Консультация по теме: «Природа как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Консультация:  «Природа как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx102.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Лицей №1568 им. Пабло Неруды

Самообразование по теме:

«Природа как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста». 

                                              Старшего воспитателя

                                                                       Дошкольного отделения №8:

Петелиной Евгении Александровны

Москва, 2014

Содержание

                                                                                                                                   

Актуальность выбранной темы.

  1. Роль природы в эстетическом развитии детей.
  2. Использование информационных технологий на занятиях по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  3. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
  4. Методика совершенствования работы по эстетическому развитию дошкольников средствами природы.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Актуальность выбранной темы.

Природа оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка, является важным средством эстетического воспитания личности. Для активизации работы нужно использовать современные методы обучения и воспитания, то есть информационные технологии. Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике.

Проблемы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста рассматривались в трудах Антоновой А.В., Ветлугиной Н.А.. Виноградовой И.Ф., Дороновой Т.Н., Зацепиной М.Б., Комаровой Т.С.,  Пелих Е.А., Соломенниковой О.А., Флериной Е.А. и др. В работах Козловой С.А., Николаевой Р.И., Рыжовой Н.А., Саморуковой А.Г., природа рассматривалась как средство эстетического развития дошкольников, использование информационных технологий в ДОУ изучали Гурьев С.В., Молокова А.В., Ходакова Н.П.

Цель нашего исследования - выявить наиболее эффективные средства работы с детьми по ознакомлению с природой для их эстетического развития.

Объект исследования: эстетическое развитие старших дошкольников.

Предмет исследования: процесс эстетического развития старших дошкольников при ознакомлении с природой с использованием информационных технологий.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2.    Определить особенности  использования информационных технологий с детьми дошкольного возраста.

2. Разработать содержание занятий по эстетическому развитию с  использованием информационных технологий.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что качество эстетического развития ребенка повысится, если использовать информационные технологии в образовательном процессе.  Для этого уточнить влияние природы на эстетическое развитие ребенка, выявить особенности использования информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста и как средства повышающего эффективность и качество эстетического развития ребенка.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- беседа;

- анализ информационных программ;

- наблюдение.

  1. Роль природы в эстетическом развитии детей

Важным фактором воздействия на детей является систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.

Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой. [50]

Природа - источник творческого вдохновения, подъема   духовных сил человека, подрастающего поколения. Природа  помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей  действительности. Это  эмоциональное  отношение  к  окружающей  природе,   неисчерпаемому источнику красоты, и  воспитывает система  образовательных  учреждений у детей дошкольного возраста.

Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей отмечает Е.А Аркин говоря о том, что когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, поле, лес, луг, звездное небо, восход солнца постоянно меняющий свой цвет небесный свод лучше всяких дощечек и других искусственных приборов будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и пониманию ее. Природа всегда полна жизни, полна интереса; всякий дидактический материал мертв, и нужно большое искусство со стороны педагога, чтобы оживить его и поддержать в ребенке интерес к нему.[6]

 Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его
жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает
в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности.

Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Из многих  проявлений  красоты  природы  люди  воспринимают  то,  что соответствует их миропониманию и  настроению.  Облик  природы,  если  ее  не изменяет  человек,  остается   практически   постоянным.   Однако   меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную  красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по  эстетическому  воспитанию  дошкольников  большое  место должно быть отведено природе. Она  лучше,  чем  что-либо  обогащает  психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический  вкус.  Воспитание любви к природе, умение  чувствовать  ее  красоту  и  восхищаться  ею  имеет огромное значение не только для  эстетического  развития  детей,  но  и  для нравственного  воспитания,  в  частности,  для  пробуждения  у  дошкольников патриотических  чувств,  чуткости  к  окружающему,  потребности   к   труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания  через  природу.  Оно  достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать  себя  частью  целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться  во  взаимоотношениях с  этим  целым.  Вот  почему  гармония  педагогических  воздействий  требует постоянного общения с природой. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста.

Чтобы любить природу,  надо  ее  знать,  а  чтобы  знать,  необходимо

изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются  эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и  возникающие  при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений  и общего развития человека.

Эстетическое   восприятие   -   это   способность    создавать    или

воспроизводить и  эмоционально  окрашивать  целостные  образы  под  влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением  с природой,  находятся  в  прямой  зависимости  от  характера  восприятия.   В соответствии с возрастом эстетическое  восприятие  имеет  свои  особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для дошкольников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. Поэтому воспитатели должны вовлекать дошкольников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Саморукова П. Г. говорит о том, что ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски,  пространственное  положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления  о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.[44]

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного.

Таким образом, эстетическое  развитие  средствами  природы  -  это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное  отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее.

1.2. Использование информационных технологий на занятиях по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время возникает  потребность к качественному изменению способов передачи и усвоения знаний, изменению их содержания. Причиной этого является резкий скачок развития информационных технологий. В настоящее время под термином «информационные технологии» понимают систему научных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.

Возможности информационных технологий велики:

  • они позволяют повысить наглядность обучения, обеспечивая иллюстративность объяснения;
  • связывают теоретические и практические знания;
  • позволяют увеличивать в известных пределах темп обучения;
  • также освобождают педагога от большого объёма технической работы.

Ходакова Н.П. в своем исследовании выделяет требования к знаниям педагогов образовательного учреждения по использованию информационных технологий:

  1. воспитатель должен знать современные достижения в области информационных и коммуникационных технологий;
  2. аппаратные средства;
  3. основы работы с компьютером;
  4. методические основы ознакомления детей с окружающим средствами информационных технологий;
  5. методику использования информационных технологий в работе с детьми всех возрастных групп на различных видах занятий.
  6. информационные технологии для активизации познавательной деятельности детей.
  7. Психолого-педагогические основы использования компьютерных игр в работе с детьми.
  8. уметь использовать информационные технологии в работе с родителями.

Также разработан комплекс дидактических условий, обеспечивающий формирование информационной компетентности педагога дошкольного образования:

- ориентация на формирование информационной компетентности;

- выделение приоритетных информационных компетенций педагога дошкольного образования;

- определение набора задач, решаемых в процессе непрерывной подготовки;

- разработка и внедрение в учебный процесс электронных учебных пособий по специальным дисциплинам;

- разработка технологии формирования информационной компетентности педагога дошкольного образования;

- комплексная оценка сформированности информационной компетентности.[52]

      Эти положения могут быть использованы при разработке рекомендаций по использованию информационных технологий при знакомстве детей с природой.

Информационные технологии могут применяться как на занятиях, так и в профессиональной (публичной) деятельности педагога. Использование новых информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении имеет большое значение для развития воспитанников, обучения педагогов и родителей.

По словам Е.С. Полат информационные технологии - неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами, всеми участниками образовательного процесса.[36]

Информационные технологии используются в  дошкольном образовательном учреждении в следующем виде:

  1. индивидуальные занятия;
  2. элементы показа на занятии;
  3. вне игровая деятельность;
  4. просмотр слайдов;
  5. компьютерные игры.

Под новыми информационными технологиями понимаются методы подготовки, передачи и хранения информации, средством осуществления которых является компьютер. Компьютер,  являясь  самым  современным  инструментом  для   обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения  и  играть роль незаменимого  помощника  в  воспитании  и  общем  психическом  развитии дошкольников.

 Возможности современного компьютера предлагают использовать, начиная с дошкольной ступени, автор пропедевтического курса информатики Горячев А.В., коллектив учёных, разработавших концепцию и модель непрерывного курса информатики – Кузнецов А.А., Бешенков С.А. и Ракитина Е.А.. На фазе «преддействия» компьютер предлагается использовать для знакомства с внешним миром, а также в качестве игрового средства. С этой целью используются такие средства, как электронные энциклопедии, игровые программы.

Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании, считает Гурьев С. В.,  вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.[13]

Новоселова С.Л. замечает, что в процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. Компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.[35]

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы его мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности;
  • Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает  уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

- Активное познание детьми окружающего мира.

- Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.

- Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.

- Активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.

Мархель И.И., Овакимян Ю.О. считают, что мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающий структурированный информацией  в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.[26]

Сыч В.Д. говорит о том, что использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позицией целостности.[49]

Термин “мультимедиа” означает «много сред». Такими информационными средствами являются текст, звук, видео. Компьютерный видеофильм позволяет моделировать и демонстрировать в пространстве тела различной формы, показывать в динамике процессы и явления, использовать яркие, насыщенные, контрастные цвета, записать звуковое (музыкальное или текстовое) сопровождение. Все это способствует развитию пространственного воображения детей, привлечению их большего внимания к изучаемому материалу. Просмотр и обсуждение видеофильма увеличивает и степень запоминания материала детьми, позволяет многократно демонстрировать приемы выполнения операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить рисунок и т.д. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников по утверждению Коджаспировой Г.М., Петрова К.В. мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
  • это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.
  • компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни ( полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты). [19]

Общеизвестно, что становление личности ребенка и его воспитание происходит в игровой форме. Очень важно в данный период оказывать правильное воздействие на формирующуюся личность.

Сегодня на смену игре в традиционном понимании пришла компьютерная игра. Она приковывает внимание детей к экранам мониторов, вовлекая их в мир одного из новейших видов массовой культуры. Феномен компьютерной игры в мире детства еще предстоит осмыслить. Но совершенно очевидно, что она стремится занять ключевые позиции в борьбе за душу и сознание ребенка.

Моторин В. отмечает, что компьютерная игра может стать гораздо более сильнодействующим средством воспитания, нежели школа и семья, которые в силу своего консерватизма утрачивают свои позиции. Тем более что такая игра для ребенка привлекательна, доступна и не требует интеллектуальных навыков. Поэтому общество в лице его социальных институтов должно исследовать этот феномен, проанализировать его и занять в индустрии компьютерных развлечений главенствующую роль и, вообще, отнестись к компьютерной игре как средству формирования личности.[29]

Таким образом, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Необходимо отметить, что использование информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и информационных моделей, овладению сложными управляющими структурами, но предусматривает преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития.

Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если педагог хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения.   В современном дошкольном образовательном учреждении появляются новые информационные средства: интерактивные  доски,  компьютерные игры, которые могут быть использованы в работе с детьми. Большие возможности открывают видео фильмы, позволяющие организовать путешествия в мир природы, знакомство с красотой мировой природы способствует эстетическому развитию детей. Для этого нужно подобрать видео фильмы, мультфильмы в дошкольном образовательном учреждении. Педагог должен активно использовать информационные средства в своей работе, т.к. современные дети уже приучены к получению информации из этих источников, главное, создать условия для правильного использования информации, чтобы она эстетически и интеллектуально развивала детей.

1.3. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Практическая часть работы предполагает описание собственного опыта работы по данной проблеме, а также подбор практического материала.

В ГБОУ лицей №1568 дошкольное отделение 7,8 г. Москвы ознакомление детей с природой в процессе эстетического развития осуществлялся как на занятиях, так и в повседневной жизни - в уголке природы и на участке.

Были поставлены следующие задачи:

  1.  Определить критерии эстетического развития старших дошкольников;
  2.  Выявить знания детей о природе;
  3.  Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;
  4.  Определить специфику использования информационных технологий как активизирующего средства природы в эстетическом развитии.

Таким   образом,   перед нами   встала   задача    наметить    пути совершенствования  работы  по  эстетическому  развитию  детей   средствами природы с использованием информационных технологий.

На начальном этапе опытно-экспериментальной  работы  нами выявлялись элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными  и их средой обитания.

Для определения уровня  эстетического  развития  детям  двух  старших

групп  было  предложено  два  задания  в   соответствии   с   теоретическими

положениями, описанными в первой главе:

Первым заданием являлась Методика "Чего не хватает на этих рисунках?"

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития эстетического восприятия ребенка.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Выводы об уровне развития:

  1. баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний

2-3 балла -  низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Вторым заданием послужила Методика «Нелепицы».

При помощи этой методики нами оценивались элементарные образные представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни домашних и диких животных.

Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую инструкцию:

Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если  что-нибудь  тебе  покажется  не так, не на месте или неправильно нарисовано, то  укажи  на  это  и  объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции  картинки  и  выполнения  задания  ограничено  3 минутами.

Уровень развития оценивался следующим образом:

10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла – низкий, 0-1 балл - очень низкий уровень.

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все

8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно  объяснить,  что  не  так  и

сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но  от

одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом  деле  должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить  и  сказать,  как  на  самом  деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не

успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на  самом  деле.

должно быть.

2-3 балла - за отведенное время не успел заметить 1-4 из 8  имеющихся

нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел  обнаружить  меньше  4-8

имеющихся нелепиц.

1.4. Методика совершенствования работы по эстетическому развитию дошкольников средствами природы.

На основании полученных  результатов  нами  был  разработан  комплекс занятий,  направленный  на   совершенствование   работы   по   эстетическому развитию дошкольников средствами природы с использованием информационных технологий.

Главной  целью  опытно-экспериментальной  работы  было   формирование эстетического  восприятия  у  детей  средствами  природы с использованием информационных технологий.  Наша работа  была направлена  на  достижение  оптимального   общего   развития   дошкольников, развития эстетических чувств, а также приобщение детей к  красоте окружающего мира.

Основными задачами опытно-экспериментальной работы были следующие:

  1.  Разработать комплекс мероприятий, на занятиях в дошкольном образовательном учреждении и в повседневной жизни, по повышению уровня эстетического развития старших дошкольников.
  2.  Апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 1 ноября 20014 г. по 25 апреля 2015 г. При разработке комплекса мероприятий - на занятиях в ДОО и в повседневной жизни дошкольников - мы опирались на следующие источники:

- программы, направленные на эстетическое воспитание дошкольников: «Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014; «Красота. Радость. Творчество: Программа Эстетического воспитания детей 2-7 лет» / Сост. А.В. Антонова М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова. М., 2002.[40; 23]

Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

  1. В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровнях сформированности экологических знаний и эстетического отношения к миру природы у отдельных дошкольников экспериментальной группы.
  2. При составлении комплекса занятий в дошкольном образовательном учреждении и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждой методике констатирующего эксперимента.

На основании выше перечисленных источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них эстетически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В работе с дошкольниками по их эстетическому развитию мы использовали средства информационных технологий, в частности, мультимедийные презентации и показ слайдов, а также интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, экскурсий.

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и эстетически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Конспекты занятий на темы: занятие "В гостях у Гриба-Лесовика",  «Многообразие и разнообразие осенних листьев», занятие «Расскажи другу сказку» с использованием информационных технологий представлены в прил. 1, 2, 3.

На занятии «Расскажи другу сказку» с использованием информационных технологий была применена мультимедийная презентация, ее воспроизведение производилось на магнитной доске.  Целью данного занятия являлось:  формирование умения по слайдам презентации с участием представителей животного и растительного мира передавать сюжеты, развитие творчества и воображения, научиться видеть красоту животного и растительного мира.

На данном занятии мультимедийные слайды являлись наглядным средством обучения. Они сопровождались речью педагога, и в дальнейшем дети рисовали по ним иллюстрации.

Положительным моментом этого занятия являлось то, что дети впервые встретились с данным видом занятия и были очень внимательны и сосредоточены, так как для них это было необычно. Можно отметить, что данный вид занятия имеет положительный отклик у детей за счет своей новизны и наглядности.

Другим занятием уже с использованием традиционных средств обучения было занятие "В гостях у Гриба-Лесовика". На данном занятии была поставлена цель: дать знания о дарах осени, о грибах, выяснить, где именно растут грибы; формировать умение работать с бумагой и клеем, находить грибы на дидактической картине; видеть красоту осеннего леса, углублять эстетическое восприятие окружающего мира.

 На этом занятии были использованы декорации с изображением лесной полянки, искусственные грибы. Педагог был переодет в костюм Гриба-Лесовика. Дети получили эмоциональный подъем, показали свои экологические знания и узнали новое; во время занятия у детей формировалось эстетическое восприятие окружающего мира.

Проводилось занятие на тему: «Многообразие и разнообразие осенних листьев». Его цель: 1.Расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев. 2.Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе. 3.Воспитывать умение замечать красоту в осенней природе. 4.Познакомить с новой техникой изображения осенних листьев. Методические приемы, используемые на занятии:  показ предметных картинок и иллюстраций с изображением осенней природы/ рассказ воспитателя; подвижная игра; использование художественного слова; показ техники изображения набрызгом; пояснения.

Во время проведения формирующего эксперимента большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена прогулка «Рябина и рябинка». Конспект ее проведения представлен в прил. 4.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, воду и т.д. Конспект проведения экскурсии представлен в прил. 5.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и эстетического содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Описание хода игр "Приготовь лекарство", "Построй домик животному" представлено в прил. 6.

На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. (прил. 7).

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве. Дети подкармливали птиц.

Нами проводилась работа с педагогами дошкольного образовательного учреждения, в частности, была проведена консультация на тему "Формы организации экологического воспитания дошкольников". Материалы представлены в прил. 8.

Был проведен контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня эстетического развития старших дошкольников.

Контрольный эксперимент проводился с 25 по 27 апреля 2015  г. с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.

Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте, но с использованием другого иллюстрационного материала.

Анализ результатов диагностики эстетической воспитанности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

1. Уровень сформированности экологических знаний и эстетически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной (табл.6).

2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и эстетически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и эстетически правильного отношения к миру природы.

Вывод: В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Особую заботу дети проявляют по уходу за волнистыми попугайчиками. Детям очень нравится наблюдать за действиями, поведением попугайчиков. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.

На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня эстетической воспитанности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по двум направлениям: формирование экологических знаний и эстетически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы и формированию у них эстетически правильного отношения к природным явлениям и объектам. В работе с дошкольниками по их эстетическому развитию мы использовали информационные технологии,  интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов диагностики эстетического развития старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и эстетически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной.

Это позволило сделать вывод о том, что разработанное нами занятие по повышению уровня эстетического развития старших дошкольников с использование информационных технологий не достаточно эффективно, не способно заменить традиционные средства воспитания и обучения, то есть средства природы, но может использоваться как элемент показа.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Природа возбуждает чувство прекрасного у ребёнка, воздействует на его сенсорику. Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.

Ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски,  пространственное  положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления  о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

2. Использование информационных компьютерных технологий как активизирующее средство природы может повысить эффективность образовательного процесса и способствовать сохранению здоровья обучающихся за счет максимального использования  тех  преимуществ, которые привносит в образовательный процесс компьютер, обеспечивая должное соответствие образовательных  программ индивидуальным.  Использование современных информационных технологий старшими дошкольниками является эффективным средством эстетического воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы и способностям детей.

3. В системе по  эстетическому  воспитанию  дошкольников  большое  место должно быть отведено природе. Она  лучше,  чем  что-либо  обогащает  психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический  вкус.  Воспитание любви к природе, умение  чувствовать  ее  красоту  и  восхищаться  ею  имеет огромное значение не только для  эстетического  развития  детей,  но  и  для нравственного  воспитания,  в  частности,  для  пробуждения  у  дошкольников патриотических  чувств,  чуткости  к  окружающему,  потребности   к   труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Природу как средство эстетического развития можно использовать в современном ДОУ как:

а)  занятия по знакомству с природой с эстетическим компонентом;

б) использование компьютера,  показ слайдов с изображениями природы (чтобы показать детям то место, где они еще не были).

 

Литература

  1. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учебн. пособие для студ. высших педагогических учеб. завед-ий./ под общей ред. Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной. М. Альфа. МГОПУ. 2002.  
  2. Алеева А.П. Использование технических средств в детском саду //Дошк. воспитание.- 1984.- № 4.
  3. Антонова А.В. История эстетического воспитания и педагогического образования. Монография. М., 2001.
  4. Антонова А.В. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: Программа по специализации/ А.В. Антонова, науч. ред. Комарова Т.С., ред.-сост. Зацепина М.Б. М. 2004.
  5. Антонова А.В. Эстетическое воспитание и образование в истории философии и педагогики. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. Для студ. Высших пед. учеб. Заведений. Ч. 1. РИЦ «Альфа», 2002.
  6. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968. С.354
  7. Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка - М.: Вентана-Графф, 2003. - 16 с.
  8. Виноградова Н.Ф., Кусынова Т.А. Дети и взрослые вокруг. М.: Просвещение, 1993.
  9. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников.Уч. пособ. для студ.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  10. Выготский Л.С. - Психология развития человека. М. 2005.
  11. Городецкая Ю.А. Проблемы эстетического воспитания школьников в условиях развития отечественной педагогической системы // Высшее образование сегодня. – 2008
  12. Горизенко Е.В. Природа и люди. - М., 1976.
  13. Гурьев С. В. «Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста» электронная газета интерактивное образование. электр. журнал «RusEdu», 2007.
  14. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: «Просвещение Росмэн», 2008.
  15. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина - М., 1986.
  16. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.
  17. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Под редакцией П.Г. Саморуковой - М., 1983.
  18. Каралашвили Е.А. Физиолого-гигиеническая оптимизация условий подготовки дошкольников к занятиям с применением персональных компьютеров: автореф. дис.... канд. мед. наук / Е. А. Каралашвили - М., 1994. - 22 с.
  19. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
  20. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М., 2006.
  21. Комарова Т.С. и др. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет: Учеб.-метод. пособ. для ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Пед. о-во России. 2002.
  22. Комарова Т.С. Эстетическая развивающая среда ДОУ: Учеб. пособ./ Т.С. Комарова, О.М. Филлипс. - М.: Пед. о-во России. 2007.
  23. Красота. Радость. Творчество: Программа Эстетического воспитания детей 2-7 лет / Сост. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. М., 2002.
  24. Лучич М.В. Детям о природе. - М., 1973.
  25. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу. - М., 1969.
  26. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. - М.: Высшая школа, 1987. - 175 с.
  27. Молибог А.Г., Тарнапольский А.И. Технические средства обучения и их применение. - Минск: Университетское изд-во, 1985. - 208 с.
  28. Молокова А. В.  электр. газета «Интерактивное образование», ст. «Информационные технологии в дошкольном образовании» - Выпуск №14, декабрь 2007.
  29. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр: [Классификация игр и метод. рекомендации по их использованию с целью воспитания и развития дошкольников] // Дошкол. воспитание. - 2000. - № 11. - C. 53-57.
  30. Николаева А.В., Николаева Н.А. Эстетическое воспитание. Семья. Этикет. Культура. - М.: Молодая гвардия, 2008.
  31. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду. - М.: Новая школа, 1995.
  32. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание. «Дошкольное воспитание». № 12, 1994.
  33. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Новая школа,1993.
  34. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. «Дошкольное воспитание». № 7, 1997.
  35. Новоселова, С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? [Текст] / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И. Пашилите // Дошкольное воспитание. - 1989.-№9.-73-76 С.
  36. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с.
  37. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1989.
  38. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1981.
  39. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
  40. «Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
  41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. «Питер». 2007.
  42. Рыжова Н.А. Наш дом - природа.  «Дошкольное воспитание». № 7, 1994.
  43. Савин Н. В. Педагогика. – М.:  "Просвещение", 1978.
  44. Саморукова Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой? - М.: Просвещение, 1978.
  45. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., 1962.
  46. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1984.
  47. Соломенникова О.А.    Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М.:  Мозаика-Синтез,   2007
  48. Соломенникова О.А.    Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2-е изд., 2006.
  49. Сыч В.Д. Технические средства обучения в детском саду. - М.: Просвещение, 1989.-95с.
  50. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М., 1968. С. 207
  51. Флерина В.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1961.
  52.  Ходакова Н.П. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе. Монография. –М.: Издательство «Спутник+», 2010.
  53. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной.  М., 1985.
  54. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.: Учеб. пособ. для студ. фак. дошк. обр. высш. пед. учеб. заведений./Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
  55. http://www.bambuc.ru Развитие ребенка / Психическое развитие.
  56. http://www.cafemam.ru/encyclopaedia/article/409/ Кафемам.ру - социальная сеть для мам и их малышей: беременность, планирование беременности, дневники ребенка.
  57. http://www.detskiysad.ru Портал Детский сад.Ру
  58. http://www.goldkluchik.ru/page-id-29.html Центр раннего развития детей дошкольного возраста.
  59. http://www.mirslovarei.com «Мир словарей» — коллекция словарей и энциклопедий.
  60. http://io.nios.ru/old/releases.php?num=14&div=09 - электронная газета интерактивное образование. Выпуск №14, декабрь 2007
  61. http://www.rusedu.info/Article849.html - информационные технологии в образовании. Этот сайт посвящен информатике и ИКТ в образовании.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

ЗАНЯТИЕ "В ГОСТЯХ У ГРИБА-ЛЕСОВИКА"

Цель: Дать знания о дарах осени, о грибах, выяснить, где именно растут грибы; формировать умение работать с бумагой и клеем, находить грибы на дидактической картине; видеть красоту осеннего леса, углублять эстетическое восприятие окружающего мира.

Материал: Картинки с изображением леса, грибов; дидактическая игра "Грибная полянка"; наряд Гриба-лесовика; цветная бумага, клей, скрепки.

Ход занятия:

В. В конце лета и в начале осени самое время собирать грибы. Кто из вас ходил в лес за грибами? (Ответы) Предлагаю отправиться туда. Хотите?

Д . Да.

В. С чем ходят в лес за грибами?

Д . С корзинками.

В. У нас их нет, но мы их сделаем.

Воспитатель вместе с детьми из заготовленных заранее деталей цветной бумаги собирают "корзинки", скрепляя их детали клеем или скрепками.

В. Каждый сделал для себя "корзинку". И теперь отправляемся в "лес". (Под музыку, выполняя знакомые танцевальные движения, дети идут по группе.) Вот мы и в лесу . (В группе висит большая картина с изображением деревьев, кустарников, пней, грибной полянки, разных грибов. Оформление лесной поляны зависит от фантазии воспитателя: можно на ковре расставить картонные деревья, на полу разложить нарисованные или вырезанные из журналов, книжек, дидактических материалов грибы.) Присядем на полянку и оглядимся вокруг. Посмотрите, сколько здесь грибов! Рассмотрим их, а я сейчас позову гостя.

Уходит, переодевается в наряд Гриба-лесовика, вновь появляется.

Гриб-лесовик. Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я? (Ответы). Рассмотрели картинку? Каких моих родственников вы можете назвать? (Ответы). А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать?

Д. Грибник.

Гриб-лесовик. Вы знаете, как правильно собирать грибы? (Ответы). А на какие группы делятся все грибы?

Д. Съедобные и несъедобные.

Гриб-лесовик . Представьте себе: вы нашли в лесу гриб, но не знаете, что это за гриб. Как вы поступите? (Ответы). Правильно, лучше такой гриб не трогать. Он может пригодиться кому-нибудь из зверей. Давайте поиграем в игру "Грибная полянка". В мой лес можно идти только с корзинкой - это первое правило. Согласны?

Д. Да, у нас есть корзинки.

Гриб-лесовик. Хорошо. Слушайте внимательно правило второе. Нужно собрать не менее трех грибов. Их на моей полянке много, хватит всем. Собирайте только те грибы, которые знаете: собирали раньше или видели на картинках. За каждый найденный и правильно названный съедобный гриб и буду награждать. А еще нужно о нем составить рассказ. Кто расскажет о всех собранных грибах, тому я дам красный кружочек. У кого больше правильных ответов, у того и больше кружочков. Тот и победит.

Гриб-лесовик и дети играют в игру "Грибная полянка". После того как дети соберут все съедобные грибы, выслушивает их рассказы, награждая за каждое правильное задание, подводит итоги игры.

Гриб-лесовик. Как много вы собрали грибов! Что с ними делать? Не пропадать же им. Давайте сварим из них грибной суп.

Д. Давайте.

Гриб-лесовик. Грибы у нас есть, но для супа этого недостаточно. Максим, Катя, Руслан, Ирина подберут те продукты, которые нужны для приготовления супа. (На столе лежат вермишель, лук, капуста, морковь, яблоко и т.д. Дети подбирают нужные продукты для супа.) Продукты подобраны? Что с ними нужно сделать?

Д. Почистить и сварить.

Гриб-лесовик. Молодцы! Закройте глаза и повернитесь ко мне спинами. (Убирает продукты и ставит кастрюлю с уже готовым грибным супом.) Итак, все готово (открывает крышку кастрюли). Попробуем, что у нас получилось? А что надо сделать перед едой?

Дети отвечают и вместе с взрослыми идут мыть руки. Затем рассаживаются за столы, вспоминают правила поведения во время еды, пробуют суп.

Гриб-лесовик. Приятного аппетита!

Д. Спасибо.

Итог занятия: Проводится заключительная беседа. Дети свои корзинки с "грибами" забирают домой.

Приложение 2.

ЗАНЯТИЕ "РАССКАЖИ ДРУГУ СКАЗКУ"

Цель:  Формировать умение по слайдам презентации с участием представителей животного и растительного мира передавать сюжеты, развивать творчество и воображение, учить рисовать иллюстрации к сказкам. Учить видеть красоту животного мира.

Материал: Набор красочно оформленных детских книг; заранее подготовленная презентация со слайдами; магнитная доска; бумага, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель (В.). Посмотрите, сколько у нас интересных книг! Есть среди них и те, что вы уже знаете, и те, с которыми вам еще предстоит познакомиться. Сможете ли вы догадаться, для кого написаны эти книги?

Дети (Д.). Для нас.

В. Как вы догадались?

Д. По картинкам и по буквам большого размера.

В. Правильно! В этих книгах собраны удивительные истории и волшебные сказки. А знаете ли вы, что эти истории и сказки люди сочиняли задолго до появления письменности. Они передавали их от отца к сыну, от бабушки к внучке - от одного поколения к другому.

События, о которых повествуется в сказке, составляют ее сюжет. Он должен увлечь слушателя, должен поведать ему что-то новое, интересное.

Древние люди создавали рассказы о богах и богинях, о героях, наделенных недюжинными способностями. Они называются мифами. С их помощью люди пытались понять устройство мира, объяснить явления природы (почему идет дождь, почему наступают день и ночь и т.д.). Мы знаем, у многих народов, живущих в разных уголках мира, говорящих на разных языках, мифы очень похожи между собой. Как вы думаете почему?

Д. Наверно, потому, что явления природы на Земле везде одинаковые: на смену дню приходит ночь, идут дожди, солнце всходит и заходит и т.д.

В. Верно! Практически у всех народов есть сказания о боге солнца, боге дождя, о повелителе ветра и т.п. Люди, придумывая мифы, пытались, как я уже сказала, объяснить создание мира.

Далее педагог рассказывает содержание мифа о Вороне, показывает слайды о сотворении мира по мотивам этого мифа. А дети походу рассматривания слайдов делают рисунки и составляют свой собственный «Диафильм».

- Слайд 1 . Ворон, долго летавший над водой, никак не мог найти место, где бы можно было отдохнуть. Тогда он решил создать сушу и начал бросать камешки. Так появились острова. (На листе можно изобразить их.)

- Слайд 2 . Это рассказ о том, как Ворон сотворил сначала деревья и траву, а потом в лесу поселил зверей, в воздухе - птиц, в море - рыбу. (На бумаге все это изображается.)

В. Как вы думаете, что должно появиться в следующем кадре?

Д. Человек.

-Слайд 3. После нескольких неудачных попыток Ворон сумел сделать из глины человека. (Дети в пустом «кадре» рисуют свою версию и вставляют кадр в "Диафильм".

В. Давайте пофантазируем, что могло произойти дальше, продолжим сюжет этого мифа.

Дети вместе с воспитателем развивают сюжет мифа.

В. Что должны делать люди, чтобы не погибнуть.

Д. Они должны добавить пищу (чтобы не умереть с голоду), шить одежду (чтобы не замерзнуть), строить жилища (чтобы укрываться от непогоды) и т.д.

В. Давайте подумаем, что мы изобразим на следующем кадре.

Детям раздаются пустые кадры, на которых они изображают свой вариант продолжения мифа: приготовление пищи, строительство хижины и т.п. Затем вместе с педагогом определяют последовательность кадров (что сначала, что потом) и вставляют их в "диафильм" (в нужной последовательности).

В. Давайте озвучим наш "диафильм".

Варианты. Озвучивание всего фильма делает один ребенок; каждый озвучивает тот "кадр", который он сам "снял".

В. На занятии вы научились создавать "диафильмы" по сюжету сказки. Дома, используя сюжет любимой сказки, "снимите"; покажите их мамам и папам, маленьким братьям и сестрам.

Приложение 3.

Конспект интегрированного занятия  (ознакомление с природой + ИЗО) в старшей группе на тему: «Многообразие и разнообразие осенних листьев». Цель:

1.Расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев.

2.Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.

3.Воспитывать умение замечать красоту в осенней природе.

4.Познакомить с новой техникой изображения осенних листьев.

Методические приемы: показ предметных картинок и иллюстраций с изображением осенней природы/ рассказ воспитателя; подвижная игра; использование художественного слова; показ техники изображения набрызгом; пояснения.

 Предварительная работа: в ясный осенний день предложить детям походить по опавшей листве; прислушаться как шуршат листья, рассматривать листья различных деревьев.

Материал: картинки с изображением листьев различных деревьев и иллюстраций с изображением осенней природы, атрибуты к п/и «Мы осенние листочки» букет осенних листьев; листы желтой бумаги; засушенные листья с деревьев, гуашь разноцветная, разведенная в тарелочках, зубные щетки. Ход занятия;

Воспитатель: О том, как хороша природа,

Нечасто говорит народ.

Но, глядя с берега крутого

На розовеющую гладь,

Порой одно он скажет слово,

И это слово - благодать!

И, действительно, ребята, природа дает нам благо или другими словами можно сказать добро.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, изображающие осеннюю природу. Воспитатель: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льется ... Ребенок 1: Это время года осенью зовется! Дети в желтых нарядах разбрасывают листья (из цветной бумаги) под ноги всем.

Воспитатель: Вот художник, так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? Дети: Осень! (хором)

Ребенок 2: 

День осенний так хорош!

Сколько листьев соберешь!

Золотой большой букет -

Нам от осени привет.

Ребенок читает стихотворение с.букетом осенних листьев в руках. После прочтения стиха передает букет воспитателю.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько красивых листьев принес на наше занятие Миша. Здесь и желтые, и оранжевые, и багровые, и бурые листья. А как вы думаете, почему осенние листья окрашены в разные цвета? Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, верно. Листья, которые сейчас у меня в руках, слетели с разных деревьев, а разные деревья осень раскрашивает в разнообразные цвета. Давайте поставим этот букет в вазу и будем им любоваться. А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу.

Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева.

Воспитатель проводит игру «Мы - осенние листочки». Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и делают движения, которые он показывает:

Мы -листочки, мы - листочки.              Дети стоят кружком

Мы - осенние листочки,                          с листочками в руках.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.                             Дети разбегаются.

Мы летали, мы летали.                   Дети бегают, помахивают листочками.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -                            Дети приседают на корточки,

Мы присели все в кружок,                      поднимая листочки над головой.

Ветер снова вдруг подул.                            Дети снова разбегаются

И листочки быстро сдул,                            помахивая листочками -

Все листочки полетели.                            Дети подбрасывают

И на землю тихо сели.                               листочки вверх и следят,

                                                                     куда они упадут.

Воспитатель читает детям стихотворение М.Авдеевой, дети усаживаются на стульчики.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как шуршат листья под ногами.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают? Нравятся ли вам цветные листочки? Любите ли вы их собирать? Почему? Что вы с ними делаете?

Воспитатель рассказывает о том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут. Опавшие листья убирают только с асфальта и твердых покрытий. II часть.

Воспитатель: Сегодня я научу вас очень интересному способу изображения. Раньше мы с вами рисовали кисточкой, палочкой, ватой, пальчиками, а сегодня научимся рисовать зубной щеткой. А рисовать мы будем осенние листья, из которых потом соберем большой осенний ковер. Для этого нам понадобятся: лист желтой бумаги, осенний лист (у всех разные), цветная гуашь, зубная щетка. (столы застелены клеенкой)

Воспитатель демонстрирует технику исполнения. Дети смотрят, потом выполняют на местах. Воспитатель комментирует:

На лист желтой бумаги положите свой осенний листочек. Окуните щетку в тарелочку с краской. Стряхните излишки краски. Держите щетку перед листом. Быстро проведите палочкой по щетке по направлению к себе. Передвигайте щетку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Оставим бумагу и листочек сохнуть, а потом уберем листья. Дети увидят силуэты листьев, окруженные брызгами краски. После полного просыхания можно вырезать листья, оставляя широкий край окрашенной бумаги, сделать коллаж из листьев, наклеив эти силуэты на лист бумаги.

Приложение 4.

Прогулка «Рябина и рябинка»

Цель: Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение. Находить прекрасное в живой природе.

Ход прогулки:

Педагог. Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину?

Дети. Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.

Педагог. Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно?

Дети. Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее красотой.

Педагог. Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина - так о ней поется в песнях. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину?

Дети. Из ее ягод варенье варят, чай заваривают.

Педагог. Кто еще любит ягоды рябины?

Дети. Птицы: снегири, свиристели, вороны.

Педагог. Рябине в народном кален-даре посвящен праздник - 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья - надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами. Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем ее ленточкой: пусть она оберегает наш дом. (Срывает веточку с гроздьями рябины, дает попробовать ягоды на вкус. Ведет детей к зарослям пижмы.) Как называется это растение? В народе оно известно как дикая рябинка. Посмотрите внимательно на нее и на веточку рябины. Чем они похожи?

Дети. Листья такие же.

Педагог. А какого цвета их листья? Сверху? Снизу?

Дети. Сверху темно-зеленые, снизу у пижмы - сероватые.

Педагог. Опишите цветки пижмы.

Дети. Они похожи на ярко-желтые пуговки, собранные вместе. Так же, как ягоды у рябины.

Педагог. А теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить ее от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой?

Дети. У нее листья похожи на листья рябины. И цветки расположены так же, как ягоды у рябины,- в виде зонтика.

Педагог предлагает сорвать несколько кустиков пижмы, засушить их и поставить в группе, чтобы еще раз внимательно рассмотреть пижму и сравнить ее с рябиной-оберегиней.

Приложение 5.

ВЕСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ

Задания к экскурсии:

1. Понаблюдайте за погодой и сравните ее с погодой, которая была зимой.

2. Посмотрите, в каких местах снег уже растаял, а в каких еще сохранился. Отличается ли внешний вид снега весной от его вида зимой?

3. Понаблюдайте, изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников? Появились ли на деревьях и кустарниках листья? Посмотрите, изменился ли внешний вид хвойных растений? Обратите внимание на то, появились ли цветущие травянистые растения?

4. Посмотрите, появились ли насекомые? В каких местах? Появились ли лягушки и другие животные, которых не было зимой?

5. Выясните, прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы, послушайте их голоса.

6. Обратите внимание, произошли ли изменения в жизни зимующих птиц и зверей?

7. Подготовьте рассказ, какие изменения произошли в природе по сравнению с зимой.

Приложение 6.

ИГРА "ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО"

Цель:  Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал: Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.

Ход игры:

Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):

- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:

- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

- подбери "посуду" для приготовления лекарства;

- расскажи о своем лекарстве.

ИГРА "ПОСТРОЙ ДОМИК ЖИВОТНОМУ"

Цель: Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных. Формировать у детей бережное отношение к животным и их жилью.

Материал: Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.

Правила: Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного "стройматериала" только те, что нужны для вашего животного. Выбрать "домик" для животного.

Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.

Ход игры:

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.

Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.

Приложение 7.

Имитационно-подражательные упражнения

Чуть слышно осень наступает,  

Плоды на ветках созревают.

Уж ягод сладких полон лес.         Ходят на носках.

И дождь осенний льет с небес.

Сад давно уж нас зовет...

Мы отправимся в поход.

Вот дорога впереди.                       Идут приставным шагом боком.

Боком надо нам пройти.

Высоко ноги поднимая,                Шагают с высоким подъемом колена.

Весело шагаем.                                    Прыгают на обеих ногах

Ступеньки к озеру спешат,            с продвижением вперед.

Ходят "змейкой".

Прыгать нам они велят.

По дорожке земляной

Идем "змейкой»

Затем обычною ходьбой.            Идут обычным шагом.

Врассыпную все идем.                 Ходят врассыпную.

Скоро-скоро сад найдем.

Что в саду мы увидали?              Бегут по кругу с ускорением

Яблоки красные                           и замедлением в зависимости от

Высоко на ветках,                        темпа музыки.

Их достанем, детки.                    Останавливаются, повернувшись лицом

                                            в круг. И.п. - основная стойка. 1 -руки вперед,

                                            вверх, подняться на носки. 2 - вернуться в и.п.                          

                                         Повторить 6-8 раз.

 Вот они какие –                          И.п. - сесть с прямыми ногами, руки внизу,

 Красные, большие.                       впереди. 1- развести руки в стороны, назад.

                                           2- вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Яблоки под деревом найдем      И.п.- сесть, ноги врозь, руки вниз.

 И в кучу соберем.                        1 - руки в стороны-назад.

                                           2 - руки вперед-вниз. Повторить 5-6 раз.

Дети яблоню потрясут -               И.п. - лежа на спине, руками обхватить  

                                                      согнутые в коленях ноги.

Яблоки качаться начнут.                1-4 - раскачивание вперед-назад.

                                                      Повторить 5-6 раз.

Яблоню мы потрясли,                  И.п. - опора на колени и кисти рук.

Яблоки попадали.                        1 - руки согнуть в локтевых суставах,

Заглянем под ветки:                     туловище прогнуть, сделать подлезание

Нет ли яблок, детки?                    вперед. 2 - вернуться в и.п.

                                             Повторить 3-4 раза.

Яблоко с ветки упало                   Прыжки по показу ведущего.

 И запрыгало, поскакало.

Яблок много мы собрали             Идут спокойно врассыпную,

И немножечко устали.                  поднимая руки в стороны,

По саду долго мы гуляли,            вверх, вниз, к плечам.

Свежим воздухом дышали,

Руки в стороны, к плечам –

Не нужна усталость нам.

Руки вверх, вниз, вперед –

Пора заканчивать поход.

Подвижные Имитационно-подражательные игры

Игра "Лягушки" (прыжки)

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.  

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Игра "Лиса и куры" (бег, прыжки, лазание)

Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку, гимнастическую стенку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Игра "Заяц" (метание)

Дети становятся кругом, в центре круга - "заяц". Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел "зайца". "Заяц" пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.

Правила:

1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.

2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.

3. Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно быстрее.

Игра "Змейка" (бег с препятствиями, координация движений)

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку "змейкой", описать круг и т.д.

Правила:

1. Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы "цепочка" не порвалась.

2. Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать "след в след".

3. Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать "полосу препятствий" из больших кубиков или спортивных предметов (обручей" кеглей, гимнастических скамеечек).

4. Игру можно остановить" если "цепочка" порвалась, и выбрать нового ведущего.

 

Приложение 8.

Формы организации экологического воспитания дошкольников

(консультация для педагогов ДОУ)

Формы организации экологического развития дошкольников - формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.

  1. Задачи оздоровительной направленности:

•  охранять и укреплять здоровье детей;

•  учить их правильно взаимодействовать с природой;

•  формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;

•  учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

  1. Задачи образовательной направленности:

•  формировать элементарные экологические знания и представления, а также начала, азы экологического мировоззрения;

•  уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;

•  формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;

•  учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие животных организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязательность человека;

•  познакомить с Красной книгой.

  1. Задачи воспитательной направленности:

•  формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

•  формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними;

•  воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту; уважительное отношение к традициям своего народа;

•  развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города (поселка, деревни и т.д.);

•  формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;

•  развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;

•  воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцы, трактористы, лесничие и т.д.);

•  формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

  1. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

•  формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными;

•  учить ухаживать за объектами Уголка природы;

•  учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т.д.).

  1. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:

•  развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке и аппликации;

•  формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

•  учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;

•  показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни и т.д.) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы.

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы....

Пластилинография как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Введение Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Эстетическое в...

Игра – драматизация, как средство речевого, познавательного, коммуникативного, эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Целью данной работы является развитие творческой самостоятельности детей, эстетического вкуса в передаче образа, отчетливости произношения; а также обучение умению использовать средства выразительност...

Реферат на тему: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оглавление:Введение.Теоритические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитанияЗаключение.Список литературы....

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы.

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы.В дошкольной педагогике термин «педагогическая технология» рассматривается как...

Статья. "Проектная деятельность, как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием...