Кружок "В гостях у Самоделкина"
рабочая программа (подготовительная группа)

Баканова Валентина Александровна

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию "В гостях у Самоделкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_gostyah_u_samodelkina.docx204.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное образование «Березовский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинушка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

д/с «Рябинушка»

__________ Михова Н.Я.

«__31_» __08____2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  по художественно-эстетическому развитию

 «В гостях у Самоделкина»

Автор – составитель: Баканова В.А.

воспитатель  первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад

«Рябинушка»


 1.Пояснительная записка

Труд – это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, ниток, природных материалов и др.) Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом. Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Особенностью работы воспитателя по развитию детского художественного творчества является целенаправленное руководство творческим развитием детей. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Ведущая идея программы «В гостях у Самоделкина» – это создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Данная образовательная программа разработана на основе комплексной программы «Детство», раздел «Изобразительная деятельность»

И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»;

2.Актуальность.

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому, что работа с нетрадиционными материалами открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Он приобретает опыт, который в последствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемый в учёбе, в труде, в жизни. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению.

3. Цели и задачи.

Цель программы: Развитие творческого потенциала детей через изготовление поделок из различных материалов.

Для    решения    поставленной    цели    необходимо    решить следующие задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
  2. Формировать навыки работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.)
  3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
  4. Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивающие:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек.
  2. Развивать творческие способности детей
  3. Развитие активного и креативного мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

  1. Принципы реализации программы.
  2. Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии  и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

  1. Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  

        непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям  применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

       обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.

  1. Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных

        возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  1. Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих  развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по  теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

5. Психолого – педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста.

 В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все! Изучив все возрастные особенности детей в изобразительной деятельности, в своей работе по развитию творческих способностей большое внимание уделила старшему дошкольному возрасту (6-7 лет). Так как к старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Особое значение для творческой деятельности приобретают различные личностные качества. Прежде всего – это интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания все более выраженную общественную направленность. Другая существенная группа психических качеств – это те индивидуально – психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами художественно-творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях. Немалую роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность, так как именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, относятся к действиям творческим. Инициативность же выражается в стремлении находить и применять новое в своей деятельности. 

Структура образовательной деятельности

        

        

                

Этапы работы:

Образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

  1. Знакомить детей с образцами продуктивной деятельности – аппликации и ручного труда.
  2. Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту художественных произведений.
  3. Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
  4. Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап– Практический.

        Задачи:

  1. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: аппликацию и художественный труд.
  2. Использовать различные материалы для создания коллажа.
  3. Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
  4. Самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях аппликации и коллажа.
  5. Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Выход программы.

 Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера детского сада к праздникам, родительским собраниям, др.  Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.    

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

     Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.

     Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной программы с учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта двигательной, художественной, коммуникативной деятельности. Базовый компонент составляет 70% общего времени, выделяемого на освоение образовательной программы.

     Национально-региональный компонент отражён в учебно-тематическом плане, как выделение соответствующего времени на включение специфического содержания образования, связанного со спецификой региона и с тем, что МБДОУ детский сад «Рябинушка» г.п. Игрим участвует в формировании концепции национально-регионального компонента (НРК) образования в Ханты-Мансийском округе. Вариативный компонент позволяет реализовать на практике вариативное образование с учётом запросов родителей на образовательные услуги. Внутриучрежденческий компонент предполагает выделение часов на занятия по выбору учреждения (согласно Плану работы МДОУ детский сад «Рябинушка») и занятия по выбору воспитанников, позволяющих выстраивать индивидуальные образовательные траектории с разными интересами и запросами в рамках одной учебной группы.

Тематический план

Месяц

Тема

Цель

Время

сентябрь

«Знакомство с разнообразным миром материалов». (организационное)

Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи.

30 мин.

Ковер из осенних листьев

(печатание листьями, печать по трафарету)

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати                                                                                                                                                   Материал. Краски гуашь, кисти, осенние листья, альбомные листы.

30 мин.

." Осеннее дерево"(аппликация)

Закрепить представления об осени. Учить с помощью природного материала (опавших листьев) создавать образ осеннего дерева.

Материал.    Фон бумаги (зелёного цвета), ножницы, клей, цветная бумага, салфетки.

30 мин.

октябрь

Наш веселый огород, что здесь только не растет.

Формировать умение работать с гофрокартоном, складывая основные элементы и преобразовывая их в различные поделки. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.

30 мин.

«Березка» (пластилинография, барельеф)

Научить детей лепить березу, передавая ее особенности. Развивать интерес к природе, наблюдательность.

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.                                      

 Материал. Пластилин

30 мин.

«Флаг России».

Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, клей, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.

30 мин.

ноябрь

«Натюрморт»

Развивать у детей воображение, закреплять знания о натюрморте, умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Материал: Разные лоскуты ткани, клей ПВА.

30 мин.

«Сердечко на ладошке»

Учить детей наклеивать объёмную аппликацию, резать ножницами по прямой, складывать бумагу пополам. Развивать творчество, воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать любовь к самому дорогому человеку –маме.

Материал: Цветная бумага, ножницы, клей.

30 мин.

декабрь

«Олень и чум» - лепка (региональный компонент)

Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать любознательность, расширять кругозор.

Материал: Пластилин, салфетки.

30 мин.

«Медведь» (из ниток)

Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.

Материал: Силуэт медведя, нитки коричневого цвета, клей.

30 мин.

«Дед Мороз»

Развивать воображение, закреплять умение работать с ножницами и клеем.

Материал: Аппликация из бумаги, ватных шариков.

30 мин.

январь

Дымковский индюк

Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Познакомить с приемами изображения дымковского индюка.

30 мин.

Рождественский подарок. Ангелочек.

Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

Материал: Белый картон, клей, салфетки

30 мин.

«Береги свою планету» (пластилинография на компакт-дисках)

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.                                      

Материал: Компакт-диск, пластилин.

30 мин.

февраль

Фоторамка для папы.

Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.

Материал: Картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета

30 мин.

Одежда.

Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Салфетки (цветные), клей.

30 мин.

март

«Открытка для мамы»

Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Материал: Цветная бумага, клей, 

30 мин.

«Пасха»

Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать фантазию.

Материал: Пластилинография, барельеф, бусинки для оформления.

30 мин.

«Скворцы прилетели»

 Продолжать учить выполнять аппликацию с помощью шаблонов. Дополнять необходимыми деталями.

Материал: Аппликация из бумажных кругов.

30 мин.

апрель

«Космос»

Закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, аккуратность.

Материал:

30 мин.

«Хохломской сувенир»

Познакомить с народным творчеством. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию.

Материал: Пластилинография, барельеф.

30 мин.

«В царстве рыб»

Формировать умение детей работать с разным материалом, дискам. Закрепить правила безопасной работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: Цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетка, клеенка.

30 мин.

май

«Открытка для ветеранов».

Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.

30 мин.

«Лето».

Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.

Материал: Цветная бумага, салфетки, крупы, клей, кисть.

30 мин.

Уровни освоения план – программы кружка «В гостях у Самоделкина»

(реализуемая программа «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой)

Низкий.   Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусств, замечает общие видовые и характерные признаки предметов и живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом.  При активном побуждении взрослого может общаться по поводу пм принятого, эмоционально, образно высказывать свои суждении владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным, в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различает виды искусства по их жанрам, средствам, навыкам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творчества. Может самостоятельно   и   целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своими чувствами и представлениями. Общается по поводу принятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружении действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др., сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др

МОНИТОРИНГ

результатов детей дошкольного возраста за 2016– 2017 г.г.

по разделу

«Художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста»

Критерии:  

1 Представления

2. Изобразительные навыки

3. Умения

4. Отношения

2016 – 2017 г.

Таким образом, Дети проявляют интерес и потребность в общении с прекрасным, в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают радость от встречи с ним. Видят характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различают виды искусства по их жанрам, средствам, навыкам выразительности. Имеют представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творчества. Может не всегда самостоятельно   и   целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своими чувствами и представлениями. Общается по поводу принятого со сверстниками, взрослыми. Использует с помощью взрослого в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Не всегда проявляется самостоятельность, инициатива и творчество. В дальнейшем работа будет направлена на самостоятельное овладение ребенком техникой выполнения, навыками и умениями в изобразительной деятельности.

результаты детей дошкольного возраста по разделу

«Художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста»

2017 – 2018

Таким образом, Дети обнаруживают постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружении действительности и произведениях искусства, испытывают удовольствие и радость от встречи с ним. Видят общие, типичные видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видят и понимают разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видят внутреннее состояние, настроение, сопереживают им. Знают различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывают о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнят имена некоторых из них, их конкретные произведения. Могут соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др., сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др. Высокий уровень - 70% детей старшего дошкольного возраста, 30% детей имеют средний уровень, низкого-  нет

Динамика результатов детей дошкольного возраста по разделу

«Художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста»

2016- 2017г.г.                  2017 – 2018г.г.  

Таким образом

У детей проявляется постоянный и устойчивый интерес к прекрасному. Дети видят и понимают разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире. Владеют на высоком уровне умениями и навыками в изобразительной деятельности.  По сравнению с 2008 годом уровень изобразительных умений и навыков вырос на 50%.


«художественно-эстетическое развитие» Баканова В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мастерская Самоделкина"

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд. Делаем поделки из бумаги, природного и бросового материала ....

Самоделкин пришел в гости_Рассматривание и рассказывание о предметах

Самоделкин пришел в гости_Рассматривание и рассказывание о предметах...

Мастер — Класс «В Гостях У Самоделкиной» игрушка — антистресс «Капитошка»

Введение Целевая аудитория мастер - класса:педагоги и родители.Вид технологии:здоровье сберегающая (оздоровление в соответствии с тенденциями развития дошкольного образования)Актуальность Се...

Нод "В гостях у Самоделкина"

Занятие для детей старшей группы по познавательному развитию, цель которого продолжать знакомить детей с бытовой техникой....

Рабочая программа кружка по аппликации "В гостях у Самоделкина".

Цель программы:Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гости к Самоделкину»

Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].Задачи:Коррекционно-обучающие:Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного а...