Мастер класс "Хор рук"
материал

Бойченко Марина Васильевна

Мастер класс " Музыкально- педагогическая технология  "Хор рук" , для проведения семинара «Нетрадиционные формы работы, как средство художественно эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_master_klass.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«Музыкально – педагогическая технология «Хор рук»

Цель мастер - класса:  повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения технологией «Хор рук» (автор Т.Боровик).

Задачи:

- продемонстрировать коллегам  этапы реализации технологии;

- прокомментировать эффективность применения методов в различных видах деятельности;

- отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

- фонограммы.

Дидактический материал: «Бабочки и цветы» - для демонстрации;

Основные этапы мастер-класса:

I - теоретический блок (приветствие, введение в тему мастер-класса);

II – практический блок (демонстрация наиболее значимых приемов работы, комментарий, поэтапная отработка приемов в деятельностном режиме, имитационная игра);

III - презентационный блок (моделирование, представление творческого результата работы , подведение итогов, рефлексия).

Ход мастер-класса.

I блок – теоретический

Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

 - Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса мы хотели бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать вам эффективные методические приемы реализации инновационной технологии «Хор рук».

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач  художественно – эстетического направления требуют  от музыкального руководителя поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребенка; художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; самостоятельности и творческой активности; формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создания оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка.

На первый план выходят инновационные методы и технологии, позволяющие вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни.

Так в практической деятельности педагогов ДОО находит отражение инновационная музыкально – педагогическая технология «Хор рук» (автор  Т. А.Боровик -  музыковед, практикующий педагог в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей, исследователь).

          Данная технология направлена на развитие: 
• координационной свободы движения, 
• чувства ритма, 
• внимания, 
• ансамблевой слаженности, 
• способности к двигательной импровизации. 

Особенностями являются: 

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера. 

3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на гармонизацию психологических функций организма ребенка. 

4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира. 

5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. 

6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей. 

7.Способствует развитию чувства ритма. 

8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания. 

9.Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков. 

10.Развивает чувство ансамбля, умение работать в группе. 

11. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста. 

12. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества.

13. Ведущим может быть любой взрослый, не имеющий музыкального образования, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами ДОУ в своей деятельности. 

Суть технологии «Хор рук» сводится к тому, что используя различные методические приемы она  подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».

II этап - демонстрационный 

Цель – демонстрация методических приемов технологии «Хор рук».

Педагог. Деятельность по реализации предложенной технологии  распределяется на 5 этапов:

Первый этап -  слушание  музыкального произведения (проза, стихотворение), беседа о его характере, музыкальном образе, пластическое интонирование (жесты, движения рук и туловища, передающие музыкальный (литературный) образ).

(все участники мастер – класса слушают музыкальное произведение)

Второй этап  - работа с «одноголосием», где педагог выполняет роль дирижера, а дети роль хора. «Хор» повторяет движения за «дирижером».

(Работа с «одноголосием», все участники мастер – класса – хор, я – дирижер.)

 Третий этап - по мере накопления двигательных навыков место «дирижера» предлагается занять одному из детей.

(приглашаю для работы с «одноголосием» помощника)

Четвертый этап -  работа над «двухголосием». Участники делятся на 2 партии, где сначала ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый.

(участники мастер – класса делятся на две группы и выполняют роль двухголосного хора, помощник и я – дирижеры)

Пятый этап - накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий. 

(приглашаются 2 участника мастер – класса, выполняющие роль дирижеров, все сидящие участники – двухголосных хор).

Шестой этап – использование дополнительных атрибутов, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки с прикрепленными к ним снежинками, листьями, цветами, бабочками, птицами и т. д., что способствует более глубокому восприятию музыки и развитию творческого и ассоциативного мышления.

Таким образом, в зависимости от выбранного музыкального материала, темы, сезона, сюжета, поставленных задач получаются самые разные по настроению и характеру композиции: «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек», «Оркестр», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «На морском побережье». (участники мастер - класса  исполняют композицию с использованием атрибутов).                                 

III - презентационный блок

Педагог приглашает фокус – группу для моделирования.

Задание: предлагаю вам самостоятельно поучаствовать в двухголосном хоре рук и  разработать композицию «Весенняя фантазия», применяя методические приемы, с которыми познакомились в процессе мастер – класса и предложенные атрибуты.

Подготовка фокус – группы. Показ.

Рефлексия.

Подводя итог нашего мастер класса, прошу ответить на вопросы, используя жесты рук:

Как вы считаете:

  • данная технология заслуживает внимания?
  • способствует  приобретению знаний  в процессе деятельности?
  •  предполагает индивидуализацию  процесса обучения и социализацию детей?
  • способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка?
  • возможно использование данной технологии в вашей деятельности?
  • Данный мастер – класс оказался для вас полезным?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Мастер- класс "Крупянных дел мастер".

Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...