Консультация «Каким я вижу мир вокруг себя» (особенности детского восприятия)
консультация

Зененкова О.Л.

Консультация «Каким я вижу мир вокруг  себя» (особенности детского восприятия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakim_ya_vizhu_mir_vokrug.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Каким я вижу мир вокруг  себя» (особенности детского восприятия)

Воспитывая ребенка, все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой взаимопонимания. Не всегда малыш четко реагирует на «нельзя», выполняет требования, слышит просьбы. Почему так происходит? Все дело в разнице восприятия информации у взрослых и детей. Мы по-разному смотрим на мир, реагируем на события, оцениваем возможности. Малыш только вступает на тропу получения опыта и не всегда может правильно понять ситуацию, принять ваше решение, быстро проанализировать требование. Что делать? Нужно постараться поставить себя на место крохи, посмотреть на окружающие предметы и события его глазами. Чтобы понять чадо, нужно самому вспомнить, как это, быть маленьким.

В основе поведения, характера, действия лежит восприятие. Именно оно отвечает за наше отношение к предметам, строит поведенческие линии, стимулирует развитие.

Восприятие – фундамент знаний и умений. Оно становится проводником в окружающий мир и базой для последующего обучения. На протяжении всей жизни человек относится к большинству вещей по шаблону, постоянно незаметно для себя возвращаясь к опыту детства. Большинство наших привычек закладывается в раннем возрасте. Реакции, страхи, ощущение собственной значимости основываются на когда-то полученных знаниях, ощущениях.

Чтобы понять, как воспитывать, обучать и развивать своего кроху, стоит понять, как малыш получает информацию, анализирует и использует полученные данные. Примерив детское восприятие, вы сможете лучше понять своего кроху, найти действенную методику развития.

Что такое восприятие

Здоровый человек с рождения обладает 5 возможностями получить информацию об окружающих его предметах:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • вкус.

Каждая из этих способностей позволяет получить информацию о предмете, понять его предназначение, строение, возможности. Умение получить и обработать эту информацию называется восприятием.

Особенности восприятия мира детьми разного возраста

Восприятие ребенка – умение увидеть и понять, зачем необходим предмет, почему происходят разные события, докопаться до сути вещей. Оно проходит вместе с карапузом все стадии его взросления, становясь базой для навыков, умений, характера. Помогая своему малышу развивать органы чувств, познавать при их помощи мир, родители дают крохе возможность быстрее и легче продираться через терние незнания и непонимания. В зависимости от возраста восприятие вещей изменяется. Оно развивается вместе с карапузом, помогая ему достигать новых вершин.

Восприятие мира ребенком с рождения до 1 года

Когда человек появляется на свет, его слух, нюх, вкус и осязания полностью готовы к постижению окружающего мира. Возможности зрительного восприятия немного отстают, но за первые пару недель жизни приходят в полную готовность. Рожденный человек – пустой сосуд, готовый наполниться всевозможной информацией.

Если бы у нас была возможность посмотреть на мир новорожденного человека, то мы бы удивились. Малыш видит общее светлое пятно, без граней и отличительных особенностей. Звуки представляют сплошную какофонию. Нос наполняется букетом разнообразных запахов, еще не знакомых карапузу. Тело попадает в неизведанное состояние, в утробе матери малыш не чувствовал холода, тепла, влаги или прикосновений. Все было постоянно и приятно, а после трудного и сложного процесса появления на свет, мир ребенка полностью изменяется.

Первые 10 дней после рождения самые сложные в жизни крохи. Ему предстоит адаптироваться к новым условиям, понять, что такое голод, холод, мокрые пеленки или подгузник, тепло материнских рук. Именно в этот сложный для вашего чада момент включается его восприятие окружающего мира. С пониманием первых простых истин ребенок вступает на тропу познания, обучения, запоминания.

Первый год жизни полностью подчинен информации от органов чувств. Ощущая, наблюдая, пробуя, слушая, постепенно кроха обучается пользоваться дарованными возможностями. Из сплошного пятна прорисовываются очертания мамы, игрушек, родственников. Какофония начинает расслаиваться на отдельные знакомые мелодии и звуки. Тело привыкает к телесному контакту, возникает четкое разграничение приятных и неприятных действий и состояний. Благодаря восприятию, малыш получает все больше информации, она его увлекает, стимулирует познать еще больше, подняться над землей, дотянуться до яркой погремушки, сесть, пойти.

Стадии познания

Процесс познания мира до года состоит из нескольких стадий.

Малыш слышит звук погремушки – включаются слуховые рецепторы. Он вызывает у него интерес. Карапуз поворачивается в сторону звука и пытается увидеть, что его издает – включается зрительное восприятие. Следующий раз, когда кроха услышит этот звук, его мозг выдаст ранее полученную информацию. Он узнает его и быстро повернется на него.

Следующим этапом мозг захочет получить больше информации. Карапуз постарается дотянуться до игрушки и потрогать ее – включатся двигательные рецепторы. Когда получить предмет удастся, малыш сможет почувствовать текстуру, температуру, жесткость

Обязательным на этой стадии изучения мира является попытка попробовать предметы на вкус.

Так, благодаря простым для взрослого человека действиям, карапуз получит большое количество информации о предмете. В следующий раз, услышав звук, он вспомнит каждую деталь.

Постепенно, изучив окружающее пространство, кроха захочет пойти дальше и использовать уже знакомые предметы по-другому. Это может быть спонтанное желание или действие по образцу. Именно так в нашем сознании формируется первичный опыт. Благодаря восприятию мы может представить все известные нам вещи, события.

На основе восприятия формируются не только знания, но и страхи, переживания, стрессы. Так как кроха еще не обладает достаточным пониманием окружающей действительности, некоторые события могут вызвать негативные эмоции, сформировать боязнь. Бороться со страхами и негативным отношением, полученным в раннем периоде, достаточно сложно. Поэтому стоит внимательно относиться не только к предлагаемым малышу игрушкам и занятиям, но и собственным словам, действиям.

С момента рождения малыша стоит помнить, что дети не понимают, что такое опасность, не видят границ. Они все познают через ощущения. Малыш не знает, что делает плохо, но по вашей мимике, жестам, интонации может догадаться, что делает что-то не то. Будьте бдительны.

У родителей, стремящихся развивать восприятие своего ребенка, малыши быстрее:

  • осваивают новые умения;
  • формируют важные для познания навыки мышления, логики, анализа и т.д.;
  • растут с меньшим количеством ненужных страхов и опасений;
  • правильно воспринимают собственное Я.

Первый год в жизни малыша очень важен для дальнейшего развития. Заложенные в этот период базовые знания об окружающих предметах станут опорой для:

  • сложных навыков;
  • умения говорить;
  • формирования отношения к людям и предметам.

Уделив внимание развитию органов чувств малыша, взрослые помогут ему спокойно, уверенно, качественно пройти первый год и вступить в активную фазу познания мира с полными любопытства глазами, хорошими задатками.

С года до 3 лет

В год большинство малышей уже осваивают умение ходить, их восприятие развивается вместе с мышлением. Годовалый ребенок начинает осваивать более сложные умения, приобретает навыки изучения окружающих предметов, основанные не только на чувственном восприятии, но и на простых логических операциях, полученном опыте.

К 1,5 годам большинство карапузов начинают сортировать знакомые игрушки по цвету, форме, размеру. С удовольствием находят знакомый предмет среди других и приносят его взрослому. Мир вокруг маленького человека постепенно становится понятным и простым, но от этого не менее интересным. К ощущениям постепенно присоединяются слова, обозначающие не только название, но и признаки.

Желание узнать как можно больше двигает малышом, он стремится не только потрогать и рассмотреть, но и изменить окружающую действительность. Осознание своих возможностей, умение приводит к формированию навыков разрушения и строительства, воображение, образного мышления.

В этот период родителям важно начинать приучать себя к пониманию важности произносимых слов. Малыш еще не понимает, что такое ирония, сарказм, переносное значение. Каждое ваше слово он воспринимает в первоначально полученном значении. Внимательно следите за своими словами. Нечаянно сказанное слово, использованный оборот могут вызвать у карапуза не ту реакцию, что вы ожидаете. Уже годовалому чаду нельзя говорить, что у него что-то не получается, о его неудачах.

Рекомендуется формировать: стремление тренироваться, созидать. Подбадривайте, говорите, какой он молодец и как у него все хорошо получается. Дети хорошо воспринимают слова, понимают заложенный смысл и верят в сказанное. Не нужно создавать себе дополнительных препятствий.

С 3 до 7 лет

К трем годам восприятие речи становится движущей силой познания. Основную информацию о предмете карапуз получает из ваших объяснений, рассказов. Не малую роль в этом процессе играет собственный опыт, полученный из непосредственного изучения разных сторон предметов.

В три года ребенок, с которым занимались, имеет хорошую базу знания и легко ею пользуется. Полученная новая информация анализируется при помощи знакомых методов восприятия. Чтобы запомнить новый предмет, его название, вкус, текстуру и т.д. уже не нужно долго и упорно его изучать, мозг моментально выискивает нужный признак из ранее изученных. Именно поэтому дети среднего и старшего дошкольного возраста, при вопросе «на что похож предмет» часто используют названия других знакомых предметов (зеленый, как огурец, круглый как солнце).

После трех лет классическое восприятие переходит в автоматический режим и играет меньшую роль. На первый план выходят сложные умственные способности, позволяющие анализировать, выстраивать в ряд, додумывать и фантазировать.

Благодаря умению говорить и называть вещи, малышу больше не нужно прибегать к простым способам коммуникации, он может легко вспомнить нужное слово и обозначить желаемое достаточно точно.

Такое положение вещей не говорит, что можно забыть о тренировке органов чувств. Нет. Восприятие информации через чувства желательно тренировать на протяжении всей жизни. Это позволяет не только улучшать общие умственные способности, но и способствует сохранению здоровья.

Особенно нужно обратить внимание на развитие зрительного восприятия. С трех до 6 лет важно научить карапуза чувствовать пространство, соблюдать пропорции, подбирать необходимые по размеру детали, цвет, формы.

Благодаря творческим занятиям, при соблюдении норм света в помещении, зрение вашего малыша будет давать ему большой спектр информации, совершенствовать двигательные навыки и координацию.

Восприятие мира школьником

В школу приходят дети с образным мышлением, но благодаря интенсивности образовательного процесса, постепенно нарастающей нагрузке, научению новым видам исследований, к окончанию малыш начинает смотреть на мир так, как все взрослые люди. Восприятие мира в школьные годы сильно изменяется под действием множества разных факторов. Опыт, знания, жизненные ситуации и даже гормоны влияют на формирование итогового восприятия окружающей действительности.

От того, как пройдут школьные годы, какие уроки подготовила для крохи жизнь, во многом зависит его отношение к окружающим, любовь или отрицание, стремления, мечты. Роль родителей в этом процессе огромна. С рождения и до взрослой жизни, родители своим примером показывают ребенку путь, стимулируют или тормозят развитие, подбадривают или расстраивают. Родительское слово – может быть напутствием или тормозом. Старайтесь всегда быть на стороне вашего ребенка. Пусть он воспринимает мир, чувствуя за своей спиной надежную стену родителей. Говорите о своей любви и поддержке, старайтесь раскрашивать его будни разнообразными интересными событиями.

Школьник еще ребенок, он смотрит на мир через те истории и сказки, которые вы рассказывали ему. Он верит в добро и справедливость, честь и достоинство. Каждое негативное действие ему нужно разъяснять понятным образным языком. Многие родители допускают ошибку, стараясь вести с детьми взрослые диалоги. Ребенок ощущает это доверие, стремится соответствовать ожиданиям, искусственно подавляет в себе проявление детства. В последствие, не реализованные детские помыслы выливаются в подростковые и взрослые психологические проблемы.

Как взрослые могут помочь малышу развить восприятие

Развитие различных видов восприятия

В раннем детстве, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим является восприятие предметов. Только действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов.
Своевременное сенсорное воспитание на раннем возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной ориентировки в окружении, эмоциональной отзывчивости, полноценного развития ребёнка. Основная задача – формирование различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, обоняния) как начальной ступени познания окружающей действительности.
Развитие слуха ребёнка
С момента рождения ребёнок начинает накапливать своеобразный «звуковой» словарь: запоминает звуки окружающей среды и учится соотносить их с предметами или живыми существами, которые их издают.
Как способствовать развитию слуха ребёнка
1. Обеспечить охрану слуха ребёнка (удалить громкие голоса, крики, шум).
2. Учить ребёнка различать звуки окружающей среды, называя и указывая источник звучания (лай собаки, мяуканье кошки, пение птиц, гудок машины).
3. Находить источник звучания на разном расстоянии.
4. Развивать чувство ритма (слушать медленные и быстрые мелодии, двигаться с ребёнком в такт музыки, петь простые песенки, взяв руки ребёнка в свои, прохлопывать ритм мелодии).
5. Играть на детских музыкальных инструментах с различным звучанием (барабан, дудочки, свисток, ксилофон, погремушки).
6. Под ритм ударных музыкальных инструментов манипулировать игрушками, изображениями животных (мишка идёт медленно: топ-топ, а теперь побежал быстро-быстро: топ-топ-топ).
7. Проводить игры на распознание источников звучания (музыкальная игрушка, коробочка с песком, рисом, фасолью). Пусть ребёнок в вашем присутствии кидает в пустую банку из-под кофе различные мелкие предметы: монетки, горошины.

8. Научить ребёнка прикладывать ухо к трубе (склейте из большого листа бумаги полую, открытую с обоих концов) и переговаривайтесь с ним, меняя тембр своего голоса; пусть и он что-нибудь ответит.
9. Купить ребёнку игрушки с различным звучанием.
10. Использовать звукозаписи шумов и звуков окружающей среды (мяуканье кошки, пение птиц, шум поезда, грозы, стрекотанье кузнечиков).
Стимуляция зрения ребёнка
Важным этапом развития зрения является переход от восприятия объёмных предметов к восприятию плоскостных изображений (картинок). Задача родителей состоит в том, чтобы стимулировать зрение ребёнка, предоставляя ему возможность рассматривать разнообразные объекты, развивая его зрительное внимание, сосредоточенность, активный познавательный интерес к окружающему миру.
Как стимулировать зрение малыша
1. Рассказывайте о тех предметах, которые попадают в поле зрения ребёнка. Восхищайтесь понравившимся ему объектом.
2. Показывайте «фокусы». Накройте платком предмет, игрушку, сдёрните платок и предложите ребёнку внимательно рассмотреть и потрогать предмет, расскажите о его предназначении.
3. На прогулке учите сравнивать и обобщать увиденное, чтобы у ребёнка начинал формироваться обобщённый образ предмета. («Смотри, едет большая машина, а это проехала маленькая. Всё это – машины».)
4. Наблюдайте из окна (под другим углом зрения) за тем, что происходит на улице, прокомментируйте события.
5. Чтобы помочь ребёнку научиться рассматривать плоскостные изображения, приклейте реальный объект к листу бумаги.
6. Сделайте специально для детей альбом, предназначенный для рассматривания картинок. На листы приклейте крупные изображения предметов, игрушек, людей. Обязательно рассказывайте детям, что на них изображено.
7. Когда ребёнок научится рассматривать картинки, привлеките его внимание к книжке. Первые книжки выбирайте с плотными картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать и не порвёт. Иллюстрации должны быть чёткими, доступными для восприятия, с минимальным количеством деталей.
8. Проводите игры, связанные с вкладыванием мелких предметов, нанизыванием на шнурок или толстую леску пуговиц, бусин. Это способствует развитию зрительного сосредоточения, координации движений глаз и руки.
Развитие осязания
Стимуляция тактильных ощущений –
Это методика расширения представлений о материалах и предметах, имеющих различную поверхность.
1. Гладкий – шершавый. Научите ребёнка различать материалы с противоположными характеристиками (гладкая дощечка и наждачная бумага, зеркало и ковровое покрытие).
Мягкий – твёрдый (камешек и пёрышко, подушка и стол). Старайтесь закрепить понятие с помощью большого количества примеров (во время режимных моментов, на прогулке, в группе показывайте и позволяйте ребёнку потрогать новые для него поверхности предметов: гладкий жёлудь, шероховатую шишку или кору дерева, рыхлую землю, твёрдый асфальт).
2. Знакомьте ребёнка с разными тканями. Сложите в коробочку лоскутки шёлка, меха, бархата, фланели. Доставая лоскутки по одному, предоставьте ребёнку возможность ощупывать, мять их.

Обучающее пособие
1. «Волшебный мешочек». Сшейте из цветной ткани небольшой мешочек и положите в него уже знакомые предметы: шишку, пёрышко ватный шарик, меховой помпон, камешек. Попросите ребёнка засунуть руку в мешочек, взять один предмет и, не вытаскивая руки из мешочка, определить на ощупь, что это такое.
2. «Пальчиковый бассейн». Возьмите любую крупу (рис, гречку) и насыпьте её в большую ёмкость, спрячьте в крупе игрушку и попросите ребёнка её найти. Вместо крупы можно использовать песок, пробки.
3. Обтяните несколько кубиков разными материалами: фольгой, искусственным мехом, бархатом, наждачной бумагой. Научите ребёнка строить из них башню или поезд. Спрашивайте, какой кубик он держит в руках, какой он на ощупь.
4. Рисование на крупе, песке. На яркий пластмассовый поднос ровным слоем насыпьте лёгкую крупу: манку, пшено. Научите ребёнка рисовать по поверхности подноса.

  • Развивающая среда. Предоставьте малышу для исследования предметы различных форм, цвета, фактуры. Старайтесь максимально разнообразить его жизнь, насытить его всевозможными знаниями о жизни и ее разносторонности.
  • Творческие занятия. Знакомьте кроху с многообразием способов изучения мира, дайте возможность самостоятельно создавать собственную реальность.
  • Разговаривайте. Значение слова в жизни ребенка невозможно переоценить. Не игнорируйте всевозможные почему, старайтесь рассказать обо всех вещах, интересующих малыша.
  • Совместное времяпровождение. Каждому ребенку важно знать, что он часть семьи. Старайтесь как можно больше времени проводить со своим крохой, устраивайте семейные выезды, прогулки, мероприятия. Особенно это важно для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
  • Игры. Дошкольники познают мир через игру. Младшие школьники во многом представляют мир через игровые понятия. Дайте возможность своему крохи узнать максимальное количество разнообразных интересных занятий. Через них малыш воспринимает максимальное количество информации. Если малыш наиграется в детстве вдоволь, во взрослой жизни ему будет легче.

Восприятие малышом окружающего мира – важное, дарованное природой умение. В ваших силах помочь крохе осознать, узнать, понять множество нужных вещей и умений. Позвольте ребенку ощущать, воспринимать и осознавать каждое мгновение своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким я вижу детский сад будущего!

Рассуждение на тему каким я вижу детский сад будущего.......

Эссе на тему "Какой я вижу прогулку в детском саду".

«Какой я вижу прогулку в детском саду"....

Каким я вижу детский сад в будущем

Это небольшой Эссе о детскомсаде в будущем...

«Особенности детского восприятия предметов декоративно-прикладного искусства»

quot;Если педагог стремится развивать             ребенка как творческую личность ,он должен вводить его в "большое искусств...

ППД - особенности детского восприятия.

физиологические и психологические особенности детского восприятия, которые должны учитывать взрослые, обучая детей правилам дорожного движения....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ДЛЯ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ»

Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу, ...

Консультация для родителей "Русская народная песня для детского восприятия"

Консультация для родителей "Русская народная песня для детского восприятия"...