупная (общая) моторика - это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. физическая активность связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела.

Значение развития мелкой моторики:

- Способствует формированию навыков самообслуживания у детей.

- Способствует улучшению артикуляционной моторики.

- Стимулируют развитие речи и  других психических функций – мышления, памяти, внимания.

- Развивает чувство ритма и координацию движения.

- Подготавливает руку к письму.

В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника.

Свою работу по развитию мелкой моторики я строю на основе продуктивной деятельности, дидактических и пальчиковых игр. Я использую в своей работе не только традиционные средства и материалы, но и нетрадиционные.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности.

Задачи:

  • Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью различных дидактических игр и игровых упражнений.
  • Развитие мелкой моторики в разнообразных видах продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных методик и материалов.
  • Совершенствование предметно развивающей среды для развития мелкой моторики.
  • Организация систематической работы по развитию мелкой моторики рук.
  • Консультирование родителей о значении и способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Традиционные способы развития мелкой моторики у детей, которые я применяю в своей работе - это непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование карандашами, красками, штриховка; лепка из пластилина, из глины; аппликация);

C:\Users\Tимурка\Desktop\ооо\20180227_103938.jpg

В процессе образовательной деятельности по речевому развитию я постоянно провожу пальчиковые и логоритмические игры и упражнения.

В образовательной деятельности по познавательному развитию я использую раздаточный материал (палочки, геометрические фигуры, провожу игру «Чудесный мешочек» и т.д)

Провожу пальчиковые и лагоритмические игры не только вовремя ООД, но и в любое свободное время.

 

В течении дня дети играют в различные дидактические игры, которые способствуют развитию мелкой моторики (мозаика, пазлы, конструктор, пальчиковый театр, шнуровки, нанизывание бусин, различные тренажеры и т.д.) 

Наряду с традиционными способами я так же широко использую и нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей: и   в образовательной деятельности, в игровой деятельности, также используем элементы самомассажа.

В непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию используем нетрадиционные техники рисования: рисование ладонями, пальцами, ватными палочками, рисование на манной крупе.

C:\Users\Tимурка\Desktop\игры\20180222_170451.jpg

А также применяю нетрадиционные виды аппликаций и нетрадиционные материалы при их выполнении, такие как обрывная, из салфеток, из круп и семян, из ватных дисков и ваты, с использование наклеек.

Использую нетрадиционные техники лепки такие, как тестопластика, пластилинография, пластилиновая мозаика, с использованием круп и семян, с использованием природного материала.

Также нетрадиционные способы и материалы мы используем в игровой деятельности.

Игры «Аптекарь», «Кружится волчок», «Найди и назови», «Помоги Золушке»,  «Что в мешочке?»,  «Бусы для мамы» (из бисера, макарон, камней, ракушек), игры с прищепками, игры с камнями и ракушками, игры со счетными палочками, игры с лентами.

А также дети выполняют элементы самомассажа с использованием различных предметов и материалов (с мячики, карандашами, прищепками, зубными щетками).

В результате проделанной работы я  пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевую деятельность  и способствует формированию навыков самообслуживания.

Презентацию хотелось бы закончить словами великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский.

Спасибо за внимание!

А теперь мы вам покажем, как мы это применяем на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....