Конспект НОД раздел «Формирование целостной картины мира» тема: «Илья Муромец – богатырь земли русской» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Параничева Ольга Николаевна

Материал формирует представление детей о прошлом русского народа Древней руси, знание о былине и ьылинном богатыре - Илье Муромце. Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу, уважение к русским богатырям, желание им подражать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_sayt.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

образовательная область «Познание»

раздел «Формирование целостной картины мира»  

тема:    «Илья Муромец – богатырь земли русской»

подготовительная к школе группа

компенсирующего вида для детей с ТНР

 (6-7 лет)

Составила:

Параничева О.Н.

г. Советский, 2012 год

Тема  НОД:  Илья Муромец – богатырь земли русской.

Программное содержание:  формировать представление   о  прошлом русского народа  Древней Руси; уточнить знания о былине, о былинном богатыре – Илье Муромце.

Развивать познавательный интерес к истории России.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.

Словарная работа:

Обогащение словаря: Объяснение  пословицы «Не родом славен богатырь, а подвигом»

Активизация словаря: былина, богатырь, кольчуга, шлем, меч, щит, булава, колчан, стрелы, гусли, гусляр.

Методы и приемы:  Словесный  - рассказ, беседа, объяснение, чтение отрывков из былины.

Наглядный  -  рассматривание слайдов.

Игровой  -  дидактическая игра,  динамическая пауза.

Материал:  слайды -    русская изба, гусляры,  картина «Три богатыря»,  картинки к игре «Собери богатыря»,  макет деревянной избушки, аудиозапись игры на гуслях.

Предварительная работа:  

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Просмотр мультфильма об Илье Муромце.

Беседа о богатырях.

Рассматривание книги о богатырях, гуслей.

Раскрашивание книжек-раскрасок.

Изготовление игрушек своими руками для настольного театра.

Лепка щита из соленого теста.

Ход НОД:

1 Организационный момент.

Звучит музыка Егора Стрельникова  «Игра на гуслях», дети входят под звуки гуслей.

Воспитатель:

                   Дай Бог тому,

                   Кто в нашем дому –

                   Дорогим гостям,

                   Милым детушкам.

                   Наделил бы вас Господь

                 И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

--Сегодня мы отправимся с вами  в старину стародавнюю, в былинные времена.   Всякое житьё начинается с дома.

- В каких домах жили русские люди в прошлые  времена?  (в деревянных)

- Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес.  Деревянные дома тёплые, сухие.  Их построить просто.)

 2.Вот перед нами деревянная избушка.  Давайте заглянем, что в ней.

На большом экране старинная русская изба в разрезе.

 - Что внутри этой избы?  (Русская печь)

Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи:  «Печь   -  Матушка».

- Почему так говорили? (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).  

 2. Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей.

Как его звали?   (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово,  недалеко от города Мурома)

-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем?  (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)

-  Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной  колодезной заставили)

- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).  

3.Пословица  «Не родом богатырь славен, а подвигом»

-Как вы понимаете эту пословицу?  (Илья Муромец не из богатой семьи, но о нем все знают). Давайте повторим эту пословицу еще раз.

4.Дидактическая игра «Собери богатыря на подвиги ратные»

На доске картинки с богатырскими доспехами,  с оружием и снаряжением современной поры.   Надо отобрать те, которые подойдут для богатыря.

Не забудьте сказать, как называется и для чего нужна эта вещь.

Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.  

5. С кем был первый  бой Ильи Муромца?  (С Соловьем - разбойником)

Кристина Ф.  

Сидел Соловей-разбойник во  сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да  по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди - все мертво лежат.

Гриша Н.

Но   срубил ему Илья буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко  стращать малых детушек!»

6.Славна богатырями земля русская  - гласит народная мудрость. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют  общие  человеческие качества.

- Какими должны быть все богатыри?

(Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.)

7. Динамическая пауза  «Мы теперь богатыри»

Дружно встали

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь   вправо,
Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо…

8. Гусляры 

 -Как узнавали о подвигах богатырей  люди?  Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.

Ребенок:  гусляры, ходили  от города к городу, от села к селу, пели   о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)

Сказитель играл на гуслях  и приговаривал:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!           (Убрать изображение гусляров.)

Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ  одновременно. Вот  из былины мы и узнали об  Илье Муромце, а художник  Васнецов   написал картину.  

Рассматривание картины Васнецова  «Три богатыря»  на экране.

Посмотрите внимательно на картину Васнецова.

 - Как  она называется?    («Три богатыря»)

-  Узнаете ли среди богатырей Илью Муромца?

- Какой он?   (Илья Муромец  в центре картины. Он  самый старший,  мужественный, решительный.  Он смотрит вдаль из-под ладони. На руке у него палица,  в другой руке копье. Илья Муромец  с другими богатырями охраняет Родину, мирную жизнь жителей Древней Руси).  

Итог:  

Бывают ли в наше время богатыри? (ответы детей)

-Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны,  охраняет границу сейчас, спасает людей из огня,  спортсменов  - Олимпийских чемпионов?

Итак, богатырь не обязательно силач.  И вы можете стать богатырями, но что для этого надо делать? (Заниматься спортом, развивать силу воли)

Самоанализ НОД  по теме «Илья Муромец – богатырь земли русской»

в подготовительной к школе группе  

(возраст 6-7лет)

 Область «Познание»

Вид «Формирование целостной картины мира»

Тема НОД  соответствует программе  по данному разделу. Я  думаю, что после проведения  этой деятельности  детям стала  понятна эта тема.  Задачи, которые я ставила перед собой, выполнены, цели - достигнуты.  

Формировать представление   о  прошлом русского народа  Древней Руси; уточнить знания о былине, о былинном богатыре – Илье Муромце.

Развивать познавательный интерес к истории России.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.

Материал доступен детям, не расходится с общепринятыми знаниями по теме,  весь материал подан логично, понят детьми, несмотря на то, что труден в усвоении. Дети слушали, старались не мешать друг другу при ответах. Я думаю, что у них появился интерес дальнейшему изучению истории России.

НОД была выстроена с учетом знаний детей, их способностями воспринимать материал, способствовала развитию интереса.

Темп занятия соответствовал уровню подготовленности и был средним.  Виды деятельности менялись согласно плану, и каждый из них являлся продолжением для дальнейшего изучения темы. Такие приемы как прослушивание музыки, рассматривание иллюстрации старинной избы, гусляров,  вступительная беседа, чтение отрывков из былины помогли окунуться в частичку нашей истории.  Постаралась охватить всех детей, достаточно правильно оценить их ответы.  Думаю, что обстановка во время нашей совместной деятельности  была доброжелательной, нагрузка на детей соответствовала возрасту и их психологическим особенностям. Смена деятельности, динамическая пауза, снимали напряжение детей.