Богатырь Земли русской – ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Илья Муромец."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyr_russkiy_ilya_muromets.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Богатырь Земли русской –

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Подготовительная группа

Провела: Красник  Н.  Е.

Цель:

  • Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;
  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
  • Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
  • Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  •  Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.
  •  Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

Предварительная работа:

  • Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др., прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.

Материал:

  • Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»;
  • Элементы одежды и оружия богатыря.

Ход занятия.

Воспитатель: «Здравствуйте ребята,  посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! Садитесь на свои места и слушайте внимательно.

1.Сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем оно будет вы узнаете если отгадайте загадку:

Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей 
И стариков и матерей!

А поговорим мы с вами о богатырях,  которые жили  давно, но слава об их подвигах дошла до наших дней. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри.  Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

2. Сегодня мы отправимся с вами  в старину стародавнюю, в былинные времена.   Всякое житьё начинается с дома.

- В каких домах жили русские люди в прошлые  времена?  (в деревянных)

- Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес.  Деревянные дома тёплые, сухие.  Их построить просто.)

 2.Вот перед нами деревянная избушка.  Давайте заглянем, что в ней.

На большом экране старинная русская изба в разрезе.

 - Что внутри этой избы?  (Русская печь)

Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи:  «Печь   -  Матушка».

- Почему так говорили? (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).  

3.  Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей.

Как его звали?   (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово,  недалеко от города Мурома)

-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем?  (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)

-  Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной  колодезной заставили)

- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).

 С кем был первый  бой Ильи Муромца?  (С Соловьем - разбойником)

Сидел Соловей-разбойник во  сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да  по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди - все мертво лежат.

Но   срубил ему Илья буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко  стращать малых детушек!»

4.Физминутка:

Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

За высокими горами,        (поднимают руки вверх)

За широкими долами,        (разводят руки в стороны)

На границе у реки        (плавные движения руками перед собой Шли в дозор богатыри.     (« идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные,        

Очень зоркие.        (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили,        (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили.        (руки вверх, кричат: « Ура! » )

5.Ребята, а как узнавали о подвигах богатырей  люди?  Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.

Ребенок:  гусляры, ходили  от города к городу, от села к селу, пели   о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)

Сказитель играл на гуслях  и приговаривал:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!           (Убрать изображение гусляров.)

Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ  одновременно.

 

6.Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В.М. Васнецова?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник?

Дети: Трех богатырей.

Воспитатель: Кто находится в центре?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: А как вы догадались, что это Илья Муромец ?

Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.

Воспитатель: А кто слева? Кто справа?

Дети: Добрыня и Алеша Попович

Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?

Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.

Воспитатель: Почему они одевали кольчугу? 

Дети: Защита от стрел, копья.

Воспитатель: Что надето на голову?

Дети: Шлем, защита головы.

Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?

У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.

7.Игра «Да- нет»

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

8. Воспитатель: Мы рассмотрели с вами  репродукцию В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому богатырю из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

 Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

Как их можно украсить?

( Если на щите и кольчуге изобразить знак солнца, он поможет  богатырю отражать удары врага, сохранит ему жизнь).

А что означали знаки растительности?

(Если  меч украшали травой, деревьями, колосьями, значит, он должен был быть как живым, сильным, помогать в бою).

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

9. Подведение итогов

-О ком мы сегодня узнали?

- Что нового узнали?

Чтение стихотворения. 

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням 
Землю Русскую!
Не затмить им солнце красное! 
Век стоит Русь - не шатается.
И века простоит не шелохнется! 
А преданья старины
Забывать мы не должны 
Слава русской стороне! 
Слава русской старине!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Познание" Тема: "Илья Муромец – богатырь земли русской»

Занятие рассказывает об истории России, богатырях. О том, как жили люди в старину, чем занимались....

Конспект НОД раздел «Формирование целостной картины мира» тема: «Илья Муромец – богатырь земли русской» подготовительная к школе группа

Материал формирует представление детей о прошлом русского народа Древней руси, знание о былине и ьылинном богатыре - Илье Муромце. Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувств...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД "Илья-Муромец - богатырь земли русской" в старшей группе

Конспект НОД "Илья-Муромец - богатырь земли русской" в старшей группе...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению творческой мастерской «Славна богатырями земля Русская (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)» (для детей 5 – 6 лет)

Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только не...