Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Виды проектов и роль взрослых в реализации проектной деятельности детей, родителей, воспитателей в детском саду."
    консультация

    Основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к обучению, развитие качеств, позволяющих ребенку уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для педагогов21.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    «Виды проектов и роль взрослых в реализации проектной деятельности детей, родителей, воспитателей в детском саду».

    Основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к обучению, развитие качеств, позволяющих ребенку уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Успешно осуществить эту задачу возможно лишь совместными усилиями ДОУ и семьи, ведь родители – это первые и главные воспитатели ребенка с рождения и на всю жизнь. Родителям следует помнить, что детский сад – помощник в воспитании ребенка. Главное условие успешного воспитания, обучения и развития ребенка – взаимодействие семьи и ДОУ, партнерские отношения педагогов и родителей, включение семьи в жизнь детского сада, единство методов воспитания и обучения.

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

    Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позво­ляя ему успешно адаптироваться к школе.

    Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по   проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

    Проектная деятельность оказывает большое значение для разностороннего развития ребенка:

    1. Расширяются знания ребенка об окружающем мире.

    2. Развиваются познавательные и коммуникативные способности.

    3. Развивается умение регулировать свое поведение.

    4. Развивается умение определять этапы реализации проекта, следовать задуманному плану.

    5. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

    6. Проектная деятельность позволяет воспитывать активного деятеля, а не исполнителя.

    Имеются следующие виды проектов по тематике:

    1. Информационно – социальные проекты.

    В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

    1. Практико-ориентированные или нормативные проекты.

    В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.

    1. Творческие проекты.

    Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты.

    1. Исследовательские проекты.

    Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.

    1. Игровые проекты.

    Дети входят в образ персонажа сказок и решают по-своему поставленные проблемы.

    Определение  видов проекта по тематике:

    «Какой бывает снег?» - (исследовательский).

    «Радуга поведения» - (нормативный).

    «Зимние узоры» - (творческий).

    -«Мой друг» - (информационно- социальный).

    Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребенок в силу ограниченного кругозора еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ и на добровольной основе вовлекаются родители. Дошкольник, еще не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: оформление альбомов, рисование, лепка.

    Реализация проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

    • выбор темы проекта;

    • определение цели, задач проекта;

    • реализация проекта;

    • презентация проекта.

    Как  выбрать тему для проекта?

    Тема должна быть интересна ребенку, соответствовать его возрастным особенностям, может быть связана с содержанием тематического планирования или с событиями, праздниками.

    Задача родителей на данном этапе – осуществить с детьми выбор темы, интересной для детей, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему – модель «трех И»:

    И – и (звестно) - Что знаем?

     И – и (нтересно) - Что хотим узнать?

     И – и (зучили) – Что узнали?

    В процессе обсуждения данных вопросов происходит развитие речи ребенка, стимулируется его познавательная активность. Задача взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности.

    Следующий этап: определение цели и задач проекта.

    Цель проекта ставится на основе проблемы, наиболее актуальной для детей на данном отрезке времени.

    Задачи проекта должны обеспечивать психологическое благополучие детей, развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения, поддерживать детский интерес к данному проекту.

    Задача взрослых на этом этапе – создать условия для осуществления детских замыслов. Реализация проходит в различных видах деятельности: творческой, экспериментальной, продуктивной. В процессе реализации проекта у ребенка происходит развитие всех психических процессов.

    Примерный алгоритм действий взрослых на данном этапе проектной деятельности.

     –Создать развивающую среду.

     – Подсказать интересную тему.

     В развивающую среду входят: книги, пособия, энциклопедии, игры, предметы.

     В дальнейшем взрослые помогают спланировать деятельность: к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, что использовать. При необходимости взрослые оказывают практическую помощь. Взрослый «наводит» ребенка, помогает обнаружить проблему, провоцирует ее возникновение, вызывает интерес к проблеме, «втягивает» в совместную проектную деятельность. Но надо помнить – главное не переусердствовать с помощью и опекой, чтобы не подавить детское творчество и стремление к самостоятельности. Взрослому надо обязательно замечать первые попытки самостоятельно решить проблему«Ты молодец, быстро придумал!»«Хорошо, что ты вовремя помог!».

    Следующий этап – презентация проекта.

    Важно, чтобы в основу был положен материальный продукт, имеющий ценность для ребенка.

    Презентации могут быть разных видов: оформление альбомов, выставок, стендов, папок-раскладушек, создание мультимедийных фильмов, проведение концертов, показ спектаклей. В процессе презентации раскрывается творческий потенциал ребенка, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта.

      Задача взрослых на данном этапе  – создать условия для того, чтобы дети могли рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за свои достижения.

    Таким образом, деятельность взрослых можно разделить на следующие этапы:

    1этап. Формируют проблему (цель).

    • Подбирают методическую и справочную литературу, пособия, игры.
    • Вводят в игровую ситуацию.
    • Формируют задачу. Вхождение в проблему.
    • Вживание в игровую ситуацию.
    • Принятие задач.

    2 этап.  Помогают в решении задач.

    • Помогают спланировать деятельность: к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, что использовать.
    • Организуют деятельность разных видов (НОД и совместные виды деятельности). Объединение детей в рабочие группы.
    • Распределение работы по проекту.

    3 этап.  Оказывают практическую помощь по необходимости.

    • Направляют и контролируют осуществление проекта. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

    4 этап.  Готовят к презентации.

    • Помогают провести презентацию. Готовя продукт деятельности к презентации.
    • Проводят презентацию зрителям или экспертам.

    Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для нас, взрослых. Задача родителей - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» Составила и провела: Воспитатель ГБОУ Детского сада № 829 Миронова Н.Н.

    Круглый стол для родителей«Роль отца в семейном воспитании»  Повестка дня Выступление воспитателя на тему «Роль отца в воспитании детей».Игра «Родительские заботы».Презентация семьи «Са...

    Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

    При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

    Консультация для воспитателей. Конструктивная деятельность детей с ОВЗ в детском саду.

    В материале представлена консультация для воспитателей "Конструктивная деятельность детей с ОВЗ в детском саду"....

    Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада

    В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...