«Особенности детского восприятия предметов декоративно-прикладного искусства»
статья на тему

Мамедова Алида Пирали кызы

"Если педагог стремится развивать             ребенка как творческую личность ,

он должен вводить его в "большое искусство", становясь посредником между ним и хрупкой, нежной,

эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркой душой ребенка".

И. Аюева, воспитатель д/с №11 г. Армавира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья старшего воспитателя ГБДОУ №5 Мамедовой Алиды  Пирали кызы

 

 «Особенности детского восприятия предметов декоративно-прикладного искусства»

"Если педагог стремится развивать             ребенка как творческую личность ,

он должен вводить его в "большое искусство", становясь посредником между ним и хрупкой, нежной,

эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркой душой ребенка".

И. Аюева, воспитатель д/с №11 г. Армавира

           Человек с самого рождения находится в среде разных вещей. На разных жизненных этапах, в разных условиях и обстановке для человека меняется назначение, значимость и функции этих вещей. Красивые вещи побуждают к рассматриванию и любованию ими независимо от назначения.

                Малыш к первому году своей жизни  останавливает свой взгляд на самом ярком предмете из большого количества предложенных, и тянется к нему. Срабатывает заложенная в нем природой возможность для освоения и восприятия красивой вещи. Доказано, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями в освоении предмет-ного мира, чем школьники. Этим предметом для малыша может быть и погремушка, и матрешка и  даже телефон. Для малыша все эти предметы являются источником одной и той же информации – они яркие, обьемные, красивые, их можно взять в руки, по ним можно постучать и даже попробо-вать на вкус. Дальше этого процесс восприятия и освоения предмета не идет.

                К моменту посещения ребенком образовательного учреждения, у него накапливается небольшой опыт в общении с красивыми предметами. Чем старше становится ребенок, тем больше его тянет к интересным предметам и знакомству с ними. Постепенно формируется почва для продолжения работы в освоении предметного мира. Это знакомство происходит в образовательных  учреждениях.

      В среднюю группу нашего детского сада поступают так называемые «домашние» дети, и дети, посещающие другие образовательные учреж-дения. Очевидна большая разница в восприятии предметного мира между этими детьми. Дети, не посещающие детский сад, общаются с красивыми вещами, как с  ярким, радующим глаз предметом, который можно пощупать и погладить. Идет процесс знакомства с новой вещью.

       Дети же, которые посещали образовательные учреждения, уже имеют небольшой сенсорный опыт в общении с красивыми вещами. Они уже знакомы с  дымковской игрушкой, матрешкой, различными свистульками. Это знакомство у них проходило в процессе образовательной деятельности художественно-эстетического направления.

      Декоративно-прикладное искусство – один из видов изобразительного искусства, который вводит ребенка в мир красоты, воспитывает красотой, обучает красотой. Красота – это совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, удовольствие, удовлетворение. Так трактует смысл  этого понятия С.И.Ожегов. Действительно, декоративно-прикладное искусство дает представление об окружающем нас красивом предметном мире, о культуре, быте, фантазии народа. В них находят отражение образ жизни, традиции, фольклор, талант и трудолюбие народных мастеров.

         Занятия по ДПИ всегда являются любимыми, радостными, эмо-циональными. На них происходит творческий всплеск, поднимается наст-роение от общения с интересными говорящими предметами, которые могут очень много о себе рассказать. У детей появляется возможность настоящей дружбы с предметами старины и народными игрушками.

        Устойчивый интерес и любовь детей  к ДПИ естественен. Природно-климатические условия не позволяют нам долго наблюдать за красотой  природы в летне-весенний период, любоваться ярко-пурпурной палитрой петербургской осени. Короткое  лето быстро возвращает нас к серо-бело-черной гамме питерского пейзажа. Наши воспитанники не всегда имеют возможность посещать музеи, выставки, где могут увидеть разно- образные предметы красоты, красивые вещи, утоляя тем самым свой сенсорный голод.

       В условиях нашего образовательного учреждения в этом детям помогает мини-музей декоративно-прикладного искусства. Мини-музей был создан 10  лет назад при активном участии родителей наших воспитанников. После посещения музея игрушки, этнографического музея и выставки          «Народные промыслы России», мы решили организовать в детском саду мини-музей. Активное участие в сборе экспонатов принимали родители, которые уходили корнями в Новгородскую область, Архангельскую область, Вятскую губернию, в Городец, Жостово, Павлов  Посад и Великий Устюг, Скопин и Каргополь. В нашем музее дети любуются красивыми изделиями народных мастеров, знакомятся с подлинными образцами известных промыслов, изучают историю создания разных ремесел в России.

        В процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством России участвует учебное пособие - карта «Народные промыслы России». Карта создана мною после многолетних творческих исследований, посвященных творчеству народных умельцев, создающих красивые, самобытные изделия декоративно-прикладного искусства. Каждый промысел на этой карте обозначен красным кружочком и небольшим стилизованным изображением изделия, которое изготавливается народными умельцами в этой местности. Уже в течение нескольких лет наши дети с удовольствием проводят время в мини-музее. Они с удовольствием находят на карте заданную им вещь или промысел, сравнивают с подлинными изделиями, запоминают характерные цвета и роспись, присущие изделиям декоративно-прикладного искусства. В процессе работы с картой ребенок знакомится с понятиями север, юг, запад, северо-западный регион и др., что способствует развитию ориентировки  и навыков работы с физической картой.

       В нашей современной активной  жизни у наших воспитанников не всегда есть возможность непосредственного знакомства с музейной средой, с произведениями великих художников и народных мастеров. Причины разные – чрезмерная занятость родителей, слабая организация досуга детей в выходные дни, пассивность и др. Поэтому, наиболее приемлемо осуществление этого знакомства в условиях ДОУ. В этом незаменима роль мини-музеев, созданных в ДОУ совместно со всеми участниками образовательного процесса. Проводимые в ДОУ занятия-путешествия из группы в мини-музей дают возможность провести с детьми искусствоведческие беседы, привить навыки культурного поведения в музейной среде, что очень важно в воспитании культурного горожанина, который  с уважением и любовью, бережно и трепетно относится к  культурному наследию. Беседы, проводимые в музее, способствуют развитию основ визуальной коммуникативности. Дети - посетители музея, смотрят и видят цвет, форму, декор, пластику, ощущают фактуру, слышат звон, стук, запах дерева и свежей щепы.   Такие путешествия способствуют также развитию речевых коммуникаций. В процессе освоения и восприятия красивых изделий у детей формируется  эстетическое отношение к окружаю-щему миру, они знакомятся с эстетической характеристикой  предмета, для чего используют в речи эпитеты, сравнения, стихи, потешки, которые рассказывают любя своей лошадке или непослушному богородскому медвежонку.

         Знакомство с  образцами декоративно-прикладного искусства способствует реализации преемственных связей дошкольного образования и начальной школы. В процессе восприятия  предметного мира ребенок  выражает личностное отношение к вещи, общается с ним, сочиняет сказки к интересным скульптурным композициям (Ковровская глиняная игрушка), рассказывает о своей любви к обследуемому предмету, высказывает мысли вслух, обогащая свой  словарный запас искусствоведческими терминами. Во время пребывания в нашей музейной среде дети знакомятся с музейной терминологией (муза, экспонат, зал и др.)

          Для формирования навыков восприятия окружающего нас богатого предметного мира огромную роль играет развивающая среда. Организация  художественно-развивающей  предметно-пространственной  среды должна способствовать   развитию у  ребенка понимания красоты, умения смотреть и видеть, развитию основ визуальной коммуникативности. Но среда развития не должна быть пресыщена красивыми вещами, являющимися продуктом разных видов деятельности человека. Среда  развития и обстановка должны соответствовать  тому, чему посвящена проектная  деятельность  детей на данный момент. Красивая вещь должна оказаться в нужное время в нужном месте.  

          Я наблюдала за группой детей 4-5 лет. На полочке с машинками вдруг оказалась хохломская сахарница. Дети были удивлены, наперебой задавали вопросы, почему эта вещь на полке с машинками, она ведь хрупкая, красивая, она должна стоять на полке в музее, ее надо беречь и охранять. Такое бережное и уважительное отношение к мастерству народных мастеров, к образцам  декоративно-прикладного искусства вызывает положительные эмоции и у воспитателей, и у детей. Наступает пора творческого сотрудничества между детьми и взрослыми. Комарова Т.С.пишет: «Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми значениями – значит дать обильную пищу для творчества детей». Дальнейшая работа воспитателя в тесном сотрудничестве с детьми – чтение стихов, потешек, сказок о народных игрушках, рассматривание картинок, поделок, составление альбомов, организация творческих мастерских, где происходит знакомство детей с глиной, гончарным кругом и др.

        Наличие в развивающей среде  красивых, декоративных предметов способствуют реализации сенсорного опыта детей, дает возможность более близкого знакомства с миром окружающей нас действительности. Если ребенок постоянно находится в тесном контакте, в гармонии с красивыми вещами, они становятся ему знакомы, близки и не отвлекают ребенка в процессе  работы в разных жанрах изобразительного искусства. Из категории незнакомых предметов, которыми они являются для детей младшей возрастной группы, они переходят в категорию привычных, знакомых. Наличие в развивающей среде богатого предметного мира формирует познавательные способности дошкольника, расширяет кругозор и эстетическое восприятие окружающего мира, где каждый экспонат таит в себе большой поток информации. Ребенок готов осваивать и воспринимать тот предмет, который ему сейчас интересен и нужен. И в этом незаменима роль педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с предметами декоративно- прикладного искусства НОД "Наша игрушка- руская матрёшка"

Познакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства с русской матрёшкой. Рассмотреть росписи семёнолвской матрёшки, дымковской/ загорской, филимоновской игрушкой.дать понять из чего сдела...

ППД - особенности детского восприятия.

физиологические и психологические особенности детского восприятия, которые должны учитывать взрослые, обучая детей правилам дорожного движения....

Консультация «Каким я вижу мир вокруг себя» (особенности детского восприятия)

Консультация «Каким я вижу мир вокруг  себя» (особенности детского восприятия)...

Своеобразие восприятия детьми дошкольного возраста предметов декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусст­во как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Имен­но поэтому оно близко е...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...