Утренний круг
консультация (младшая группа)

Питерская Тамара Николаевна

Утренний круг — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.

Цель проведения утреннего сбора — создание условий для положительного эмоционального настроя детей, формирования у ребёнка уверенности, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_krug.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Утренний сбор « Время круга»

Утренний сбор (групповой сбор или время круга) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.

Цель проведения утреннего сбора — создание условий для положительного эмоционального настроя детей, формирования у ребёнка уверенности, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • Создаёт условия для общения детей и взрослых:
  • Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
  • Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
  • Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
  • Развивает коммуникативные навыки и способность планировать

собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).

  • Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ

расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.

  • Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести

себя со взрослыми.

  • Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
  • Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
  • Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по

которому будут выбираться ребята, презентующие новости.

Сбор группы обычно носит обобщённый характер, то есть не привязан к конкретной теме. Однако ряд приёмов (например, на этапе игры) может быть объединён общей сюжетной линией с другими занятиями в группе. Поэтому рекомендуется составлять календарный план проведения утренних сборов, группируя приёмы по темам.

Этапы группового сбора и приёмы их проведения

Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

Утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30). Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) — эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.

  1. Приветствие (1–3 минуты).

  1. Игра (2–5 минут).

  1. Обмен новостями (2–10 минут).

  1. Составление плана дня (5–12 минут).

Картотека «ВРЕМЯ КРУГА» для младшего дошкольного возраста (примеры)

Тема

Структура утреннего сбора

Вкусные дары осени

Позывной «Дудочка».

  • Громко дудочка поёт, Ребятишек в круг зовёт.

Приветствие.

  • Здравствуй, небо голубое (смотрят вверх) Здравствуй, солнышко родное (руки вверх), Здравствуй, матушка Земля (кланяются), Здравствуй, ты (пожимают друг другу руки), И здравствуй, я (руки к груди)

По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:

  • Мы рады, что пришли в детский сад, Всем, всем, всем доброго дня!

Игра-тренинг.

В.: Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (помидоры, огурцы и пр.). Давно не было дождя, и овощи завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь

стебелёк до земли. (Дети на счёт 1 опускают голову, 2 — роняют руки вдоль туловища, 3 — приседают на корточки). Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать. (Дети повторяют упражнение в обратном порядке).

Беседа по аналогии «трёх вопросов» (мне бы хотелось узнать

«кто садит овощи», «как ухаживать за овощами», «какие мама делает заготовки»).

(Ребята высказываются по очереди, передавая атрибут недели друг другу — осенний листочек).

  • Какое сейчас время года сейчас?
  • Что поспевает на грядках осенью?

  • Какие вы знаете овощи?
  • Какие овощи вы любите?
  • Что мама делает из овощей?

Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку».

Используются наборное полотно и тематические картинки. Дети называют овощ и «сажают» его на «грядку».

Дидактическая игра «Раздели по корзинкам овощи и фрукты». Цель: Классификация.

Пальчиковая гимнастика «У Зиночки в корзиночке».

  • У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко,

Помидор и огурец. Наша Зина молодец!

(Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец).

Игра на воображение с опорой на комментарий.

В.: Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный

цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за

солнцем.

(дети приседают на корточки, голову и руки опускают;

поднимают голову, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены).

Работа с календарём (число, месяц, день недели). Презентация воспитателем организации дня.

Грузовик привёз игрушки

Позывной «Погремушка».

  • Динь-дон, дили-дили, погремушки нам купили. У Марины, у Танюшки и у Вовы погремушки, И звенит со всех сторон: дили-дили-дили-дон.

Приветствие.

  • В группе нашей каждый день Делаем зарядку,

Выполняем упражненья Строго по порядку:

Все присели, Дружно встали,

Повертели головой, Потянулись, повернулись И друг другу улыбнулись!

Игра-тренинг.

В.: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы

спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Саше, … (перечисляет всех детей, напоминает о добрых делах, которые они сделали накануне). А что вы можете пожелать мне?

Загадки об игрушках.

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Цель: совершенствовать лексико-грамматическую структуру речи.

Дети на ощупь отгадывают, какую игрушку они достают и говорят, как с ней можно играть.

Интервью «Моя любимая игрушка». Пальчиковая гимнастика.

  • Я с игрушками играю (Руки перед собой, сжимают- разжимают пальцы обеих рук):

Мячик я тебе бросаю (Протягивают руки вперёд —

«бросают мяч»).

Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладут друг на друга несколько раз).

Грузовик везде катаю (Двигают перед собой слегка раскрытой кистью правой руки — «катают машинку).

Подвижная игра «Найди домик игрушки».

Цель: закрепить умение убирать игрушки на место.

Дети закрывают глаза, воспитатель расставляет на полу разные игрушки, малыши по сигналу разносят игрушки по местам.

Работа с календарём (число, месяц, день недели). Презентация воспитателем организации дня.

Дом, в

котором мы живём

Позывной «Картинка — дом».

  • Вот какой красивый дом, В этом доме мы живём. Раз, два, три, четыре —

В новой мы живём квартире!

Приветствие.

  • Встань, как только солнце встанет (Руки вверх),

И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (Руки вперёд).

Ты подставь скорей ладошку (Подставляют ладошки солнышку),

Пусть тебя увидит мама и одетым, и обутым (Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви),

Пусть твой день весёлым, звонким будет (Широко разводят руки в стороны).

Пальчиковая гимнастика «Дом».

  • Дом стоит (Складывают ладони «домиком» над головой), На дверях замок висит (Смыкают ладони в «замок»).

За дверями стол стоит (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки),

Вокруг дома частокол (Руки перед собой, пальцы растопырить).

«Тук-тук-тук!» — дверь открой (Стучат кулачком по

ладони),

«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх).

Интервью «Какой дом у тебя».

  • Для чего человеку нужен дом?
  • Как вы помогаете маме и бабушке поддерживать порядок в доме?
  • Кто убирает твои игрушки?
  • Кто живёт дома вместе с тобой? (С кем ты живёшь?).
  • Какие добрые слова ты говоришь своим близким?
  • Как ты заботишься о маме, папе, бабушке, дедушке?

Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок»

(разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф).

Цель: группирование предметов по назначению. Подвижная игра «Ищи свой дом».

Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Воспитатель предлагает им пойти на лужок — цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть. На сигнал

«Быстро в домик, дождь пошёл» малыши бегут занимать место в «домике» (любое место).

Работа с календарём (число, месяц, день недели).

Картотека «ВРЕМЯ КРУГА» для старшего дошкольного возраста (примеры)

недели

Тема недели

Структура утреннего сбора

Лето

  1. Позывные для утреннего сбора — звон колокольчика.
  2. Организация круга. Дети сидят на именных подушках.
  3. Приветствие.

В.: Доброе утро, (имя ребёнка)! Я рада, что ты сегодня с нами.

  1. Новости.

В.: Как называются летние месяцы? Сколько дней в

июне, июле, августе? Каждый летний месяц, как и все месяцы года, имеют свои названия в народном

календаре. Напомню, что народный календарь — это закреплённый по месяцам годовой круг обычаев и обрядов, примет, природных явлений.

Июнь — первый месяц лета. Получил название

разноцвет, так как в июне цветут луговые и полевые растения.

Июль — самый жаркий месяц лета. Его старинное название — липец, так как в это время цветёт липа. Даже примета такая есть: «Зацвела липа — началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу

«царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек. И неспроста: пока всё вокруг цвело, пчёлы заняты были. А теперь пчёлы посвободнее, всё

внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчёлы так

стараются его собрать, что даже ночью летают. А

какой мёд получается! Липовый мёд считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться

сладеньким, ели фрукты и мёд. Пили липовый чай с липовым мёдом. А как полезен липовый мёд! Лучше многих лекарств лечит он простуды.

Август — последний месяц лета. Поворот на осень в народе называли зарничником, так как частыми

становятся яркие холодные зори. (Демонстрация иллюстраций к каждому месяцу).

  1. Обмен информацией.

В.: Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас

месяц? Какая погода? Скажите, какие приметы лета вы знаете?

  1. Динамическая пауза.
  2. Проблемные ситуации.

В.: Как вы думаете, как можно объяснить такие поговорки и пословицы: «Летом заря с зарёй встречаются». (Большой световой день). «В июне

солнце высоко, а с утра до вечера далеко».

  1. Игры по теме. Подвижная игра «Косари».

Выбираются трое водящих — косари, остальные играющие — цветы. Каждый играющий ребёнок получает цветную ленту, обозначающую цветок:

жёлтая лента — одуванчик, белая лента — ромашка, синяя — василёк. Ленты закрепляются у детей сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто

какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут.

Косари делают энергичные движения руками в

сторону — вперёд и ходят между цветами по полю.

  1. Предоставление права выбора центра активности.

Овощи, фрукты

  1. Позывные для утреннего сбора — звон колокольчика.
  2. Организация круга. Дети сидят на подушках.
  3. Приветствие от имени овощей и фруктов «Привет! Малинка…».
  4. Новости.

В.: В овощах и других полезных продуктах

содержится большое количество витаминов, и

каждый витамин имеет своё имя и большое значение для организма.

  • витамин А очень важен для зрения;
  • витамин В помогает хорошей работе сердца;
  • витамин Д делает наши руки и ноги крепкими;
  • витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым. (Воспитатель вывешивает картинки).

Но в сырых овощах больше всего витаминов.

  1. Обмен информацией.

В.: Посмотрите в корзинку. На какие две группы можно разделить то, что в ней лежит? (Овощи и

фрукты). Что мы называем овощами? Какие овощи вы знаете? Что мы называем фруктами? Какие

фрукты вам известны? Назови свой любимый фрукт. А ты знаешь, где он растёт — на веточке дерева.

Почему овощи и фрукты полезные? Что такое

витамины? Витамины — это полезные вещества, которые нужны нам для укрепления здоровья.

  1. Динамическая пауза. Физкультминутка.
  • Пейте все томатный сок (Ходят на месте),

Кушайте морковку (Руки к плечам, руки вверх).

Все ребята будете (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Крепкими и ловкими (Руки на пояс, приседания).

Грипп, ангину, скарлатину (Руки на пояс, прыжки) —

Всё прогонят витамины (Ходьба на месте).

  1. Проблемные ситуации.
  • Какие названия витаминов вы знаете?
  • В каких продуктах много витаминов А, В, С?
  • Для чего нужны эти витамины?
  • Как вы думаете, перед употреблением в сыром виде овощи и фрукты нужно мыть? Почему?
  1. Дидактические игры по теме:
  • «Соберём урожай»,
  • «Наш огород»,
  • «Во саду ли, в огороде».
  1. Предоставление права выбора центра активности…>

Космос

  1. Позывные для утреннего сбора. Речёвка:

o Вот собрался наш кружок, Улыбнись скорей, дружок. Рука другу, рука другу,

Передаём тепло по кругу.

  1. Организация круга. Дети сидят на именных подушках.
  2. Приветствие: передача флажка.
  3. Новости.

В.: Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас

кажущихся маленьких звёзд. На самом же деле, звёзды — это огромнейшие небесные светила,

похожие на Солнце, и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живём мы с вами?

(Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара — Солнце. Вокруг этого шара

вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.

  1. Обмен информацией.

Календарь: сегодня 12 апреля — день космоса, какой сегодня день недели? Повторить весенние месяцы.

  1. Динамическая пауза. Физкультминутка.
  • Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать — нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать. А потом всё тише, тише походить — и сесть опять.

  1. Проблемные ситуации.

Стихотворение Я. Аким «Земля».

  • Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

  • В.: Почему надо беречь нашу планету — Земля?
  1. Игры по теме.

Упражнение «Четвёртый лишний»

  • Солнце, сон, солнечный, солнышко.
  • Космос, косматый, космонавт, космический.
  • Планета, план, планетный, планетарий.

9. Предоставление права выбора центра активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утреннего круга в старшей группе комбинированной направленности на тему "Круг радости"

Утренний круг "Круг радости".Цели: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересн...

"Утренний круг" и "Вечерний круг" как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает введение в режим дня технологии "Утреннего круга" и "Вечернего кру...

" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!

Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые инновационные элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...