Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду в соответствии с ФГОС
методическая разработка

Н. В. Киселева

Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и может быть использован в процессе подготовки аттестационного портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно – пространственная среда  организована с учетом  возрастных особенностей детей и требованиями Программы,  позволяет  наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Пространство группы поделено на центры детской активности: центр природы и экспериментирования, центр изобразительной деятельности, учебный центр, речевой центр, игровой и т.д.  Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Центры

              Оборудование

1

Центр природы и экспериментирования

Календарь природы, ёмкости с природным материалом: песок, камешки, ракушки; лупы, совочки, сосуды разной формы, вата, зеркала, магниты, картотека опытов и экспериментов, комнатные цветы, паспорт комнатных растений, картотека экологических игр, карточки «Времена года», «Животные», «птицы», «правила поведения в природе», календарь «Погода сегодня», алгоритм «ухаживаем за цветами», макеты, альбомы по временам года и др.

2

Центр изобразительной деятельности

Принадлежности для рисования, лепки, аппликации, шаблоны, трафареты, альбомы «Гжель», «Дымковская роспись» и др., репродукции картин, технологические карты по всем видам изобразительной деятельности.

3

Учебный центр

 Магнитная доска, панно «Математика» и «Обучение грамоте», набор цифр, знаков, букв, геометрические фигуры и тела, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера    

4

Речевой центр

Художественные произведения согласно теме и программе, настольно-печатные игры, тематические иллюстрации, портреты поэтов и писателей.

5

Центр гражданско- патриотического воспитания

Государственные символы: герб, флаг России и Хакасии, альбомы «Наша Родина-Россия», «Хакасия, мой край родной», макеты юрты и русской избы, куклы в русском и хакасском национальных костюмах.

6

Игровой центр

 Развивающие, логико-математические, настольно-печатные, электронные игры

7

Центр музыкально- театрализованной деятельности

Различные виды театров: настольный, магнитный, кукольный, пальчиковый, ширма, костюмы, парики, маски.

8

Центр ролевых игр

Детская игровая мебель, наборы для игр «Парикмахерская», «Ателье», «Больница», «Почта», «Моряки», «СТО»

9

Физкультурно- оздоровительный центр

 Кольцеброс, кегли, мячи, массажные коврики, обручи, скакалки, гантели, ребристая доска, мишени.

10

Центр ПДД, пожарной безопасности

Макет улицы с проезжей частью, набор дорожных знаков, элементы костюма инспектора ДПС, раскраски, сюжетные картинки по теме, красочные плакаты, альбомы с рисунками и фотографиями, карточки «Специальные машины», машины разного размера, картотека игр по ПДД, разрезные картинки,  альбом «Азбука пешехода», дидактические игры, лото, домино.

11

Центр уединения

Тихое уютное место с наличием больших красивых подушек ручной работы, детская игровая палатка.

             Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.   Центры состоят из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности воспитанников и располагаются таким образом, чтобы дети могли легко менять виды детской деятельности в течение дня в зависимости от эмоционального состояния и индивидуальных потребностей.            

Учтены интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков имеются  наборы инструментов для работы с деревом, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Для развития творческого замысла в игре девочкам предоставлены предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.д. В  группе имеется  достаточное количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Наполняемость центров регулярно обновляется согласно требованиям к созданию РППС по ФГОС ДО..

 Образовательное пространство в соответствии с возрастными возможностями оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда способствует разностороннему развитию каждого ребенка,  позволяет  сделать жизнь дошкольника увлекательной и содержательной.

 Принцип трансформируемости среды в группе реализуется с помощью изменяемости в зависимости от возраста детей, периода обучения, от образовательной ситуации, а также от меняющихся интересов и возможностей детей. Предметно – развивающая среда трансформируется так, что позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Мини-ширмы позволяют детям вместе с педагогом легко трансформировать окружающую среду. Элементы декора легко меняются в соответствии со временем года или определенным событием. Пространство вокруг малышей  пополняется и обновляется с учетом темы недели,  реализации проекта.

            Дети имеют возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды. Например, детская мебель, не обладающая жестко закрепленным способом употребления, (кухонный столик, табуретки, стульчики) легко перемещаются детьми в пространстве группы.

В групповом помещении имеются  шатры, легкие скамейки,  занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Мягкие модули дети используют для создания разнообразных уголков, подиумов, горок. Детям предлагаются в достаточном количестве разнообразные материалы, активизирующие познавательную деятельность:   развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В центре экспериментирования имеется «волшебный сундучок» с природными материалами (шишки, семена, орехи, ракушки и т.д.). Дети постоянно пополняют его новыми находками.

Материалы меняются в процессе овладения детьми пространственными представлениями.

          В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены на стеллажах, в специальных контейнерах таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Дети могут самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, использовать природные материалы для творческих поделок,  делать выводы об их свойствах.

 Цветовая гамма группового помещения подобрана с учётом детского восприятия,  имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей. С целью создания «легкой» атмосферы преобладают теплые пастельные тона.

 Мебель и игровое оборудование соответствуют росту и возрасту детей и  ориентированы на безопасность  дошкольников. Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.

При организации непосредственно-образовательной деятельности педагог использует  мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы. Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми.

. Педагог  вносит личный вклад в оформление группы и детского сада. Следит за эстетикой, целенаправленностью и   своевременностью  информационных и  тематических материалов для родителей.  Самостоятельно  изготавливает  дидактические игры для детей и атрибуты для педагогической  работы.

При организации развивающей предметно-пространственной  среды в группе педагог руководствуется принципами:

  • насыщенность среды;
  • трансформируемость  пространства;
  • полифункциональность материалов;
  • вариативность среды;
  • доступность среды;
  • безопасность предметно-пространственной среды; 

     Таким образом, эффективность освоения воспитанниками образовательных программ обеспечивается за счет создания эстетической развивающей среды, которая вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Один из принципов ФГОС ДО  - основываться на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса. В результате одна тема планируется на одну или две недели, а...

«Организация развивающей предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в условиях введения ФГОС ДО

Представляю вашему внимаю организацию предметно-пространственной среды в старшей-подготовительной группе....

Конспект Деловой игры для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»

Выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Стимулирование положительной мотивации педагогов на ...

Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО...

Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именн...